Деловая игра "Дискуссия. Основы её организации"(9-10 классы)
план-конспект урока по русскому языку (9, 10 класс) на тему

Окушко Вера Алексеевна

В образовательных программах по русскому языку в старших классах есть уроки развития речи. связанные с изучением дискуссии и её особенностей. Для старшеклассников, думаю, будет интересно изучить эту тему в нестандартной форме: побыть слушателями курсов организаторов дискуссий. Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок дан в режиме технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тема урока: Дискуссия. Основы ее организации

Цели:

  1.  Познавательный аспект ТЦУ.  систематизация знаний о дискуссии, формирование навыков ее организации.

Задачи:

  1. Усвоить понятия «дискуссия», «дискутант», «пропонент», «оппонент».
  1. Развивающий аспект ТЦУ. Формирование  навыков организации и ведения дискуссии.

Задачи. Учить:

    1) самостоятельно выделять главное в предложенной информации;

    2) доказывать свою точку зрения на поднятую проблему и опровергать суждение, не соответствующее личному мнению;

    3)  самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания;

    4) ответственно подходить к подготовке дискуссионного мероприятия как в качестве участника, так и организатора (ведущего) дискуссии.

          Развивать:

  1. Монологическую и диалогическую речь учащихся
  1. Воспитывающий аспект ТЦУ. Формирование гуманного отношения к окружающим.

Задачи. Формировать:

  1. толерантное отношение к окружающим;
  2. чувство ответственности за свои слова и поступки;
  3. дискуссионную культуру.

Форма: деловая игра «Курсы организаторов (ведущих) дискуссии».

Методы и приемы: ИНСЕРТ, «Бортовой журнал», «Синквейн», дискуссия «Cовместный поиск», самооценка деятельности учащихся на «Древе познаний».

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, распечатанный учебный материал:

  1. технологические карты (Приложение 1)
  2. текст № 1: «Правила поведения в дискуссии» (Приложение 2)
  3. текст № 2: «Памятка для организатора дискуссии» (Приложение 3)
  4. текст «Ситуации» (Приложение 4)
  5. текст «Лист наблюдателей» (Приложение 5)
  6. удостоверение (Приложение 6)

Оформление кабинета:

  1. Цитаты:    «Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами» (Г. Лессинг)

Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний)

Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.       (Цицерон)

Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ)

  1. На классной доске прикреплен плакат с изображением Древа познания.

Ход урока:

 I часть До начала урока

  1. Стадия вызова.

 Учащиеся знакомятся с содержанием объявления, висящего на дверях кабинета:

Вниманию учащихся 10а класса!

       Только сегодня, только сейчас и только здесь состоятся краткосрочные курсы «Дискуссия. Основы ее организации» для начинающих организаторов (ведущих)  дискуссий.

Если вы хотите научиться  высказывать свое мнение – то это к нам!

Если вы хотите научиться вести дискуссию – то это к нам!

Если хотите научиться проявлять свои организаторские способности – то это тоже к нам!

Оргкомитет курсов для старшеклассников

  1. Стадия осмысления. 

Самооценка учениками уровня знаний о дискуссии.

У дверей встречает помощник и предлагает участникам курсов оценить уровень своих знаний о дискуссии и организации дискуссии.  

(учащимся выдается жетон и листок с вопросом «Подумайте и ответьте, пожалуйста, на вопрос: «На каком уровне по пятибальной системе находятся Ваши знания о дискуссии и ее проведении?» и прикрепите Ваш жетон на соответствующий уровень «Древа познаний».

  1. Рефлексия.

Прикрепление учащимися своих жетонов красного цвета на Древе познаний на том уровне, который они определили для себя.

II часть    Урок: 

  1. Стадия вызова:

     Добрый день! Я рада приветствовать всех участников курса «Дискуссия. Основы ее организации». Хочется надеяться, что наше занятие пройдет плодотворно, в сотрудничестве. Обратите внимание на «Древо познаний», которое наглядно демонстрирует уровень знаний о дискуссии всех слушателей курсов. Это ваша оценка своим знаниям. Приятно видеть, что многие уже имеют представление о дискуссии.

