Входная контрольная работа по русскому языку в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Кулагина Марина Владиславовна

Диагностическая работа приближена к формату ОГЭ и предполагает проверку знаний учащихся 9 класса по русскому языку на начало учебного года. В работе представлено 6 вариантов с ответами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagn._rabota._9_kl.docx59 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

 (1)Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? (2)— Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... (3)И никто не сказал: добрым. (4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5)Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? (6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота. (7)Я задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек? (8)Может быть, это лишь кажется? (9)Нет, это действительно так. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства. (11)Чувство заботы о жизни утверждается в её сердце задолго до того, как она становится творцом новой жизни. (12)Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. (13)Доброе неразрывно связано с красотой.

(14)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (15)Добрые чувства, эмоциональная куль тура — это средоточие человечности. (16)Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с по знанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (17) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.

(18) Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. (19)Я стремился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и «случайно». (20)Мы с детьми возвращались из лесу. (21)Видим, у дороги сидит на траве дедушка. (22)Он чем-то расстроен. (23)«Что-то случилось у человека, — говорю я детям. (24)— Может быть, он заболел в дороге? (25)Может быть, что-то потерял?»  

(26)Подходим к старику, спрашиваем: (27)«Чем вам помочь, дедушка?» (28)Старик тяжело вздыхает. (29)«Спасибо, дети, — говорит он, — как бы вы ни хотели мне помочь — не сможете. (30)Горе у меня большое. (31)Старуха умирает в больнице. (32)Вот еду к ней, ожидаю автобуса. (ЗЗ)Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди». (34)Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. (35)Домой они расходились под впечатлением печальных слов старика. (36)Собирались ещё поиграть немного, но как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.

(37)Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. (38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство. (39)Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

Задания

1.  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключается источник доброты?»

  1. (6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота.
  2. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.
  3. (12)Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты.
  4. (15)Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.

2.   В каком предложении нет синонимов?

  1. (2)— Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным...
  2. (4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость?
  3. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.
  4. (40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

3. В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1. сотни ответов (предложение 1)
  2. теплоты сердца (предложение 6)
  3. утверждается в сердце (предложение 11)
  4. отточить чуткость (предложение 19)

4.Замените слово щебетанье в предложении 34 синонимом. Напишите этот синоним.

5.Из предложений 26-33 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

6.Из предложений 19-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением.

7. Из предложений 14-17 выпишите краткое страдательное причастие прошедшего времени.

8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах

Видим,(1) у дороги сидит на траве дедушка. Он чем-то расстроен. «Что-то, (2)наверное,(3) случилось у человека,(4) — говорю я детям. — Может быть,(5) он заболел в дороге? Может быть,(6) что-то потерял?»

9. Среди предложений 35-40 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

10. Замените словосочетание ответов мальчишек (предл.1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

11. Из предложения 10 выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы).

Вариант 2

(1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ста вит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7)Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

(15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

(16)Это как круги на воде. (17)Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Задания

1.  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Что такое добро?»

  1. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей.
  2. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
  3. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о круп ном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.
  4. (15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

2.  В каком предложении содержатся антонимы?

  1.  (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
  2.  (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою.
  3. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.
  4. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.

3.В каком значении употреблено слово националист в предложении 10?

  1. человек, любящий свою родину
  2. человек, противопоставляющий свою нацию другим
  3. человек, проповедующий войну
  4. человек, любящий людей

4. Замените слово слагается в предложении 4 синонимом. Напишите этот синоним.

5.Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся глас ной в корне.

6.Из предложений 16-18 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

7.Из предложений 7-9 выпишите слово, в которых правописание личного окончания определяется тем, что это глагол II спряжения.

8.Выпишите  цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном предложении.

Многое,(1) как я уже говорил,(2) начинается с мелочей,(3) зарождается в детстве и в близком.

9.Среди предложений 7-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. Замените словосочетание цель жизни (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

11. Из предложения 17 выпишите грамматическую основу.

