Технологическая карта урока русского языка. Тема"Правописание предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема "Правописание предлогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема: «Правописание предлогов»

 Разработала:   Сидельцева Светлана Петровна

 учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии №11

2017 год

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе в технологии развивающегося обучения

Класс: 7 класс

УМК: Русский язык. Под ред. Львовых

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Правописание предлогов

Цель урока: сформулировать правило написания предлогов для выполнения уч-ся практикоориетированного задания «Параграф учебника»

Задачи:

обучающие: формировать навыки правильного написания предлогов;

развивающие: развивать умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи;

воспитывающие: воспитывать культуру поведения при  исследовательской работе, индивидуальной работе, работе в группах и парах.

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

-  регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности, объект и предмет исследования в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

- познавательные УУД: исследовать новый материал,  закрепить умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, проводить  сравнение.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать правописание предлогов, знать отличительные признаки  предлогов от самостоятельных частей речи.

Уметь находить предлоги.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

Оборудование: презентация «Правописание предлогов», дневники наблюдений, организация рабочих столов для  2 групп, учебники.

Этап технологии развивающе-го обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.  Деление класса  на 2 группы.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника;

 формулировать свои мысли.

Естественное действие

1.Самоопределение к учебной деятельности.

1.1. Актуализация знаний 

1.2. Самоопределение к деятельности

- Мы будем не просто мастерами своего дела, а учеными, и проведем  урок - исследование. Скажите, что значит провести исследование?  (Тему, цель, задачи, предмет исследования, наблюдение над языковым явлением, сделать выводы по теме) Мы с вами, как  самые настоящие исследователи,  будем вести дневник наблюдений, который лежит у вас на партах.  Подпишите свои дневники и запишите число.

- Работаем в  2 группах: 1 группа, 2 группа. Наблюдение над языковым явлением.

- Перед вами текст, прочитайте его и выполните задания к нему. Но прежде чем перейти к заданию,  обратите внимание на слово «оцени», которое находится справа.  Вам в течение урока необходимо  в каждом задании оценить свои ответы, в конце исследования вы посчитаете свои баллы и переведете их  в отметки.

1. Озаглавьте текст и напишите название.

2. Определите стиль речи _______________

3. Определите жанр речи _______________

- Давайте прочитаем  вслух эти тексты и проверим правильность выполнения вами заданий.

Большая панда (текст для 1 группы)

Большая панда, или бамбуковый медведь, достигает   длины 1,5м, не считая хвоста (еще12,5см), и массы 160 кг.(У) зверя очень характерный узор: черные или темно-бурые уши, "очки" (вокруг) глаз, мочка носа, губы и конечности, включая плечевой"хомут",а остальное тело белое, иногда (с) рыжеватым отливом, (в)(следстви..)  этого имеет некоторое сходство с енотом. Большая панда встречается (в) китайских провинциях Сычуань, Ганьсу и Шэньси из(за) густых зарослей бамбука. Она в этих местах ходит (вокруг).

Загадка летучей мыши (текст для 2 группы)

        В(течении..) долгого времени биологи не могли ничего определенного сказать (на)счет зрения летучих мышей. Из(за)необходимости решить эту проблему проделали такой опыт. Принесли (в)кабинет летучую мышь, зашторили окна, заткнули щели и дыры. (Не)смотря на полный мрак, летучая мышь спокойно летала (по)комнате, не задевая мебели, не натыкаясь (на)стены. Когда кусочками черного пластыря ей заклеили глаза, мышь продолжала летать свободно, (не)смотря по сторонам, будто прекрасно видела.

        - Почему выделенные слова взяты в скобки? () Что их объединяет? () На основании этого задания определите тему урока.  Запишите ее в дневнике наблюдений. Какова цель урока? ()Запишите в дневнике и цель. Как вы думаете, какой будет объект исследования, то есть с каким материалом мы работать? (Текст,  учебник).  Теперь сформулируем предмет исследования, то есть что мы будем исследовать в этих текстах? (Правописание предлогов)

Ученики работают в двух группах, они читают свои тексты и выполняют к ним задания, затем озвучивают правильные ответы и проводят самооценивание своих вариантов, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД

Уметь озаглавливать текст,

 определять стиль и тип речи,

находить предлоги.

Коммуникативные УУД

Уметь определять  тему урока-

исследования, ставить цель

учебной деятельности,

 определять объект, предмет и

задачи исследования, уметь

слушать собеседника,

формулировать собственное

мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое

действие в соответствии с

поставленной задачей.

Уметь оценивать результаты

деятельности,  сравнивать,  

придумывать правила, делать

обобщения, анализировать

собственную работу.

Освоение информации по проблеме

2.Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Для того чтобы определиться с задачами исследования, мы с вами выполним следующие задания:

Задания.