О чем пойдет речь на курсах?

Чему вы хотели бы научиться на этом занятии?

(Ученики ставят цели урока)

     Итак, наши курсы объявляю открытыми.

  1. Осмысление содержания

     Просмотрите фрагмент телепередачи «Пусть говорят», посвященный теме «Тише, Глашенька, не плачь».

(Проецируется фрагмент телепередачи «Пусть говорят»)

    Можно ли назвать этот диалог, который вы сейчас увидели, дискуссией? Ваше мнение.

(Обсуждение фрагмента)

    Что, на ваш взгляд противоречит правилам проведения дискуссии?

( «-» - неумение выслушать собеседника, повышенный тон, агрессивность, перебивание друг друга;

«+» - задана тема, не отклоняются от темы, аргументация своего мнения)

      Вы внимательны. Понятие о сегодняшней теме у вас есть. Это очень приятно.

      В ходе занятия вы будете делать записи в ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ, которая лежит перед вами. Она поможет вам собрать сведения, которые вы получите в ходе урока.

1) Что же такое дискуссия? Подберите слова, близкие по смыслу, раскрывающие понятие «дискуссия».  (Запись на листе. Это могут быть слова: спор, конфликт, полемика, обсуждение, беседа, дебаты и др.)

Беседа – разговор, преимущественно доброжелательный и дружеский или деловой

Обсуждение – рассмотрение, обдумывание, высказывание мнения при анализе затронутого вопроса.

Конфликт – столкновение между спорящими несогласными сторонами.

Диспут – публичный спор на научную тему.

Дебаты – прения, обсуждение вопроса, споры.

Полемика – спор в процессе обсуждения чего-нибудь.

Спор – взаимное пререкание, словесное (устное или письменное) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту.

Прения – обсуждение по какому-нибудь вопросу, выражение различных мнений, спор по каким-нибудь вопросам.

      Какими понятиями, заменяющими термин «дискуссия», мы можем сегодня воспользоваться? (Они подчеркнуты)

(Обсуждение подобранных слов)

2) Вы подобрали слова, которые помогут вам сформулировать определение термина «дискуссия»

(Запись определения в технологической карте, обсуждение)

3) Существует много определений. Вот как понимают слово «дискуссия» авторы толковых словарей Д. Ушаков и С. Ожегов.

Дискуссия – это обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. (Д. Ушаков) Дискуссия – это обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального (словесного)      общения.             (С. Ожегов)

(Демонстрация на слайде определения слова «дискуссия»,

 сопоставление с записями учащихся)

4) Словарная работа с понятиями «дискутант», «пропонент, «оппонент»:

Дискутант – участник дискуссии.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.

Дайте определения этим понятиям. (Запись в картах)

Какое отношение эти слова имеют к нашей теме?

Может ли один и тот же участник быть и оппонентом и пропонентом?

5)   Как вести себя во время дискуссии ее участникам?

(Запись своих мыслей  в левый столбик  таблицы «Бортовой журнал»)

Таблица «Бортовой журнал»

знаю

узнал

 

Поделитесь вашими предположениями.

6) РАБОТА С ТЕКСТОМ № 1. «Правила поведения в дискуссии».

Прочитайте и затем заполните правый столбик вашей таблицы теми советами, которые вами не указаны в левом столбике.

(Запись новой информации в правый столбик таблицы)

 (Обсуждение записей)

7) Это правила для дискутантов. А представьте себе, что Вам поручили организовать дискуссионную встречу.

1. Кратко перечислите Ваши действия по организации этого мероприятия.

2. Познакомьтесь С ТЕКСТОМ № 2: «Памяткой для организатора дискуссии».

Прочтите внимательно; пользуясь значками, указанными на листе: «v» - уже знал, «+» - новое, «-» думал иначе, «?» - есть вопросы, расставьте их на полях с правой стороны. Затем заполните правый столбик вашей таблицы теми советами, которые вами не указаны в левом столбике.

(Маркировка текста с помощью приема ИНСЕРТ, запись в картах)

 (Обсуждение)

Возникли ли вопросы в ходе работы? Кто хочет добавить свои пункты в Памятку?