Вариант 3

 (1)Лувр отапливался калориферами1. (2)Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. (3)Он чуть попахивает пылью. (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи. (5)Это греются нищие. (6)Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза. (8)Посетители тоже как будто ничего не замечают. (9)Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

(10)0собенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме2. (11)Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей — моих тётушек. (12)Даже в те далёкие времена тальмы вышли из моды.

(13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка. (14)Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

(16) Ноги        у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.

(17)Пожилая        художница стояла невдалеке за мольбертом и пи сала копию картины Боттичелли. (18)Художница решительно по дошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, пере несла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:

(19) —        Садитесь!

(20) —        Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.

(21) Художница вернулась к своему мольберту. (22)Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

(23)Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. (24)Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спи ну, шаркнул ногой и звонко сказал:

(26) - Мерси, мадам!

(27)Художница, не оборачиваясь, кивнула. (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. (30)Очевидно, это было действительно так. (31)Он совершил маленький великодушный по ступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

 

Калорифер — прибор для нагревания воздуха.   Тальма — женская длинная накидка без рукавов.

Задания

1.В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключался великодушный поступок мальчика?»

1.  (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

    (26)— Мерси, мадам!

  1.  (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке.
  2.  (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.

4) (31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

2. В каком варианте ответа нет фразеологизма?

  1. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза.
  2.  (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
  3. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.

         4.            (31)Он        совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

3.  В каком значении употреблено слово зоркие в предложении 6?

  1. с острым зрением
  2. хорошо видящие вдаль
  3. высокомерные, злые

4. Замените стилистически окрашенный фразеологизм гора свалилась с плеч в предл. 31 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5.Из предложений 1-10 выпишите слово(-а) правописание корня в котором(-ых) определяется правилом «После шипящей под ударением в корне пишется Ё, если в родственных словах или формах слов пишется Е».

6. Из предложений 1-8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

7. Из предложений 20-25 выпишите слова, в которых правописание суффикса (Н или НН) определяется правилом «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».

8. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

Они делают вид,(1) что просто не замечают этих людей, (2) хотя,(3) например, (4) закутанный в рваный серый плед старик нищий, (5) похожий на Дон Кихота, (6) застывший перед картинами Делакруа, (7) не может не броситься в глаза.

9. Среди предложений 19-22 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

10.  Замените словосочетание луврские сторожа (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.

Вариант 4

(1) Прошло три года.

(2)Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (5) Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (6)Как бы то ни было, зала была набита битком. 7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта.

(9)Южнорусская публика вообще любит и ценит свои родные мелодии, но здесь даже разношёрстная толпа была сразу захвачена глубокой искренностью выражения. (10)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

(12) Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. (13)Слепой сидел с опущенною головой, удивлённо прислушиваясь к этому грохоту. (14)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам. (15)Многолюдная зала мгновенно притихла.

(16)В эту минуту вошёл Максим. (17)Старик слушал и ждал. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков...

(19)И вдруг сердце Максима упало. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер. (22)И опять живой рокот, всё ярче и сильнее, сверкающий и подвижный, счастливый и светлый. (23)Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (24)На глазах старика появились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.

(26)«Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Мак сим. (27) — Да, он прозрел... (28)На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

(29)И старый солдат всё ниже опускал голову. (30)Вот и он сделал своё дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой...

(По В. Короленко)

                                 Задания.

1.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сердце Максима упало?»

  1. (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

  1. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков...
  2. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон.
  3. (24)На глазах старика появились слёзы.

2.В каком из предложений используются антонимы?

  1. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе.
  2. (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений.
  3. (7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом.
  4. (28) На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

3. В каком значении употреблено слово глубокой в предл. 9?

  1. имеющая большую глубину
  2. отдалённая, глубинная
  3. большая и сильная
  4. тщательно скрытая

4.Замените стилистически окрашенный фразеологизм сердце упало в предложении 19 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.

