Орфографическая работа на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Работа со словарными словами на уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfografich._rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

    ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

                       (РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ)

Запоминание учащимися словарных слов на уроках русского языка часто вызывает затруднения, т.к. механическое заучивание неинтересно и малоэффективно. Чтобы достичь лучших результатов, учителя применяют разные методики. Хорошо, например, обратиться к этимологии. Этимологический анализ не только пробуждает в учениках интерес к родному языку, но и является эффективным приемом объяснения правильного написания слова. Усваивать написание словарных слов помогает ученикам зрительная память, так же как слуховая помогает запомнить их правильное произношение. Существует много разных способов работы со словом как на этапе усвоения написания слова, так и во время закрепления. Я хочу поделиться некоторыми из тех, которые сама люблю использовать на уроках.

1. Сочинение рассказов, стихотворений. Особенно это упражнение хорошо для работы над орфоэпией. Можно выполнять его индивидуально или коллективно, можно отделять орфографию и орфоэпию, а можно брать слова для рассказа одновременно и из орфографического, и из орфоэпического словарика. Детям, как правило, нравится такая работа на уроке, она всегда проходит оживленно, интересно, непредсказуемо. Это и творчество, ведь рассказ рождается у нас на глазах. Приведу несколько примеров коллективного сочинения.

                Орфоэпия и орфография, 6 класс

Я начал изучать украинский язык, чтобы преодолеть языковой барьер при встрече с украинцами. Это было хорошее намерение. Но мой друг начал насмехаться. Он любил звонить мне по телефону и, балуясь, копировал мою украинскую речь. Ветреный человек мой приятель.

                Орфоэпия, 8 класс

Однажды августовским днем хозяева газопровода купили торты. Чтобы облегчить покупку, выбрали их по каталогу. Они заключили договор, что в стоимость покупки включат кухонный инструмент для резки торта.

Однажды августовским утром столяр из соседней квартиры начал собирать средства на новый газопровод. Чтобы облегчить себе задачу, он заключил договор с жильцами и показал им свое новое изобретение – инструмент для обеспечения подачи газа. Правы те, кто проводит свой досуг с пользой. А если ты все время звонишь по телефону или ждешь, когда включат интернет, чтобы просмотреть новый каталог, то ни к кому не предъявляй претензий...

Стихотворения для запоминания произношения трудных слов

(Можно брать готовые или сочинять самим с теми словами, которые вызывают наибольшую трудность)

Запомню по «печени» слово «обеспечение»

А еще я ведаю, что верно «исповедание» (взято из газеты)

Модны стали на Руси канапе и жалюзи,

Газированный компот, кофе и газопровод.

Интересный феномен этот лысый джентльмен,

Варит свеклу раз в квартал, курит трубку, как вандал.

Эти двустишия даже ненужно заучивать: произношение трудных слов все равно останется в памяти учеников.

2. Орфографическая игра «Расшифруй». Учащиеся отгадывают зашифрованные словарные слова или сами пробуют себя в роли «шифровальщиков». Такая работа требует внимания и тщательной самопроверки: количество букв в словарном и зашифрованном словах должно совпадать, буквы – соответствовать друг другу. Например:

ВРОТА – автор,

КАВАЛЬЕР – акварель,

АГИСТИМНАК – гимнастика,

ГЛЯНДИАР – гирлянда.

Вариантов зашифровки может быть несколько. Расшифровывать слова можно с помощью орфографического словарика.

3. Орфографическая игра «Прятки». Прячем словарные слова среди других слов и букв, например:

БОНАКВАРЕЛЬКАШЪСАВТОРЬЮЛКАРАНГИМНАСТИКАЖИЛБЭФ

И тот, кто прячет словарные слова, и тот, кто их ищет, работают с орфографическим словариком.

4. Игра «Угадайка» применяется на этапе закрепления или проверки. Требуется вставить пропущенные буквы в изученные словарные слова или подходящие слова в предложения (рассказы).

 АКВ...РЕЛЬ, Г...МНАСТ...КА, А...Т...Р, Г...РЛЯНДА.

5. Игра «Охотники и заяц» - самая любимая у детей. Это игра на закрепление написания уже изученных словарных слов, но можно использовать и для других видов орфограмм. Один из учеников, «заяц», выходит к доске писать слова, которые диктуют ему по очереди «охотники». Одна ошибка – «ранило», две – «убило». После второй ошибки ученик садится на свое место, написание десяти слов без ошибок оценивается «пятеркой» в журнал. Слова «охотниками» диктуются по памяти.

Использование на уроках различных орфографических игр способствует развитию любознательности, памяти и мышления учеников, воспитанию интереса к урокам и любви к родному языку, закреплению орфографических навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звен...

Орфографическая работа на уроках русского языка в 6-9 классах.

Материал для работы на уроках русского языка по повторению орфографических правил....

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка" (из опыта работы)

«Систематичность упражнений – есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарно-орфографическая работа, так как проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность...

Работа учителя по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка.

Представлекние работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка...

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида....