Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Зария Камиловна Давлетханова

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе. 2 часа в неделю. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Рабочая программа по русскому языку в 9  классе  

                                                  Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов:

      1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089от 5 марта 2004 года с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России №609 от 23 июня 2015 года

      2. Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева, Баласс, 2008.

      3.   Учебный план МБОУ «Гимназия № 1»  имени Мусы Джалиля НМР РТ на 2017-2018 учебный год.

      4.   Положение о рабочей программе педагога в соответствии с ФК ГОС МБОУ «Гимназия №1»имени Мусы Джалиля НМР РТ

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:

  • формирование у учащихся языковой интуиции;
  • приобретение и систематизация знаний о родном языке;
  • овладение функциональной грамотностью;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
  • овладение орфографией и пунктуацией;
  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

            Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики,

           орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии,

           синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти

           знания на практике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов,  грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов в 9 классе для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования на базовом уровне. (Всего 68 часов: 2 ч. в неделю).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы  по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева, Баласс, 2008.

Тематическое планирование часов

Наименование разделов, тем уроков

Количество часов

Количество контрольных работ, часов развития речи

1.

Повторение. Синтаксис простого предложения.

12

7 ч.+ 3рр.+2кр.

2.

Сложносочиненное предложение

4

2 ч.+1рр.+1кр.

3

Сложноподчиненное предложение

35

20 ч.+13рр.+2кр.

4

Бессоюзное сложное предложение

9

6 ч.+3рр.

4

Способы передачи чужой речи

5

4 ч.+1кр.

5.

Систематизация изученного в 5-9 классах

3

3

6.

Итого

68

  1. .+20рр.+6кр.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9  классе

Международное значение русского языка. Нормы функционирования современного русского языка.  Взаимосвязь языка  и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.  Выявление лексических и фразеологических единиц языка  с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова (1 ч)

Повторение изученного о простом предложении.(1 ч)

Синтаксис сложного предложения (12 ч.)

Систематизация изученного.  Сложные предложения. Типы сложных предложений. ССП, СПП, БСП, сложные предложения с различными видами связи . (1 ч)

Сложносочиненные предложения. (4 ч.)

Построение сложносочиненного предложения. Союзы и значения сложносочиненного предложения.

Стилистические функции сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения. (35 ч.)

Построение сложноподчиненных предложений.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Роль указательных слов в подчинении предложений.

Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные  (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия, присоединительные).

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными.

Синонимика простых осложненных и сложносочиненных/сложноподчиненных предложений.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения в простом и сложном  предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

 Синтаксис.

Сложное бессоюзное предложение. (9 ч.)

Нормы построения бессоюзного предложения. Средства связи частей бессоюзного предложения.

Синонимика бессоюзных и сложносочиненных предложений.

Стилистические функции сложных бессоюзных предложений.

Сложные предложения с разными видами связи. 

Пунктуация.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Синтаксис.

Способы передачи чужой речи. (5 ч.)

Систематизация изученного о предложениях с прямой речью. Диалог.

Предложения с косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Пунктуация.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах.

Систематизация изученного в 5-9 классах (3 ч.)

 Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

Учащиеся должны знать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки;

- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;

- стили речи, из признаки и жанры;

- функционально-смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

-  владеть разнымивидами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

              говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

- создавать тексты различных стилей и жанров;

- владеть различными видами монолога и диалога;

- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учебно-методический комплект, используемый в преподавании учебного предмета

«Русский язык» в 9-а классе:

       1. Программа  по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева, Баласс, 2008.

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: 2010.
  2. Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие  под  ред. Н. А. Сениной. Ростов н/ Д: Легион, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  2. В.В.Бабайцева. Русский язык. Сборник заданий 8-9 класс к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012
  4. Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2012.
  5. ГИА 2013. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / Львова С.И. – М.: Эксмо, 2012. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).
  6. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2010
  7. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011
  8. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгогррад: Учитель, 2012
  9. Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2010
  10. Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2010
  11. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капмнос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2011
  12. Иформационное обеспечение

         http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

  • http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
  • http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
  • http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
  • http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Календарно-тематическое планирование

Разделы программы, темы уроков

Дата проведения

план

факт

1.

       

         2.

