Конспект урока русского языка "Правописание НЕ с причастием".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ne_s_prichastiem.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Класс: 6 класс

УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М.М. И др., « Дрофа», 2012 г

Учебный предмет: Русский язык

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема урока: Не с причастиями

Цели:

Образовательные: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями

Применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания не с причастием.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: систематизировать материал, ориентироваться в учебнике.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, орфограмму « Не с причастием».

Уметь находить причастия.

Личностные:

Умение проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация учебной деятельности.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Вы слышите, звенит звонок!

Нам говорит, начнём урок!

Терять не будем ни мгновенья,

И всем поднимем настроенье.

 

Ребята, а какое у вас сегодня настроение?

- Бодрое, весёлое, немного настороженное.

 

У меня сегодня тоже прекрасное настроение, потому что я вижу вас всех красивых и нарядных, улыбающихся и готовых к работе.

  • Ребята, а каким вы хотели бы видеть наш сегодняшний урок?

( Интересным, познавательным и , конечно же добрым.)

Надеюсь, что ваши пожелания сегодня исполнятся и наш урок будет именно таким, каким вы хотите сами его видеть.

Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, выставляя отметки в оценочный лист. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать собеседника

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации.

– Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

А с чего нужно начать, чтобы открыть новое знание? (С повторения того материала, который нам будет необходим для открытия). 
– Давайте вспомним, какие роли может играть НЕ. (Приставка, часть корня, отрицательная частица). 

От чего зависит выбор слитного и раздельного написания?

( От части речи)

Посмотрите внимательно на примеры, какое задание вы должны будете выполнить?

( Определять слитное и раздельное написание с НЕ )

- Каким правилом будете пользоваться? ( Слитного и раздельного написания Не с разными частями речи)

(Презентация, слайд)

1. Диктант (Записать номера слитного и раздельного написания)

1)(Не)широкая, а узкая дорога; 2)(не)был в школе; 3)(не)годовал по поводу проступка;  4)(не)уклюжий медвежонок; 5)ценим (не)праздность а трудолюбие; 6)(не)объятная даль; 7)(не)сделал ничего предосудительного; 8) выразить (не) нависть.

(Презентация, слайд) Взаимопроверка по ЭТАЛОНУ;

раздельно: 1, 2, 5, 7.
слитно: 3, 4, 6, 8.

 Все справились с заданием? Повторим все известные вам правила правописания не с разными частями речи.

 Правило вывешивается на доске.

Отвечают по цепочке.

 

-На столах у вас лежат карточки на пробное действие.

( Презентация Слайд)

 

Трава ( не) скошена, ( не ) погасший костер, ничем ( не) нарушаемая тишина, скамейки ( не) покрашены, ещё ( не ) окрепший после болезни.

  • Какая часть речи встречается в пробном задании? ( Причастие)
  • Что вы должны определить в этом задании?( Определить , в каких случаях НЕ пишется слитно, а в каких раздельно)
  • Что вы не смогли сделать?

( Я не смог определить , в каких случаях надо писать слитно и раздельно НЕ с причастием)

  • Какова цель нашего урока?

( Узнать правило слитного и раздельного написания Не с причастием)

Повторяют пройденный материал,

вспоминают правила правописания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

Отвечают на вопросы учителя, называют цель урока.

Познавательные УУД:

общеучебные умения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение аргументировать свое мнение, вступать в диалог со сверстниками.

РегулятивныеУУД:

волевая саморегуляция,

целеполагание как постановка учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.

IV. Построение проекта и выхода из затруднения 

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

 

  • Проанализируйте примеры и попробуйте сами сформулировать правило.
  • Презентация Слайд.

Не приземлившийся, а взорвавшийся метеорит.

Не полученный нами сигнал.

Сигнал не получен.

Ненавидевший ложь.

 Необнаруженная поломка.

  • Давайте оформим правило. У вас лежит на парте макет таблицы.

( Самопроверка Слайд)

 Анализируют примеры, формулируют правило правописания Не с причастием.

Регулятивные УУД:

целеролагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД:

умение структуировать знания, постановка и формулировка проблемы.

Общеучебные УУД:

Моделирование , выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

V. Реализация построенного проекта

Цель:

Построение и закрепление нового здания.

  • Ну а сейчас попробуем применить новые знания на практике
  • Вернитесь к пробному заданию и объясните написание.

( Ребята, пользуясь таблицей, объясняют написание слов)

Озвучивают написание слов.

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем.

Познавательные УУД:

умение выполнять логические операции, анализ, синтез, обобщение.

Регелятивные УУД:

волевая саморегуляция, самоконтроль.

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

Применение новых знаний в типовых заданиях.

Объяснительно-распределительный диктант.

 (Работа в парах 1 ученик выписывает причастия со слитным написанием с не, 2 ученик – с раздельным написанием, затем они проверяют друг друга).

(Презентация, слайд)

Слитно/Раздельно

  1. (Не)замеченная учеником ошибка
  2. (Не)греющее солнце
  3. (Не)проветренная комната
  4. Комната (не)проверена
  5. (Не)освещенная улица
  6. (Не)доумевающий взгляд
  7. (Не)сложенные, а разбросанные вещи
  8. (Не) прекращавшийся всю ночь дождь

– С какой трудностью вы столкнулись, выполняя это задание? (Правописание НЕ с причастиями , имеющими зависимые слова).

Ключи: слитно – 2,3,5,6; раздельно – 1,4,7,8.

Работают в парах.  Самороверка

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

VII. Динамическая пауза

Цель: Сменить вид деятельности.

Устали? Давайте немного отдохнем. Всем надо встать рядом с партой , постараться не мешать друг другу.

- Если причастие действительное, наклоняемся вправо.

- Если причастие страдательное — влево.

- Если в краткой форме — приседаем.

Успевающий, примятый, одевающаяся, одеваемая, покрыт, дувший, возвышавшийся, выполнено, сорванная.

Выполняют динамичные движения.

Личностные УУД

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цель: Включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Игра « Поработаем волшебниками!»

Превратите слитные написания в раздельные и наоборот.  

Непрочитанная книга

невыполненное задание

ошибка не замечена

несожженное письмо

не  законченная вовремя работа

незавершенная стройка

Задание «Корректор».

Записка.

Мама! Я торопилась, собиралась в школу, поэтому кровать оставила не застеленной, посуду не вымытой, пыль невытерта. Приду из школы, все будет сделано. Катя.

  • Какие  ошибки допустила Катя?

Дополнительное задание:

Составить миниатюру по опорным словам:

Ненастный день, не затянутый тучами клочок неба, не распустившийся ещё лист, неуютный пейзаж, только зеленеет неувядающий плющ

Работаем по цепочке, передавая друг другу волшебную игрушку.

Регулятивные УУД:

целеролагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД:

умение структуировать знания, постановка и формулировка проблемы.

Общеучебные УУД:

Моделирование , выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

X. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Соотнесение цели урока и его результат, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

  • Заканчивается урок. Пора подвести итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли? (Правописание НЕ с причастиями). 
    - Вы достигли поставленной цели?
  • В чем у вас было затруднение?

 Лист Самооценки.

Отвечают на предложенные учителем вопросы, озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.

Домашнее задание

Составить словарный диктант на изученную орфограмму.

Слушают учителя. Планируют деятельность по домашнему заданию.

Познавательные УУД

Уметь выбирать решение, обосновывать свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....

конспект урока русского языка "Что такое причастие" 7 класс

Конспект урока русского языка "Что аткое причастие" можно использовать в начале  изучения темы "Причастие"...