8) Разбор ситуаций.

    Каждая дискуссия неповторима. Но есть такие ситуации, к сожалению, которые встречаются довольно часто.

(Прием – мозговой штурм. Каждая пара учеников разбирается в одной ситуации, готовится к обсуждению ситуаций)

  1. Рефлексия. 

     Обобщить изученный нами материал поможет составление СИНКВЕЙНА. Попробуйте составить синквейн к понятию «дискуссия»

Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:

  1. Тема или предмет (одно существительное)
  2. Описание предмета (два прилагательных или причастия)
  3. Действия предмета ( три глагола)
  4. Отношение автора к предмету (фраза обычно из 4 значимых слов)
  5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

(Чтение составленных синквейнов по желанию).

Например:

Дискуссия

Интересная, непредсказуемая.

Высказываемся, слушаем, убеждаемся.

Свободный обмен мнениями.

Обсуждение.

III часть  Подготовительный этап (консультация до занятия):

  1. Выбор экспертной комиссии из учащихся (наблюдателей за ходом дискуссии и организаторскими способностями ее руководителя). Инструктаж.
  2. Составление  вопросов к дискуссии (все участники дискуссии разбиваются на пары заранее и подготавливают вопросы к дискуссии по теме «Дискуссия. Основы ее организации», которые сообщают ведущему до урока, а он записывает на слайд)
  1. Стадия вызова.

Знакомство с условиями проведения дискуссии:

  1. Слово об экспертной комиссии, задачей которой будет наблюдение за ходом обсуждения проблемы, за работой ведущего дискуссии.
  2. Слово об участниках дискуссии.
  3. Знакомство с правилами дискуссии, например, «Право поднятой руки».
  4. Выбирается Хранитель времени.

Сегодня мы с вами попробуем свои силы в роли дискутантов. Перед вами вопросы для дискуссии.

(Проецируются заранее составленные учениками вопросы о дискуссии).

  1. Стадия осмысления.
  1. Обсуждение составленных вопросов, заранее записанных на слайде.
  2. Выбор проблемных вопросов из списка предложенных.
  • Нужна ли дискуссия?
  • Возможно ли разрешение конфликтов с помощью дискуссии?
  • Что такое дискуссия?
  • Что является главным в дискуссии?
  • Дискуссия – это спор или бессмыслица?
  • Возможно ли добиться истины дискуссией?
  • Какие виды дискуссий бывают?

(Обсуждение предложенных учениками вопросов, выбор проблемных)

  1. Вывод, сделанный учениками о подборе вопросов: не всякий вопрос может быть дискуссионным; только тот, который вызовет различные мнения, будет проблемным.
  2. Дискуссия. (Дается время на размышление)

Объявляется тема предстоящей дискуссии

«ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В ДИСКУССИИ?»

Пожелание учителя: «Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами» - эти слова принадлежат Г. Лессингу.

(Обсуждение мнений по теме дискуссии)

Можно ли наше обсуждение назвать дискуссией?

Можно ли считать тех, кто не высказал своего мнения, участниками дискуссии? Почему?

Обратите внимание на слова Помпония: «Если не умеешь говорить, научись слушать».

Каждый ли человек обладает даром красноречия?

Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

Одна из функций дискуссии – пополнение знаний путем обсуждения поднятого вопроса, дополнения своих знаний новой информацией.

  1. Рефлексия.
  1. Слово экспертам о проведенной дискуссии
  2. Впечатления участников дискуссии.
  1. Рефлексия по всему уроку.

Нужны ли современному школьнику знания о дискуссии?

Где они могут пригодиться?  

(Возвращение к Древу познания. Оценка уровня полученных знаний и умений на уроке).

     Не все ребята поставили себе, а вернее, своим знаниям высокую оценку. Спасибо за объективность. И это меня радует. Это всего лишь значит, что один урок не может дать полное представление об организации дискуссии.

Какие цели, связанные с темой нашего урока, вы поставите перед собой?