1. Раскройте скобки в предложениях данного текста и распределите предлоги по графам таблицы:

Правописание предлогов

Слитно

Раздельно

Через дефис

- Какие проблемы у вас возникли при выполнении задания?  Сформулируем задачу  №1.

Задача №1: научиться писать предлоги (слитно, раздельно, через дефис)

Решим эту задачу с помощью учебника: откройте страницу 91, найдите правила написания предлогов  и допишите 2-3 примера в таблицу «Правописание предлогов». Проверим ваши варианты правописания предлогов из текста:  красным цветом выделены правильные ответы для 1 группы, а синим цветом – для 2 группы.

- Давайте озвучим полученные результаты выписанных примеров из учебника и обобщим изученный материал.

Ученики выполняют первое задание, формулируют первую задачу, решают эту задачу с помощью учебника, самостоятельно изучают правила написания предлогов, дописывают в таблицу еще 2-3 примера на слитное, раздельное и дефисное написание, читают эти правила вслух для закрепления.

Динамическая пауза

Видеоролик: Большая панда проводит динамическую паузу.

Повторяют движения за  Большой пандой, в процессе  разминают руки, туловище, глаза.

Личностные УУД

Установка на здоровый образ

жизни и ее реализация на уроке.

2.2 Учебно-познавательная деятельность (обучение, продолжение)

2. Определите у выделенных красным цветом слов  часть речи.

- Легко ли было определить части речи у выделенных слов?  Значит, над чем еще надо будет сегодня поработать, т.е.  сформулируем  задачу № 2.

Задача № 2: совершенствовать умения отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Решим вторую задачу с помощью творческого задания: придумайте правила для разграничения предлогов от самостоятельных частей речи.

- Для этого мы сравним примеры из таблицы

Предлоги

Самостоятельная часть речи

1. «Очки»  (вокруг чего?) вокруг глаз;

1. Ходит (как?) вокруг

2. Несмотря (на) можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение уступки «хотя полный мрак»

2. Не смотря  по сторонам можно заменить деепричастием  «не глядя»

3. В течение долгого времени (в течение чего?)

3. В (быстром) течении реки

 Сделаем выводы.

3. Вставьте орфограммы в конце слов.

Задача № 3: выяснить, какую букву следует писать на конце производных предлогов Е или И?

Для решения третьей задачи вам нужно запомнить, что в предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е. Проверьте свои варианты ответов.

Все учащиеся определяют часть речи у выделенных слов, формулируют вторую задачу, придумывают правила различения производных предлогов от самостоятельных частей речи, выполняют третье задание и формулируют третью задачу, изучают новое правило.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в

 устной форме, отвечать на

вопросы учителя, слушать и

понимать речь других,

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Уметь с точностью и

достаточной полнотой

выражать свои мысли.

Регулятивные УУД.

Уметь выполнять учебные

действия в умственной форме.

Познавательные УУД

Уметь работать с разными по

уровню заданиями, сравнивать

и делать обобщения.

Улучшенное действие

3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Приступите к оформлению эскиза вашего параграфа. Допишите новый теоретический материал, подпишите задания к упр.распределите упражнения от простого к сложному. Разместите ваш материал по порядку на листе А3.

Кому сложно выполнить работу самостоятельно, обратитесь к параграфу учебника.Те. кто не может выполнить задание при помощи учебника, обратитесь ко мне.

Учащиеся размещают теоретический материал на листах А3, упр. С заданиями от простому к сложному.

Познавательные УУД

Уметь систематизировать

материал, полученный на уроке.

Регулятивные УУД

Устанавливать последовательность действий при выполнении задания

Личностные УУД

Проявлять творчество при выполнении задания.

Рефлексивная деятельность

4. Рефлексия.

- Итак, подведем итоги, вернемся к цели урока, как вы думаете, достигли ли мы ее?

- Как выдумаете, получилось ли у нас сегодня на уроке исследование?

Рефлексия 

 - Оцените свою работу, посчитайте свои баллы и переведите в отметки.

Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Считают баллы и переводят их в отметку.

Регулятивные УУД

 Уметь осуществлять

итоговый контроль деятельности.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятель

ности, способность к самооценке

 на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли

 в устной форме, отвечать на

вопросы учителя, слушать и

понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять

 итоговый контроль деятельности

5. Домашнее задание

- Домашнее задание будет по выбору. Оно размещено у вас в дневниках наблюдения.

Домашнее задание на выбор:

1-й вариант – выполнить упражнение 561 стр. 91

2-й вариант –  выполнить упражнение 562 стр. 91

3-й вариант – выполнить упражнение 563 стр. 92

Познавательные УУД

Уметь выбирать решение,

обосновывать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока русского языка . Тема:"Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение". 6 класс ФГОС

Технологическая карта урока русского языка.Тема: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение."6 класс УМК Бабайцевой.  Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:урок открытия нов...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс...