Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Табакаев Анатолий Николаевич

Конспект + презентация по учебнику Тростенцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuznye_i_bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya.rar187.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Союзные и бессоюзные сложные предложения»

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями союзных и бессоюзных сложных предложений, средствами связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях; 2) научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений.

  1. 1. Опрос-закрепление. Первый ученик рассказывает о сложном предложении по § 7. Второй читает сложные предложения из упр. 43, доказывает, что это сложные предложения, чертит их схемы.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие части в сложном предложении надо читать с интонацией незаконченности, с интонацией завершения.

2. Словарная работа. Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание, разобрать слово прогрессивный по составу, объяснить значение слов симпозиум, конгресс. СЛАЙД 1Че..твовать конгре.., мирово..рение, с..мпозиум, чу..твовать, прогре..ивный, пр..в..легированный, бл..стеть. СЛАЙД 2.  СЛАЙД  3 Симпозиум (лат. symposium < греч. Symposion — пиршество): 1) у древних греков и римлян пирушка, часто сопровождавшаяся музыкой, развлечениями, беседой; 2) совещание, обычно международное, по какому-либо спец. (гл. обр. научному) вопросу. СЛАЙД  4  Конгресс (лат. congressus — встреча, собрание) —  съезд, совещание, преимущ. международного характера: 1) законодательный орган (парламент) в США и некоторых других государствах; 2) названия некоторых общественно-политических организаций ряда стран, напр. в Индии партия Индийский национальный к.

II.  Изучение нового материала. Урок целесообразно начать с наблюдения. СЛАЙД  5 На доске проецируются союзные и бессоюзные предложения. 1) Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. (М. Ю. Лермонтов) 2) Было уже часов десять вечера, и над садом светлела полная луна. (А. П. Чехов) 3) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Т. Константинова) СЛАЙД  6 Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы:

Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные?

 Как соединяются части бессоюзного и сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?

Какое предложение сложносочинённое, какое сложноподчинённое?

 В каком предложении смысловые отношения выражены более явно? Благодаря чему?

 В результате наблюдений делается вывод, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложносочинённого предложения соединяются с помощью сочинительного союза и и интонации. Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительного союза чтобы и интонации. Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Смысловые отношения выражены более явно в сложноподчинённом предложении благодаря союзу чтобы. Далее учащиеся читают теоретические сведения о союзных и бессоюзных сложных предложениях на с. 28. Эти сведения систематизируются в виде схемы.

СХЕМА СЛАЙД 7

Закрепление темы. 1. В упр. 46 ученики читают текст В. В. Муравьёва, озаглавливают его, называют известные стихи о Москве, записывают последовательно предложения: 1) простые; 2) сложносочинённые; 3) сложноподчинённые. Подчёркивают ключевые слова в выписанных предложениях. 2. В упр. 47 ученики выписывают предложения в такой последовательности: а) сложносочинённое; б) сложноподчинённое; в) бессоюзное; г) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Указывают грамматические основы. 3. Упр. 48 (I) и упр. 49 (II) учащиеся выполняют по вариантам.

IV. Контроль за пониманием темы. Слайды 8 -10.

V. Подведение итогов урока по вопросам:

— Какие признаки сложного предложения вы знаете?

 — Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

— На какие виды делятся сложные предложения в зависимости от характера союза?

— Где преимущественно употребляются сложные предложения?

VI. Выполнить упр. 51,  выучить теоретический материал § 8 на с. 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Конспект урока русского языка в 11 кл. на тему:"Орфографический марафон" ( с презентацией)

В данном конспекте представлены задания, способствующие развитию орфографической зоркости в рамках  подготовки к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...