Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Шитикова Лилия Геннадьевна

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарно-орфографическая работа, так как проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Не секрет, что грамотность современных выпускников снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а педагоги используют в своей работе разнообразные методы и приёмы. Каждый учитель знает, что изучение словарных слов даётся с большим трудом, что дети быстро устают от монотонного повторения и редко заглядывают в словари.

Известно, что в русском языке есть немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки, поэтому необходимо развивать у учеников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную и тактильную. Главная задача таких уроков - сделать процесс изучения словарных слов  интересным, познавательным, а также снизить тревожность учащихся перед написанием словарного диктанта.

Словарно-орфографическая работа - это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений, направленных на усвоение учащимися лексических, грамматических, орфоэпических и орфографических норм литературного языка. И чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приёмы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. Другими словами, нужен новый подход к словарно-орфографической работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (часть № 1) Шитикова Л.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 9 г. Димитровграда

Слайд 2

Системность в работе Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. А.В. Текучев.

Слайд 4

Этапы проведения словарной работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Словосочетания, предложения, текст

Слайд 5

Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом! Анатоль Франс

Слайд 6

Предъявление слова Предметная картинка Чтение загадки День рожденья у меня! Подарили мне коня. Замечательный какой! Голубо-преголубой. Ездить нужно осторожно, За рога держаться можно, Жаль вот только гривы нет… Что за конь? ...

Слайд 7

Предъявление слова Шарада Мой первый слог - крик птицы. Два других - на дне пруда, А целое в музее Найдите без труда. Описание признаков предмета Перечисление предметов (насекомые - жуки, муравьи, бабочки) Описательный способ ( адресат – тот, кому отправляют письмо) Родовидовое определение ( амбар – здание, постройка для хранения зерна) Синонимы (изумрудный- ярко-зелёный) Антонимы (здравствуй – до свидания, прощай)

Слайд 8

Работа над «зрительным» образом слова бутерброд вермишель компас корзина пассажир спасибо телеграмма тротуар футбол вutter “масло”+ brot “хлеб” (немец.) vermis “червяк” (лат.) compasso “измеряю” (лат.) корза“древесная кора” ( древнеслав .) passer “проезжать” (франц.) слияние русских слов “спаси богъ ” tele “далеко”+ gramma “запись” (греч.) trotter “ходить” (франц.) foot “нога” + ball “мяч” (англ.)

Слайд 9

Мнемонические приемы пАлАткА рАкетА КомНАТА – здесь живет НАТА. Чьё пиАНИНО ? – АНИНО. Один ПАРАшют хорошо, а ПАРА лучше. С вРАЖьей силой он в сРАЖении не потерпит поРАЖения . КОСТя ходит в КОСТюме , а ПАвел в ПАльто .

Слайд 10

Ассоциативный образ Требования к ассоциативному образу: а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. На ВИтрине все ВИдно . СИрень – потому что СИняя . инЕй – это снег бЕнзин , кЕросин – потому что из нЕфти фИалка – фИолетовая – лИловая – сИреневая – сИняя .

Слайд 11

«Монтаж» слова ВОКруг ЗАЛа обежал и попал я на ВОКЗАЛ . БАбушке так много ЛЕТ, а всё ходит на БАЛЕТ . На БАЛ притопал КОНь , но не выдержал БАЛКОН . КОРоб тащит ЗИНА – называется КОРЗИНА . БРОШь подарил мне ЮРА, а мне нужна БРОШЮРА . КАРкнула ворона, полетела вНИЗ и уселась на КАРНИЗ .

Слайд 12

Упражнения с использованием словарных слов

Слайд 13

См. продолжение, часть № 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (часть № 2) Шитикова Л.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 9 г. Димитровграда

Слайд 2

Включаем словарные слова в упражнения Запись словарных слов по сюжетной картинке Выборочный диктант Словарный диктант Работа с фразеологизмами Работа с пословицами Письмо по памяти Орфоэпический диктант «Угадай словечко!» Лексический диктант «Объясни разницу» Зрительный диктант Разгадывание кроссвордов Игра «Аукцион» Игра «Расшифруй слово» Распределение слов по темам Игра «Четвертый лишний» Работа со словарями

Слайд 3

Словарно-орфографическая работа Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь тут, А слышно там.

Слайд 4

Лексическое значение ТЕЛЕФОН – 1. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. Городской телефон. Междугородный телефон . 2. Аппарат для разговора таким способом. Телефон-автомат. 3. Абонентский номер такого аппарата. (разг.) Записать чей-нибудь телефон. Этимология Теле – «далеко» Фоне - «звук, голос» (греч.)

Слайд 5

Лексическое значение ТЕЛЕФОН – 1. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. Городской телефон. Междугородный телефон . 2. Аппарат для разговора таким способом. Телефон-автомат. 3. Абонентский номер такого аппарата. (разг.) Записать чей-нибудь телефон. Этимология Теле – «далеко» Фоне - «звук, голос» (греч.)

Слайд 6

Работа со словом Телефон – сущ., изм . Телефония Телефонист телефонистка телефонный телефонировать телефонизировать телефонограмма видеотелефон радиотелефон Городской телефон, телефонный аппарат Мой друг позвонил мне по телефону. я а ый

Слайд 7

Когда так говорят? Испорченный телефон – об искаженных, ложных сведениях, передаваемых от одного человека к другому. Висеть на телефоне - долго и часто говорить по телефону.

Слайд 8

Работа с текстом Письмо по памяти Когда порою одиноко , Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит… (телефон).

Слайд 9

РАБОТА С ТЕКСТОМ Разговаривать по телефону - это искусство. Один телефонный звонок может сделать больше, чем несколько долгих и представительных бесед. Быстроту и дальность связи можно отнести к несомненным преимуществам телефона, но и пользоваться им нужно крайне осторожно. Возможность улыбок, дружеских рукопожатий, располагающей мимики и поз здесь отсутствует, и вы можете даже не заметить, как неосторожным словом или звуком обидите собеседника, а потом будете долго недоумевать: что же случилось? Зачастую по телефону разговаривают совершенно незнакомые люди, поэтому влияние телефонного разговора на формирование первого впечатления о человеке трудно переоценить. Будьте вежливы и внимательны. Вот основные правила общения по телефону.

Слайд 10

ИСТОЧНИКИ: http://kollegi.kz/publ/49-1-0-1555 http://academicon.ru/publ/filologija/ http://www.edu-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=565&Itemid=69 http://l-baraboshckina.narod2.ru http://ru-kaf.ucoz.ru/nikitina_e.i-izuchenie_slov_s_neproverjaemymi_napi.doc

Слайд 11

СПАСИБО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы

Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...