 Международное значение русского языка. Нормы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).     Взаимосвязь языка  и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.  Выявление лексических и фразеологических единиц языка  с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова(1 ч)

Повторение. Синтаксис сложного предложения 12 (7+ 3рр.+2кр.)

Повторение изученного о простом предложении. Простое предложение. Односоставное предложение. Предложения осложненные.Знаки препинания в конце простых  предложений.

2.09

6.09

3.

Р.р. Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Научные тексты

9.09

4

Р.р.  Сжатое  изложение

13.09

5

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

16.09

6.

Систематизация изученного.  Сложные предложения. Типы сложных предложений. ССП, СПП, БСП, сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении.

20.09

7.

Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного о простом предложении

23.09

8

Сложносочиненное предложение. Сложное союзное предложение. Строение  сложносочиненного предложения.

27.09

9.

Сложноподчиненное предложение. Сложное союзное предложение. Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы в СПП .

30.09

10

Бессоюзное сложное предложение. Строение бессоюзного сложного предложения. Пунктуация в БСП

4.10

11

Средства связи частей сложного предложения. Союзы и союзные слова в сложном предложении. Отличие союзов от союзных слов

7.10

12

Тестовая контрольная работа по теме «Синтаксис  сложного предложения»

11.10

Сложносочиненное предложение  4 (2+1р.р.+1к.д.)

14.10

13

Нормы  построения  сложносочиненного сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

14

Сочинительные союзы: соединительные,  разделительные, противительные. Знаки препинания в ССП

18.10

15

Р.р Свободный диктант

21.10

16

К.д. по теме «Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненные предложения 35 (21+13рр.+1кр.)

17

Сложноподчиненное предложение. Нормы построения сложноподчиненных предложений. Союзы и значение сложноподчиненного предложения

25.10

18

Подчинительные союзы и союзные слова

28.10

19

Роль указательных слов в подчинении предложений

1.11

20

Виды придаточных предложений. Изъяснительные

8.11

21

Р.р Свободный диктант

11.11

22

Виды придаточных предложений. Определительные. Место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении.

1.11

23

Р.р. Свободный диктант. Построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который».

18.11

24

Р.р.Публицистический стиль

22.11

25

26

Р.р. Основные виды сокращения текста. Сжатое изложение

25.11

29.11

27

Сложноподчиненные  предложения с придаточными обстоятельственными

2.12

28

Р.р. Рецензия.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

6.12

29

К.р. по материалам ГИА

9.12

30

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

13.12

31

Р.р Свободный диктант

16.12

32

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия и степени

20.12

33

34

Р.р.Сочинение в  формате газетной статьи с рассуждением-объяснением

23.12

27.12

35

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

30.12

36

Р.р. Свободный диктант

12.01

37

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условия

15.01

38

Р.р.Свободный диктант

19.01

39

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

22.01

40

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными

26.01

41

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

29.01

42

Р.р. Свободный диктант

2.02

43

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

5.02

44

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

9.02

45

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

12.02

46

Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными

16.02

47

Синонимика простых осложненных и сложносочиненных  и сложноподчиненных предложений

19.02

48

Р.р.Свободный диктант

26.02

49

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1.03

50

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

4.03

51

К.р. по материалам ГИА

11.03

52

53

Нормы построения бессоюзного предложения. Средства связи частей бессоюзного сложного предложения

15.03

18.03

54

Синонимика бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений

22.03

55

Стилистические функции сложных бессоюзных предложений

25.03

56

Сложные предложения с разными видами связи

1.04

57

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов

5.04

58

Р.р. Стиль художественной литературы

8.04

59

60

Р.р Сочинение на лингвистическую тему

11.04

15.04

Способы передачи чужой речи. 5 ч.

61

Прямая и косвенная речь. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью. Оформление на письме предложений с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при диалоге.

22.04

62

Предложения с  прямой  речью

63

Замена прямой речи косвенной. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Цитирование в предложениях с косвенной речью.

6.05

64

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

10.05

65

К.р. по материалам ГИА

13.05

Систематизация изученного в 5-9 классах. 3 ч.

66

Фонетика. Графика. Орфография. Обобщение знаний.

17.05

67

Лексика. Фразеология. Стилистика.

20.05

68

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Подведение итогов

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...