Материал по теме "Причастие"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Наборнова Маргарита Юрьевна

Дидактический материал содержит диктанты и игры по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_teme_prichastie.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

           Материал к теме «Причастие»                

  1.  ИГРА «КТО ВПЕРЁД»

    Задание: каждому ряду дается лист с написанными глаголами (их по 10), необходимо написать страдательные причастия, потом краткую форму:

         

    Зависеть, удостоить, вручить, обвеять, покрасить, спилить, связать, читать, подстрелить, настрелять.

  1. Тестовый контроль
  1. В этом страдательном причастии, употребленном в краткой форме, ударение поставлено верно:

                            /                 /                   /             /                             /                  /                                                                    

А) начат; Б) начата; В) начаты; Г) взята; Д) взяты; Е) переведены; Ж) переведена; З)

                  /

переведено.

  1. В этом предложении на месте пропуска пишется НН:

А) Ночь лучезарная смотрит на скоше…ый луг.

Б) Молчу, потер…ый, на на дальний путь глядя

     Из-за темнеющего сада,-

     И кружится еще, приюта не найдя,

     Грачей встревоже…ое стадо.

В) Каждый шаг моей некова…ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

Г) И кружились под луной,

    Точно вырезные,

    Опьяне…ые весной

    Бабочки ночные.

     

  1. В этом предложении на месте пропуска пишется Н:

А) …Многое вспомнишь родное, далекое,

      Слушая рокот колёс непреста…ый,

      Глядя задумчиво в небо широкое.

Б) Дремотой розовой объята трава некоше…ой межи.

В) Звонко цокает кова…ый конь о булыжник в каком-то проезде…

  1. В этом словосочетании пишется на месте пропуска НН:

А) рва…ый кафтан, Б) деревя…ые сучья, В) жела…ые гости, Г) броше…ая бичева.

  1. В этом слове пишется Н:

А) даль тума…а, Б) белье поглаже…о, В) платье дли…о, Г) пуговица оторва…а, Д) модель совреме…а.  

  1. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать НН:

А) Дверь была оторва…а, я вошел.

Б) Вьюга, холод, но печальная сосна

     Неизме…а, как весною, зелена.

В) Рассеяны деревни – там за ними скривилась мельница.

Г) Живее сердца наслажденья,

     И мысль возвыше…а, светла…

   

  1. В этом предлжении употреблено причастие, в котором надо писать Н:

А) В лугу отава скоше…а, туман стоит у омута.

Б) Кафе «Ручеек» было устрое…о, как настоящий ручеек.

В) На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея…ые.

  1. В этом предложении на месте пропуска надо писать НН:

А) Над лампой тихою подвеше…ый кружок вертится призрачною тенью.

Б) И, ране…ый осколком, споткнулся баянист.    

В) Так после битвы, во мраке ночном, ране…ый стонет, зовет, проклинает.

Г) Все небо было расчерче…о прожекторами.

  1. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать Н:

А) пробужде…а весною; б) в кожа…ом кресле; в) изреза..ые полоски; г) ветре…ый день.

Правильные ответы: 1- а, г, ж, з;  2- а, б, г;  3-б, в;  4- б, в, г; 5-а, в, е;  6- г;  7- а, б;  8- а, б;  9- а, б, г.  

                           3. Объяснительный диктант.

                   

                      Цель: правописание НЕ с причастиями.

     Не исправленная вовремя ошибка, невспаханное поле, несжатая рожь, неуспокоившееся море, незабываемое впечатление, нескошенный луг, не отмечена, неприятель не обнаружен, телефон не отремонтирован, калитка не закрыта, не написанное вовремя сочинение, вовсе не далекий (это не причастие), некрашенный забор ( тоже прилагательное , пишется так же), дорожки не выровнены, еще не окрепший после болезни, нерасколотый орех, не нашедший дороги, непогасший костер.

                           4. Диктант «Проверяю себя».

     

                     Цель: объяснить орфограммы в причастиях.

     Не знаю большего удовольствия, чем идти по незнакомой дороге к лесному озеру. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится в голове. Вот доносится тревожный крик неуснувшей птицы или неопределенный звук, напоминающий голос.

                          5. Проверочный диктант.

     Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были  указаны широты и долготы, обозначены бухты и заливы. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли  его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесенными им на карту, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

     Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затей отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рожденному фантазией Стивенсона.

     

6. Игра «Слабое звено» по теме «Причастие», 7 класс.

Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? ( две )
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

Тур 2 
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? ( первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)

Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)

Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери

В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Мои родные (материал на конкурс): Чтобы помнили:рядовые Великой Победы, материал с фольклорной практики

Представленный материал повествует о военных годах и довоенной жизни. В основу материала положены воспоминания и рассказы моих родителей....

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...

Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В

Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери

Главная задача учителей пенитенциарных школ  - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...