6. Из предложений 12-15 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от их значения.

7. Из предложений 10-13 выпишите слова, в которых правописание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это полные страдательные причастия прошедшего времени.

8. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном предложении.

Никто не признал бы его слепым, (1) если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама,(2) как говорили,(3) жена музыканта.

В7 Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

9. Среди предложений 9-13 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

10. Замените словосочетание людское горе (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. Из предложения 14 выпишите грамматическую основу.

Вариант 5

(1)Я ушёл далеко за город. (2)По краям дороги, за развесистыми вётлами, волновалась рожь и тихо трещали перепела; звёзды теп лились в голубом небе.

(3)В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая, что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

(5)Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской усадьбы. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон. (7)Тёплый воздух тихо струился, звёзды мигали, как живые. (8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавшийся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

(9)Меня потянуло в тёмную чащу лип. (10)Из людей я там ни кого не встречу: это усадьба старухи помещицы Ярцевой, и с нею живёт только её сын-студент. (11)Он застенчив и молчалив, но ему редко приходится сидеть дома. (12)Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель профессор сулит ему вели кую будущность.

(13)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. (14)Вдруг где-то недалеко за мной раздались звуки настраиваемой скрипки. (15)Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон. (1б)3начит, молодой Ярцев дома... (17)Музыкант стал играть. (18)Я поднялся, чтобы уйти: грубым оскорблением окружающему казались мне эти искусственные человеческие звуки.

(19)Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. (20)Но что это была за импровизация! (21)3вуки лились робко, неуверенно. (22)Они словно искали чего-то, словно си лились выразить что-то. (23)Не самою мелодией приковывали они к себе, — её, в строгом смысле, даже и не было, — а именно этим томлением по чему-то другому, что невольно ждалось впереди. (24)Вот-вот, казалось, будет схвачена тема. (25)Но проходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми рыданиями: намёк остался непонятым.

(26)С новым и странным чувством я огляделся вокруг. (27)Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. (28)Но я смотрел на неё уже другими глазами: всё окружающее было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдающим звукам.

Задания.

1.Почему герой-рассказчик испытывал в душе глухое раздражение?

  1. Герой-рассказчик заблудился.
  2. Его оскорбили звуки скрипки — «искусственные человеческие звуки».

  1. Он чувствовал, что красота природы недоступна ему.
  2. Он не увидел молодого Ярцева и не поговорил с ним.

2. В каком из приведённых ниже фрагментов использованы контекстные синонимы?

  1. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.
  2. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон.
  3. (8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавшийся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.
  4. (15)Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон.

3. В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1. по краям дороги (предложение 2)
  2. волновалась рожь (предложение 2)
  3. воздух струился (предложение 7)
  4. глухим раздражением (предложение 13)

4. Замените слово аккомпанементом в предложении 28 синонимом. Напишите этот синоним.

5.Из предложений 5-6 выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

6.Из предложений 13-14 выпишите слова с неизменяемыми на письме приставками.

7. Из предложения 3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется тем, что это действительное причастие образовано от глагола I спряжения.

8. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Говорят, (1) он замечательно играет на скрипке и его московский учитель профессор сулит ему великую будущность. Вот-вот,(2) казалось, (3) будет схвачена тема.

9 . Среди предложений 5-9 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

10. Из предложений 26-27 выпишите словосочетание со связью примыкание.

11. Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.

Вариант 6

 (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)0 чём же рассказывала мне музыка? (5)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (6)Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(7)Вася, не переставая играть, говорил:

(8) —        Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (10)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (11)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (12)Написал на границе, прощаясь с родиной. (13)Он посылал ей последний привет. (14)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.

(15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (16)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (17)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (18)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (19)Но всё равно она оборвалась. (20)Печка потухла. (21)Слоясь, засыпали в ней угли. (22)Тишь. (23)Темень. (24)Грусть.

(25)— Уже поздно, — сказал Вася из темноты. — (26)Иди домой. (27)Бабушка будет беспокоиться.