     На этом наши курсы объявляются закрытыми. Большое спасибо всем участникам нашего занятия. Как и положено, на настоящих курсах, все слушатели курсов сейчас получат удостоверения о том, что они получили основы знаний по организации дискуссии.

(Завершение работы курсов организаторов дискуссий. Вручение удостоверений).

Приложение 1

Технологическая карта ученика: Тема урока «Дискуссия. Основы ее организации»

  1.  Подберите слова, близкие по смыслу, раскрывающие понятие «дискуссия».

Дискуссия – это полемика, …

  1. Что же такое дискуссия?

Дискуссия –

  1. Объясните следующие понятия:

Дискутант

Пропонент –

Оппонент –

  1. Как вести себя во время дискуссии ее участникам?
  1. Заполните левый столбик таблицы «Знаю». Приготовьтесь к обсуждению.
  2. Прочитайте Текст № 1: «Правила поведения в дискуссии» Затем заполните правый столбик вашей таблицы «Узнал» теми советами, которые вами не указаны в левом столбике и, на ваш взгляд, важны.

знаю

узнал

  1. Представьте себе, что Вам поручили организовать дискуссионную встречу.
  1. Кратко перечислите Ваши действия по организации этого мероприятия в левом столбике.
  2. Прочитайте Текст № 2: «Памятка для организатора дискуссии» и, пользуясь значками «v» - уже знал, «+» - новое, «-» думал иначе, «?» - есть вопросы, расставьте их на полях с правой стороны.

  1. Составление синквейна.

Синквейн – стихотворение из пяти строк

Ваш синквейн

  1. Тема или предмет

(одно существительное)

  1. Описание предмета

(два прилагательных или причастия)

  1. Действия предмета

( три глагола)

  1. Отношение автора к предмету

(фраза обычно из 4 значимых слов)

  1. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

Для заметок:

Приложение 2

Текст  № 1

Правила поведения в дискуссии:

     Дискуссия – свободный обмен мнениями.

     Здесь нет наблюдающих! Каждый, кто в зале, -  активный участник разговора. В споре все равны. Главное в дискуссии – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не признаются.

  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Приложение 3

  • - Организатор должен ясно представлять себе цель и тему дискуссии, возможные направления ухода от основной темы, обеспечивать понимание и поддержку групповой цели и темы дискуссии.
  • - Совершенствование мастерства организатора дискуссии начинается с тщательной подготовки к ведению дискуссии.
  • - Основная задача организатора -  создание атмосферы, в которой может развиваться свободное обсуждение – атмосферы доверительности, открытости, искренности.
  • - Проведение дискуссии требует от организатора элементов режиссерского творчества. Успех дискуссии – в мере организации и неожиданности.
  • - Организатор занимается определением времени, места, числа участников, состава аудитории, оформлением аудитории.
  • - Не последний момент в подготовке дискуссии – продумывание своих действий в «стандартных ситуациях».

Приложение 4 

Ситуация 1. Вы объявили обсуждение открытым, но никто не берет слово. Все участники молчат. Как Вы будете себя вести?

Ситуация 2. Один из участников дискуссии, излагая свои мысли, разгорячился и совсем ушел от обсуждаемой темы. Он говорит уже 10 минут. Как Вы будете реагировать?

Ситуация 3. Руководимая Вами дискуссия длится уже более часа. Но высказываются в основном 2-3 человека. Как Вы поведете себя в отношении их?

Приложение 5

Лист наблюдателя за ходом дискуссии

Положительные моменты

Отрицательные моменты

1.Удобно ли расположены участники дискуссии для обмена мнениями, для диалога?

2. Сохраняется ли атмосфера доброжелательности, сотрудничества?

3. Интересна ли тема для дискутантов?

4. Активны ли участники дискуссии?

5. Умеют ли дискутанты высказывать свою позицию по заданной теме?

6. Подкрепляют ли свою точку зрения аргументами?

7. Не отходят ли от темы дискуссии?

8. Следят ли за регламентом (отведенным для них временем)?

9. Выскажите свое личное мнение о проведенной дискуссии.

10. Особые замечания

Лист наблюдателя за организацией дискуссии

Положительные моменты

Отрицательные моменты

1.Удобно ли расположены участники дискуссии для обмена мнениями, для диалога организатором?

2. Поддерживает ли ведущий атмосферу доброжелательности, сотрудничества?

3. Интересная  ли тема подобрана им для дискуссии?

4. Способствует ли ведущий поддержанию активности  участники дискуссии?

5. Следит ли за регламентом (отведенным для них временем)?

6. Владеет ли организатор режиссерскими качествами?

7. Выскажите свое личное мнение о проведенной дискуссии и ее организации.

8. Особые замечания

Приложение 6

Удостоверение

 организатора дискуссий

Настоящим документом подтверждается, что

             _________________________________

             

             _________________________________

прослушал(а) курсы по теме

«Дискуссия. Основы ее организации»

в течение 40 (сорока) минут

и получил(а) основы знаний по организации и ведению дискуссий.

Дата выдачи: 12.03.2014 года

Организатор курсов для

старшеклассников          ______________ (Окушко В.А.)

УДОСТОВЕРЕНИЕ

ОРГАНИЗАТОРА  ДИСКУССИЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дискуссия. Основы организации дискуссии

Слайд 2

Дискуссия – это обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков) Дискуссия – это обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального (словесного) общения (С. Ожегов)

Слайд 3

Какое отношение имеют эти слова к дискуссии? Дискутант Пропонент Оппонент

Слайд 4

Какое отношение имеют эти слова к дискуссии? Дискутант – участник дискуссии. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис. Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.

Слайд 5

Правила поведения в дискуссии Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Слайд 6

При работе с текстом пользуйтесь значками : «v» - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» - есть вопросы

Слайд 7

Организатору дискуссии важно: иметь ясное представление о теме и цели дискуссии; тщательно подготовиться к ведению дискуссии; уметь создать атмосферу доверительности, открытости, искренности; владеть элементами режиссерского творчества; определить место, время, число участников, состав аудитории; оформление аудитории; продумать свои действия в «стандартных ситуациях».

Слайд 8

СИТУАЦИЯ № 1 Вы объявили обсуждение открытым, но никто не берет слово. Все участники молчат. Как Вы будете себя вести?

Слайд 9

СИТУАЦИЯ № 2 Один из участников дискуссии, излагая свои мысли, разгорячился и совсем ушел от обсуждаемой темы. Он говорит уже 10 минут. Как Вы будете реагировать?

Слайд 10

СИТУАЦИЯ № 3 Руководимая Вами дискуссия длится уже более часа. Но высказываются в основном 2-3 человека. Как Вы поведете себя в отношении их?

Слайд 11

СИНКВЕЙН Тема или предмет (одно существительное) Описание предмета (два прилагательных или причастия) Действия предмета ( три глагола) Отношение автора к предмету (фраза обычно из 4 значимых слов) Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

Слайд 12

Дискуссия Интересная, непредсказуемая. Высказываемся, слушаем, убеждаемся. Свободный обмен мнениями. Обсуждение.

Слайд 13

Вопросы: Нужна ли дискуссия? Возможно ли разрешение конфликтов с помощью дискуссии? Что такое дискуссия? Что является главным в дискуссии? Дискуссия – это спор или бессмыслица? Возможно ли добиться истины дискуссией? Какие виды дискуссий бывают?

Слайд 14

Что является главным в дискуссии?

Слайд 15

Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами (Г. Лессинг)

Слайд 16

Успехов в творческих начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Рабочая программа по курсу «Деловой английский» для учащихся 10 информационно - технологического класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по  курсу «Деловой английский» составлена  на  основе федерального компонента государственного стандарта основного общего об...

«Теоретические основы изучения организации туристических походов»

Подготовка к походу начинается с комплектования группы. Заблаговременно все оповещаются о предстоящем походе. Информация должна быть предельно четкой, ясной и исчерпывающей. Она может быть в виде устн...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса...

Методические основы по организации работы с картинами для развития связной речи у детей с ОВЗ

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заго­ворит». С классиком трудно не согласиться, но, в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинте­ресованному о...