технологическая карта урока русского языка Тема: « Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое          слово, определять вид словосочетания.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

    УРОК В 5  классе

Тема:   « Словосочетание»

Тип:       урок «открытия» нового знания

Цели:

деятельностная: формирование  у обучающихся умений реализации новых способов действия

по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной

                                                                       речью(устной и письменной),формирование ценностных ориентиров,            

                                                                      формирование границ собственного знания и незнания  

 

по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников,  

                                                                               умения адекватного понимания информации, умения строить устные

                                                                              высказывания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы,

                                                                              аргументировать свою точку зрения

содержательная: расширение понятийной  базы за счет включения в  нее новых понятий

по достижению предметных результатов:   формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в

                                                                          словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и        

                                                                          выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое                      

                                                                          слово, определять вид словосочетания.     

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Действия педагога

Деятельность обучающися

Универсальные действия

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать , трудиться,

Ведь заданья нелегки,

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Значит , мы должны учиться!

Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Целеполагание

2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

    -  Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, в лес, на речку.

    -  Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова:

(Речка, песок, солнце, лес).

     -  А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синяя речка, яркое солнце, собирать ягоды, лежать на песке,  погода жаркая, белые облака).(Слайд № 2)

Записывают слова

Составляют словосочетания

Самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения данного задания

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Открытие новых знаний

   -   Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

    - Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 3)

    - Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу).

    - Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? (Задать вопрос от главного слова к зависимому). Давайте определим в наших словосочетаниях. (Слайд № 4)

Синяя речка,

 яркое солнце,

 собирать ягоды,

лежать на песке,  

погода жаркая,

белые облака

   - Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом).

  - Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют по способу выражения главных слов? (Именные и глагольные).

А теперь укажите вид наших словосочетаний. (Слайд № 5).

   - Давайте с вами обратимся к учебнику. Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом).

Участвуют в обсуждении новой темы

Определяют главное и зависимое слово

Читают §26

Моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Планирование, прогнозирование, оценивание, коррекция, контроль

4.Первичное закрепление нового знания

-Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания. (Работа в парах)

Задание: Произвести синтаксический разбор предложений, выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний.

Белый пар по лугам расстилается . По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается.

 

Работа в парах. Обучающие списывают предложения, производят синтаксический разбор, выписывают словосочетания.

Выбор эффективных способов решения заданий

Контроль, коррекция и оценка действия партнера

Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок

5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами. (Слайд № 10, 11, 12)

           1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:

               А) Плыть быстро;

               Б) Серебристая река;

               В) Мокрый от дождя;

               Г) Задорно распевать.

           2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:

               А) Посетить библиотеку;

               Б)  Лесная прохлада;

               В) Недалеко от озера;

               Г)Солнце встаёт .

            3.Укажите именное словосочетание:

                А) Играть в мяч;

                Б) Подвижные дети;

                В) Смотрит  далеко;

                Г) Гуляешь с друзьями.

            4.Укажите  глагольное словосочетание:

                А) Горячий чай;

                Б) Лежит на лужайке;

                В) Игра в волейбол;

                Г) Помощь родителям.

Слайд № 11: 

  1. А;
  2. Г;
  3. Б;
  4. Б.

Слайд № 12:

Критерии оценивания теста:

  1. Ошибки отсутствуют  - «5»
  2. 1ошибка                        - «4»
  3. 2-3 ошибки                   - «3»
  4. 4 ошибки                      - «2»

Обучающиеся решают тест с взаимопроверкой.

Уметь контролировать действия партнера

Контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

6.Рефлексия деятельности

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

(Слайд № 13)

  1.  Сегодня на уроке мы вспомнили…
  2. Сегодня на уроке мы говорили о …
  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок, нарисуйте смайлик в тетради.

Участвуют в обсуждении итогов урока

Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

7.Домашнее задание

§26, упр. 132, 134

Записывают Д/З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока русского языка . Тема:"Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение". 6 класс ФГОС

Технологическая карта урока русского языка.Тема: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение."6 класс УМК Бабайцевой.  Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:урок открытия нов...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс...