Программа внеурочного занятия «Обучение с увлечением.Занимательный русский язык»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Донгак Чойгана Викторовна

Успешное овладение знаниями учащимися  общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka17.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

                                            курса внеурочной  деятельности

для учащихся 7 классов

 «Обучение с увлечением.

Занимательный русский язык»

rebenok

                                                                 Автор: Донгак Чойгана Викторовна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

2017 г

Программа  курса

«Обучение с увлечением.

Занимательный русский язык»

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА…………………………………………3-5

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ   КУРСА……………………………….6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН …………………………………..7-8

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..10

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………11-14

                                                                      Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И.Куприн

   Успешное овладение знаниями учащимися  общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель  данной  программы  состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей  к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-7 классов, но значительно  расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном  грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению  кругозора, тренировке логического мышления, а также участвовать в различных олимпиадах. Дети понимают, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

 В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, умение работать в группе. На уроках выполняются творческие групповые и индивидуальные проекты, которые требуют дальнейшей защиты.

               

Основные задачи программы:

Образовательные: 

  • совершенствование орфографической  грамотности, умение  комплексно анализировать текст;
  • совершенствование пунктуационной грамотности;
  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.

Развивающие: 

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях;
  • повышение уровня культуры речи;
  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию  частности и к учебной деятельности в целом.

Воспитательные: 

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать: 

  • сведения из истории славянской письменности;
  • исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
  • лексические термины;
  • художественно-выразительные средства языка;
  • основные стили и типы речи;
  • основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь: 

  • опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
  • работать со словарем и составлять словарную статью;
  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и  коммуникативных задач;
  • анализировать и составлять собственный текст.

                 Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях факультативного курса «Обучение с увлечением. Занимательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. работа со словарем и др.

Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)   для учащихся 7 -х классов общеобразовательных школ.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ   КУРСА

Введение. Зачем нужна речь?

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

В мире слов. или Что такое лексика?

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

Путешествие по России. Диалектные слова.

Можно ли самим придумать слово(неологизмы)?

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

Морфемы-иностранки.

Смотри в корень!

Когда без словаря не обойтись?

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

Суффиксы-волшебники.

Морфемы, которые могут изменяться в слове

О, Е, Ё после шипящих

Роль Ъ и Ь знаков в слове

И и Ы после Ц

Путешествие в город существительных

Страна Глаголия

«Вместо имени». Разряды местоимений.

 «Описательные» слова

В гостях у наречия

Особое деепричастие.

Из истории  русской пунктуации.

Коварные знаки препинания.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Стилистика. Типы и стили речи.

Долой однообразие!

Для чего нужно изучать русский язык?

Учебно-тематический план курса

(34 часов)

 

№ п/п

Название тем курса

Кол-во часов

Дата

Форма занятий

(деятельность на уроке)

1.

Введение. Зачем нужна речь?

Олимпиадные задания.

1

Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.

2

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

1

Урок - практикум

3

В мире слов. или Что такое лексика?

1

Семинары –практикумы.

4

Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.

1

Урок –практикум. Составление словарной статьи.

5

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы.

1

Практикум-исследование.  Проект «Тайна моего имени»

6

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

1

Презентация. Фразеологический КВН.

7

Путешествие по России. Диалектные слова.

1

Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.

8

Можно ли самому  придумать слово(неологизмы)?

1

Урок-практикум. Работа с текстом

9

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

1

Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.

10

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Олимпиадные задания.

1

Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум»

11

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

1

Урок-практикум. Лингвистический диктант.

12

Морфемы-иностранки.

Лекции с составлением алгоритмов по темам

13

Смотри в корень!

1

Работа с текстом. Игра «Словесный мяч»

14

Когда без словаря не обойтись?

1

Презентация. Работа со словарем

15

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Диктант-игра.

16

Чередующиеся гласные и согласные  в корне слова.

1

Лекция. Практическое применение правил

17

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

1

Урок-практикум

18

Суффиксы-волшебники.

1

Урок-практикум

19

Морфемы, которые могут изменяться в слове

1

Урок-практикум

20

О, Е, Ё после шипящих

1

Семинары - практикумы

21

Роль Ъ и Ь знаков в слове

1

Лекция. Практическое применение правил

22

И и Ы после Ц

1

Практическое применение правил

23

Путешествие в город существительных

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

24

Страна Глаголия

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

25

«Вместо имени». Разряды местоимений.

1

Лекция учителя. Тренировочные задания. Работа с текстом.

26

 «Описательные» слова

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

27

В гостях у наречия. Трудные случаи написания.

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

28

Особое деепричастие.

1

Семинары-практикумы

29

Из истории  русской пунктуации.

1

Лекция учителя. Презентация

30

Коварные знаки препинания.

1

Семинары-практикумы

31

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

1

Компьютерное тестирование

32

Стилистика. Типы и стили речи.

1

Работа с текстом.

33

Долой однообразие!

Олимпиадные задания.

1

Работа с текстом. Анализ средств выразительности.

34

Для чего нужно изучать русский язык?

Олимпиадные задания

1

Выпуск стенгазеты с использованием подготовленного на уроке материала.

Используемая литература

  1. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
  3. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
  4. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  5. .  В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском    языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
  6. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
  7. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
  8. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  9. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
  10. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  11.   http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304803

                           ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Ответьте, о ком или о чем говорится.

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
  • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
  • Как называется школьный известняк? (Мел.)
  • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
  • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
  • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
  • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
  • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

2.

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части таблицы с его объяснением в правой.

  1. Не ударить в грязь лицом.
  2. Держать себя в руках.
  3. Мелькнуть, как молния.
  4. Игра не стоит свеч.
  5. Стрелять без промаха.
  6. Во что бы то ни стало.
  7. Не находить себе места.
  8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

3.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

9

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро).
2. Авось да как-нибудь до добра не ...
(доведут).
3. Доброе ... и кошке приятно
(слово).
4. Делу ..., потехе час
(время).
5. Где тонко, там и ...
(рвется).
6. Копейка ... бережет
(рубль).
7. Один с сошкой, а ... с ложкой
(семеро).

4.

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

5.

Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Кампания ... – компания,
абонент – абонемент,
завеш
анный – завешенный,
засланный – застланный.

6.

                    Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

7.

                         Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

8.У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

Фыва пролдж

Индякие:
Ляпупа
Бутявка
Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.
Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?
По напушке шается Бутявка.
Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!
Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.
Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.
Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр...
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало

9.    Волшебницы – буквы. При замене одной или нескольких букв меняется весь смысл слова, (кит – кот, моль – соль и т. д.)

10.                        Постройте лесенку

б - - - - - - - - - - а (бензоколонка)

б - - - - - - - - - а (барабанщик)

б - - - - - - - -а (библиотека)

б - - - - - - -а (балалайка)

б - - - - - -а (балерина)

б - - - - -а (берлога)

б - - - -а (бумага)

б - - - а (бочка)

б - - а (база)

б – а (бра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".

Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....

Внеурочное занятие по информатике - игра "Информатика-русский язык".

Презентация может быть использована для организации необычного внеурочного занятия по информатике. Позволяет учащимся в игровой форме продемонстрировать свои знания по русскому языку, информатике, сме...

Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 8 класса

ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе. Но не все учащиеся могут сразу понять правило орфографии или пун...

Программа внеурочного курса «Преодоление трудностей в изучении русского языка» для учащихся 9 класса

  Программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа в год, по одному разу в неделю.ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русско...

Программа внеурочной деятельности "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"

 Программа занятий кружка предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных изм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"...