(28)—        Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

(29) Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: «За что?».

(30)—        Я не знаю, за что...

(31)И        выскочил из избушки. (32)Растроганными слезами благо дарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (ЗЗ)Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. (34)Ничего сейчас не страшно. (35)В эти минуты не было вокруг меня зла. (36)Мир был добр и одинок — ничего, ничего дурного в нём не умещалось. (37)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (38)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, — это и была моя родина.

(39)... Прошло много лет. (40)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (41)Кругом пахло гарью, пылью. (42)И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (43)Эта музыка разбередила воспоминания. (44)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (45)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (46)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (47)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти по жары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (48) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

Задания.

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос, заключённый в предложениях 4-5?

1.(6)Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

  1.  (8)— Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого.
  2.  (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
  3.  (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.

2. В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1.  боль жива (предложение 14)
  2.  угасала скрипка (предложение 15)
  3.  засыпали угли (предложение 21)
  4.  стоял возле пушек (предложение 40)

3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является сравнение?

  1.  (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
  2.  (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.
  3.  (16)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой.
  4.  (32)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.

4.Замените фразеологизм непробудным сном в предложении 6 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5. Из предложений 47-48 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

6. Из предложений 18-29 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

7. Среди предложений 21 – 29 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

8. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при уточняющих членах предложения.

Музыка властвовала над оцепеневшем от горя городом, (1) та самая музыка, (2) которую, (3) как вздох своей земли,(4) хранил в сердце человек, (5) никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

9. Среди предложений 1-6 найдите предложения с одиночным приложением. Напишите номера этих предложений.

10. Из предложения 40 выпишите словосочетание со связью примыкание.

11. Из предложения 44 выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы).

Ответы. Диагностическая работа в 9 кл

Задания

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В -1

3

4

1

разговоры

умирает

соприкасается

воспитаны

2356

40

мальчишечьих ответов

Девочка более добра, отзывчива, ла скова; инстинкт живет

В -2

1

2

2

складывается

слагается

разрастаясь

любит

12

8

Жизненная цель

Круги становятся слабее

В -3

1

3

3

Стало легче

Решеток, решетках

черный

Безмолвных

Неуверенно пристально

34

20

Сторожа Лувра

Они стараются пройти

В -4

3

4

3

испугался

Мгновенно притихла

Прислушиваясь притихла

Охваченной

опущенною

23

11

13

Горе людей

Он поднял и ударил

В -5

3

3

1

сопровождение

Темнел

Вековой

Воды

Накипавшим

настраиваемой

изменяющимися

123

6,8

Огляделся вокруг

Потянуло

В -6

1

4

3

похоронены

сердце

Беспокоиться

Рассмеялся

28

12

2,3

Стоял однажды

Хотелось умереть; я послушал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входная контрольная работа по русскому языку 5 класс ФГОС

Контрольная работа состоит из трех частей.  Часть А - тест, часть В - исправить ошибки в тексте, часть С - дописать данный текст....

Входная контрольная работа по русскому языку. 6 класс

Входная контрольная работа по русскому языку. 6 класс (с грамматическим заданием) по ФГОС...

Входная контрольная работа по русскому языку 9 класс

Входная контрольная работа по русскому языку 9 классПроверка уровня знаний по всем разделам русского языка...

Входная контрольная работа по русскому языку 11 класс

На выполнение работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей.Часть 1 включает 17 заданий  (А1-А17). К каждому из них  даны 4 варианта ответа, из которых только один пра...

входная контрольная работа по русскому языку 6 класс (УМК Ладыженская ...) составлена по ФГОС 2,со спецификацией и кодификатором

Входные контрольные работы по русскому языку (УМК Ладыженской) составлены по ФГОС2 ,с кодтификатором ,спецификацией. Имеется образец (таблица) анализа работ...

Входная контрольная работа по русскому языку 8 класс

Работа представлена в 2 вариантах....