Главные вкладки

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Выделение причастного оборота"
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Светлана Александровна Вахрушева

    Урок закрепления изученного материала по теме "Причастный оборот" в 7 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Выделение причастного оборота запятыми.

    Тип урока: урок закрепление изученннгого материала.

    Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

    Образовательные:

    • закрепить понятие о причастном обороте;
    • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
    • рассмотреть условия обособления причастного оборота;
    • показать роль причастного оборота в речи.

    Развивающие:

    • способствовать развитию логического мышления;
    • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать,      делать выводы;
    • развивать умение мыслить самостоятельно;
    • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

    Воспитательные:

    • способствовать воспитанию культуры общения;
    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
    • воспитывать любовь к русскому языку.
    • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач

    Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.

    Структура урока:

    1. Мобилизующий этап. Организационный момент
    2. Этап формулирования темы урока и целей урока.
    3. Актуализация ранее изученного материала по теме. 
    4. Проверка домашнего задания и взаимопроверка.
    5. Закрепление материала.
    6. Итоги урока, рефлексия.
    7. Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

    • Устный и письменный.
    • Фронтальный, индивидуальный, групповой
    • Итоговый самоконтроль по теме.

    Ход урока

    I. Орг. момент. 

    (Учащиеся высказывают мысли о том, что ожидает их на уроке. Что будут изучать, какие виды работ будут выполнять).

    II. Этап формулирования темы урока и целей урока.

    Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:

    • Осмыслить
    • Усвоить
    • Научиться

    Ученики:

    Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.

    Усвоить, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

    Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).   

     – И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на начало урока. (выбрать смайлик).

    III. Актуализация ранее изученного материала  

    1.Фронтальный опрос: ( проводят учащиеся, которые получали индивидуальное задание на дом )

    – Что такое причастие? 

    - Назовите признаки прилагательного у причастия?

    – Чем отличается причастие от прилагательного? 

    – Каковы признаки глагола у причастия?

    – Чем отличается причастие от глагола? 

    – Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? 

    – Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)

    – Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).

    – Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)

    – Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).

    – Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).

    – Здравствуйте, ребята! Я вижу, что  все готовы к уроку, молодцы!

    – Откройте тетради и запишите число.

    – Итак,  вы готовы к работе? Приступаем!

    IV. Проверка домашнего задания. 

    – Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

    От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами,  отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы

    Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).

     Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)

    V. Закрепление  материала.

    1.  Работа с текстом

    – Прочитайте предложенный текст.

    Родина – это все…  Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).

     Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.

    – Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)

    – Как называют человека, любящего свою родину?

     2. Работа со словарем иностранных слов.

    Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.

    1. Человек, горячо любящий родину.
    2. Человек, преданный какому – либо делу.

    Подберем однокоренные слова к этому слову.

    Патриотизм

    Патриотический

    – Ребята, а вы можете назвать себя париотами?

    3. Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (ученик у доски)

    4. Задание по тексту. (работа в парах)

    – Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)

    – Объясните знаки препинания при причастных оборотах.

    5. Групповая дифференцированная работа. (Класс делится на группы по способу мышления и уровню обученности) упр.73

    1 группа

     Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении причастного оборота.(см. учебник, упр. №75 «Росшие незабудки…»-первые два предложения)

    2 группа

    Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод.  

    Контроль выполнения.

    2 группа делает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

    1 группа делает вывод о месте определяемого слова по отношению к причастному обороту и способах устранения грамматических ошибок.

    6.Тест. Найдите словосочетания          «прич. + сущ.»

                           I

    1. Служащие Родине
    2. Растаявшие льдины
    3. Построенные рабочими
    4. С обрадованными ребятишками
    5. Разбросанные ребёнком

                          II

    1. Рассказанного стариком
    2. Скошенные косой
    3. Исследованной местностью
    4. Прочитавшего книгу
    5. Светящиеся окна

                      III

    1. Разведанная геологами
    2. Освещённая луной
    3. Обнаруженного противника
    4. Расчищенная школьниками
    5. В написанных словах

    Проверка (слайд № 3)      I – 2,4;     II – 3,5;     III – 3,5;

     VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    – Сегодняшнее исследование успешно завершено!

    – Какие открытия были совершены?

    – Определим, какие цели урока уже реализованы.

    Ученики:

    Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);

    Усвоили, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

    Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

     Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

    (Критерии оценки.)

    • “А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
    • “Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
    • “В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

    (Запишите на полях букву.)

     VII. Домашнее задание

    Домашнее задание дается на выбор ученика.

    Обязательное задание: П.12.

    На выбор:

    1) Тот, кто записал букву «А» – упр. 74 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов.

    2)  «Б» – выписать из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)

    3) «В» – упр.69

    4) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально 1 учащийся.

    Выставление отметок за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. А6 Замена придаточного предложения причастным оборотом

    Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение ...

    Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

    Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

    Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

    План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

    Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...