Урок русского языка в 8 классе по подготовке к написанию сжатого изложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кулагина Марина Владиславовна

Урок помогает поэтапно подготовить учащихся к ГИА, к самой сложной её части - написанию сжатого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок развития речи по подготовке к итоговой аттестации. Это  написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. Мы знаем, что это I часть из трёх вашего предстоящего экзамена, и причем самая сложная часть.  Тем более по результатам пробного экзамена у вас не всё благополучно: не многие, к сожалению, написали сжатое изложение на максимальных 7 баллов. Поэтому темой нашего урока является

Подготовка к написанию сжатого изложения.

(запишите в тетрадь)

Учитель.  Ребята, а как вы думаете, какую цель мы сегодня на уроке должны перед собой поставить, исходя из темы урока? (отвечают: научиться писать сжатое изложение)

Учитель. А что нам может помочь в этом, ребята, какие задачи необходимо выполнить для этого? (Развитие речевых способностей. Умение работать с текстом. Развивать логическое мышление. Строить грамотные высказывания…).

Учитель.  Верно, ребята. Сегодня мы с вами повторим, что такое сжатое изложение, вспомним, что необходимо знать для удачного написания сжатого изложения, каковы критерии его проверки, а также продолжим работу по анализу текста. Скажите, чем отличается сжатое изложение от подробного? 

(Зайцева. Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Учитель.  А что значит сжать текст? 

Ученик. Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце (микротеме), т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное - отказаться от подробностей.

Ученик. При написании сжатого изложения текст излагается кратко, но обязательно сохраняются его основные микротемы, а вот излишние подробности пропускаются. Для этого необходимо отобрать из предложенного текста основное и существенное, произвести исключение второстепенного материала, а также обобщить или упростить объемный, насыщенный материал, найти правильные речевые средства выражения и выстроить новый текст.

Ученик. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию,  отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип, но при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.                                

Ученик. При сжатии любого текста обычно опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений, при этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи  которых передается авторский стиль и колорит исходного текста.

Учитель. Молодцы, ребята, верно. А скажите мне, что нужно знать в первую очередь, приступая к информационной обработке текста после его прослушивания? (проблему, тему, главную мысль). Что такое проблема? (главный вопрос, который ставит автор текста;  тема текста – это то, о чем в нем говорится; основная мысль(идея) – это то, что хотел сказать автор).

Учитель. А сейчас повторим основные приемы сжатия текста. Какие вам известны? Назовите, пожалуйста.

Ученик. 1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; 2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений; 3) упрощение или замена сложных конструкций. При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов по принципу: «использую то, что мне удобнее» 

Ученик. Исключение - это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию: обособленные члены предложения, вставные конструкции, уточняющие члены предложения. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать лишние детали, объединить весь свой получившийся материал и составить новый текст. Исключать также можно:

- отдельные слова, словосочетания, фрагменты предложений,

- один или несколько синонимов в ряду однородных членов,

- одно или несколько предложений.

ученик. 2 прием – это обобщение. Обобщать можно однородные понятия, например, однородные члены заменяем одним обобщающим словом. Идти путем обобщения можно при сжатии текста с одинаковыми предложениями. Например, 3 предложения Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи можно заменить одним: Природа ожила.

Учитель. Еще что можно обобщить? (отвечают)

Ученик. 3 прием – упрощение. Это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций. Например, можно заменить части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом или…

Учитель.  Какие еще можете привести примеры упрощения или замены? (отвечают)

И, наконец, скажите, ребята, по каким критериям проверяется содержание сжатого изложения?

Ученик. Сжатое изложение проверяется по 3 критериям. Критерий 1 – это оценка содержания изложения, максимальное количество баллов за которое – 2, если точно изложил материал и раскрыл все 3 микротемы.

Критерий 2 оценивает сжатие текста. Если ученик применил все 3 приема сжатия, о которых мы только что говорили, и обязательное условие – во всем тексте, то он получит 3 максимальных балла.

Критерий 3 оценивает связность, последовательность, цельность изложения. 2 б. – нет логических ошибок, нет нарушения абзацного членения и всё последовательно.

Учитель. Итого максимально за содержание сжатого изложения можно получить 7 баллов. А как оценивается грамотность работы? (отвечают)

В критериях встречаются слова микротема и абзац. Что это такое?

Сколько времени на экзамене отводится на изложение? (90 мин)

Молодцы, ребята, теорией вы владеете в полной мере. А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике и поработаем над приемами сжатия текста в группе. Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Попробуйте применить в предложенных текстах приемы сжатия: исключение, обобщение, упрощение. На задание отводится 3 мин. Вы должны будете в устной форме представить отрывки сжатого пересказа.

(Учащиеся вслух рассуждают: при ответе - каждому столу 1 текст).

Карточки с текстами на отработку приемов сжатия

(по 1 тексту – на каждый стол)

  1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.

  1. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело - мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.

(В человеке необходимо воспитывать волю и ум, а главное – душу)

  1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыкант Рихтер, поэт Пастернак.

(…..известные деятели искусства).

  1.  Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (Для многих слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает) 
  2. Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. (………….потому что она важная часть нашего поведения и ума)

Учитель. Молодцы, ребята. Справились с заданием. А сейчас поработаем над развитием логического мышления, ведь один из критериев проверки изложения направлен на оценивание вашей логики и последовательности в изложении мыслей. Перед вами – набор предложений. Ваша задача –составить из них связный текст всей группой и быстро записать верный порядок цифр на бумаге, через 1 мин. я жду ваших ответов. Приступаем.

