Изучение русского языка как неродного
статья по русскому языку на тему

Улыбышева Светлана Васильевна

Рекомендации к изучению в общеобразовательных учреждениях русского языка как неродного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение русского языка как неродного

                                                                               С.В. Улыбышева,

                                             учитель русского языка и литературы

                                                         МОУ «ЦО №2» г. Ясногорска

    В Ясногорске несколько лет функционирует ООО «Кондитерская фабрика «Золотая Русь», где работают в основном выходцы из Сирии. Обучение детей-сирийцев, не владеющих русским языком, представляет определённые трудности. Так, преподавание русского языка для инофонов ведётся без опоры на родной язык (арабский) и без языка-посредника (например, английского).

      Работа учителя направлена на изучение и закрепление лексико-грамматического материала, углубление полученных знаний, формирование навыков использования грамматических конструкций, а также расширение лексического запаса.  Особое внимание уделяется формированию речевых навыков.

     Так как родной язык не используется при изучении русского языка, то я выбираю следующие методы преподавания.

Прямой (активный) метод

  1. С помощью рисунков, картинок, предметов вводятся новые слова.
  2. Учащиеся повторяют за учителем небольшой текст.

Аудиолингвальный метод

   1.Учащиеся повторяют за учителем новый диалог сначала хором, затем индивидуально. Пониманию диалога способствуют рисунки, жесты, мимика.

   2.Тренировка по образцам (изучение нового грамматического правила).

   3.Закрепление материала по цепочке.

Метод действий

   1.Учитель даёт команды, ученики выполняют действия.

   2.Ученики дают команды друг другу. Например: « Открой книгу», «Покажи карандаш», «Посмотри в окно», «Посчитай предметы».

Ситуативный метод

  1.Развите навыков устной речи: слушания и говорения. Учитель использует ситуативные картинки, видеофильмы.

  2.Учащиеся разыгрывают ситуации, меняя роли и произнося выученные реплики диалога.

Натуральный метод

 1.Развитие навыков понимания речи: слушание.

 2.Продуцирование речи. Учитель задаёт вопросы –  ученики  отвечают.

 3.Порождение речи. Игры, проблемные задания. Например, после прочтения учителем русской народной сказки «Три медведя» подготовить пересказ от имени Мишутки.

Молчаливый метод

  1. Учитель показывает и называет предметы (элементы одежды, канцелярские принадлежности, фрукты).
  2. Учащиеся хором повторяют слово, затем каждый повторяет это слово.

Групповой (коммунальный метод)

  1. Учащиеся говорят между собой о том, что их интересует.
  2.  Необходимые слова и фразы записываются на доске и анализируются.
  3. Ученики работают с карточками, заучивая слова.
  4.  Работа в парах с использованием старых и новых слов.

      Чтобы научить детей-инофонов активно участвовать в речевой деятельности, то есть научить их решать поставленные цели речевыми средствами, необходимо соотносить цель деятельности с речевым высказыванием. Учащиеся разыгрывают ситуации, в которых вырабатывается их речевое поведение в различных социальных ситуациях. Поведение определяется социальным контекстом. Главным в овладении языком является формирование коммуникативной компетенции. Для этого нужно использовать ситуации – устанавливать межличностное общение. Отсюда принцип личностно-деятельностного подхода. Моя роль как учителя состоит в том, чтобы создавать условия коммуникации и облегчать её.

  Так, учитель предлагает ситуацию « В парикмахерской». Ученик становится участником разговора с парикмахером. Он должен объяснить мастеру, какая причёска его устраивает. То есть, возникает речевой стимул как причина, побуждающая к речи.

     Также ситуации « В магазине», « В музее», «В аптеке» и так далее. Можно предложить написать письмо родственникам, рассказать в нём о себе и спросить о том, что сейчас происходит в родной стране, городе.

    Задание: примите участие в беседе. Узнайте у собеседника: Какая у него семья? Где она живёт? Как зовут его отца, мать, братьев, сестёр? Сколько им лет? Где работают его родители? Где учатся или работают его братья и сёстры? Кем хотят стать младшие братья и сёстры? Что они любят делать в свободное время? Чем они занимаются, чем интересуются?

  Задание: познакомиться с человеком, который заинтересовал. С этой целью описать другу внешность, возраст, место учёбы этого человека.

   По мере изучения русского языка дети создают словарики, таблицы, которые постоянно пополняются. Слова  распределяются по тематическим блокам: «Человек», «Семья», «Кухня», «Дом», «Транспорт», «Животные», «Растения», «Времена года».

   Индивидуальное задание: создать генеалогическое древо (с помощью учителя).

    Чтобы активизировать речевую деятельность учащихся, я организую экскурсии в Ясногорский художественно-краеведческий музей, городской парк. Дети получают задание поделиться впечатлениями, ощущениями, рассказать также о достопримечательностях родной страны, города.

     При обучении детей-инофонов создаётся доброжелательная атмосфера сотрудничества ученика и учителя, ситуация успеха.

Литература

1.Баркова Т. П., Шахова Л.А.Работаем самостоятельно!: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовского  государственного  технического ун-та, 2006.-92 с.

2.Акишина А.А., Каган О.Е.Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз. Курсы, 2002.-256 с.

3. Лебединский С.И. Русский язык как иностранный: учебник/С.И. Лебединский, Г.Г. Гончар. _2-е изд., доп. и перераб.- Мн., 2011.-402 с.

4. Токарева И.Ю., Токарев Г.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся при изучении русского языка как неродного: учебно-методическое пособие/ Токарева И.Ю., Токарев Г.В. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК ППРО ТО», 2014.-136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Изучение русского языка как неродного.

Важность данного вопроса отмечают все учителя. Материал содержит классификацию ошибок, наиболее характерных для учащихся данной категории. Предложены некоторые виды деятельности....

Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК

О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...

Статья "Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного"

С одной стороны, обучение детей с русским языком как неродным является особой областью методики, для таких детей создаются специфические условия обучения, с другой стороны, все школьники Российской Фе...

Лингвокультурология как метод изучения русского языка как неродного

Основными понятиями лингвокультурологии являются «язык-человек», «концепт» и «картина мира»6. С точки зрения данной дисциплины, ее главным, основополагающим понятием является «концепт», понимаемый как...

Рабочая программа по изучению русского языка как неродного.

В связи с тем, что с 2016 года я обучаюсь в магистратуре по специальности: русский язык как иностранный, преподавание своего родного языка для людей, не изучавших его, входит в область моих интересов....

Характер ошибок, допускаемых обучающимися-билингвами, при изучении русского языка как неродного

Выступление (из опыта работы) на областном семинаре учителей русского языка и литературы...