 

   1.Они обменивали одни товары на другие.

   2.Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото.

   3.Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег.

   4.На него можно было выменять любую вещь.

   5.Жители пустыни- искусные обработчики металлов- приезжали в лесистую

      местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.

Сравните с эталоном (написать на закрытой части доски)

3, 1, 5, 2, 4.

Учитель. А что помогло вам, ребята, быстро и правильно справиться с этой задачей? (отвечают: лексические средства связи и т.д.)

Учитель. Ребята, а какими же способами мы с вами учимся писать сжатое изложение?

(ОТВЕЧАЮТ. Можно использовать 3 варианта «конспектирования» текста:

1)  Записывать полностью, а потом сокращать, оставляя ключевые слова, которые передают микротему каждого абзаца, формулируя грамотное высказывание;

2) Записывать сразу ключевые слова, коротко обозначив микротемы каждого абзаца, передавая мысли своими словами.

3) Частично записать текст (при первом прочтении  полностью записываем 1, 3, 5, 7 предл.; при втором -  2, 4, 6, 8, 10 предл.)

Учитель.  Повторим основные этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения. С чего в первую очередь надо начать работу?

Ученик. Этап определения темы текста. Необходимо понять, о чем данный текст. Это можно сделать по началу текста, по ключевым словам и эпизодам, по поступкам героев или размышлениям автора.

Ученик. Этап определения идеи текста. Мы должны ответить на вопрос: зачем автор написал этот текст, какую мысль хотел выразить. Помочь в этом нам сможет  общая тональность текста, отношение автора к событиям или героям.

Ученик. 3 этап – это работа над структурой изложения.

 

Ученик. Этап моделирования сжатого изложения. Черновик.

Ученик. ПЕРЕПИСЫВАНИЕ В БЛАНК ответов.

Учитель. Сейчас приступим к главной задаче нашего урока – написание сжатого изложения. Внимательно прослушайте текст и приготовьтесь к его написанию.

                             Читаю текст. Географические названия.

      (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею в виду имена больших, самых прославленных рек Земли. (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

    (3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

      (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе.    (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.

 

Учитель. Ребята, понятен ли вам данный текст, его тема, идея, микротемы?(отвечают). Для выполнения 1 этапа написания сжатого изложения выполним 1задание – тест, которое поможет мне проверить глубину и точность восприятия вами исходного текста. Итак, обсудите вопросы теста в своих группах и обведите вариант правильного ответа. Время выполнения работы – 2 минуты.

1.О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

ОТВЕТЫ:

  1. В
  2. А
  3. Б

Учитель. Молодцы, ребята. Правильно выполнили задание. А сейчас я читаю текст 2раз, после чего у вас должна быть четкая структура изложения (читаю текст 2 раз). Что нового появилось в ваших работах? А сейчас, ребята, проведем небольшое исследование и попробуем заполнить информационную карту, которая лежит на ваших столах. Вы должны за 3 мин. не только вставить необходимые слова вместо пропусков, но и определить их роль в тексте. (работают)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА.

1.Имена рек - _____________     ______________   ____________________________ .

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)___________ ___ место,  боролись со  _________      __________________ .

3.Пришельцы, захватывая __________   _________, меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли  __________   ___________   ________ .

4.Мы не знаем, почему _______     ________   ____________

5.Может быть, они __________    _____________   ________.

6.Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________

__________ .

7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________ .

Учитель.  Итак, проверим, что у вас получилось? (читает по 1 предложению каждый стол по порядку)

ЭТАЛОН.

    Имена рек – старейшины в мире географических названий.

    Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.

    Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.

    Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются  и ныне, переходя от поколения к поколению.

Домашнее задание: написать сжатое изложение прослушанного текста на бланках, используя информационную карту (образцы бланков вы найдете в моем виртуальном  факультативе «В помощь учащимся»).

!!! Обратимся к эпиграфу нашего урока. Объясните слова

С. И. Ожегова. Следуя совету ученого, как нужно строить свои высказывания?(ОТВЕЧАЮТ)

!!! Обратимся к стенду «К уроку». Этот материал для тех, кто еще недостаточно усвоил алгоритм написания сжатого изложения.

Учитель.  В заключение нашего урока нужно получить билетик на выход. Я прошу вас поработать в группе и записать получившиеся предложения в таблицу (3 минуты).

БИЛЕТИК НА ВЫХОД

                                         Стол № _______

Отрывки из исходного текста

Получившийся текст

сжатого пересказа

 

Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

Но почти всегда пришельцы, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших речных потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.

Итоги урока.     Итак, ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке, который был посвящен …..  (ОТВЕЧАЮТ)

 Подведем итоги  нашей работы. Перед вами лежат небольшие символические разноцветные книжечки. Оцените, пожалуйста, свои знания и выберите ту книжечку, которая соответствует вашим знаниям по умению писать сжатое изложение.

зеленый –   я хорошо разбираюсь в этой теме и многое понимаю;

желтый–     я знаю материал урока, но недостаточно;

красный –  мне ещё необходимо многое повторить и выучить.

Урок окончен. Спасибо, ребята.

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. 

Описание: http://counter.rambler.ru/top100.cnt?1113696Вспомогательные цели урока:

  1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;
  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Повторить особенности публицистического текста.
  4. Познакомить с текстом на литературную тему.  
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  6. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
  7. Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  8. Умение сокращать текст разными способами;
  9. Умение правильно и логично излагать свои мысли,
  10. Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

  • выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
  • производить исключение и обобщение;
  • определять родовые и видовые понятия;
  • различать целые объекты и их части;
  • показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"

Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"...