Конспект урока и презентация по теме "Правописание предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Козачанская Алевтина Андреевна

Тема урока: Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие.

Тип урока: комбинированный.

Цели деятельности педагога: познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

 

Планируемые результаты:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- предметные: знать определение предлога как части речи; знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; уметь разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

 

Технология: элементы дифференцированного обучения; элементы проблемного обучения.

 

Методы обучения: наблюдение; проблемный метод.

 

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pravopisanie_predlogov.zip422.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна.

Школа: МБОУ СОШ №4 г.Сальска Сальского района

Предмет: Русский язык.

Класс: 7 «А»

Тема урока: Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие.

Тип урока: комбинированный.

Цели деятельности педагога: познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- предметные: знать определение предлога как части речи; знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; уметь разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Технология: элементы дифференцированного обучения; элементы проблемного обучения.

Методы обучения: наблюдение; проблемный метод.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность на уроке

1.Организационный этап.

  1. 1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы не будете стесняться и бояться, а будете работать, как всегда, хорошо. Чтобы вы не волновались, давайте подарим друг другу улыбки! Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям! Спасибо!

  1. 2.Запись в тетради (число, классная работа)

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Лингвистическая сказка:

- Ребята, для того, чтобы начать работу, мы должны отправиться с вами в страну Морфология…  

Итак, представьте…

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными. Те очень обиделись на задир.

Когда с Предлогами рядом ставили Существительное или Местоимение, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные.

Предлоги поссорились с обидчивыми словами, переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. 

3. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа:

- Ребята, о какой части речи говорится в лингвистической сказке? (О предлоге)

- Правильно, о предлоге. Оказывается, что эта незаметная на первый взгляд часть речи таит в себе много загадок и заслуживает нашего внимания.

- Так давайте для начала вспомним, что же такое предлог?

 - Какие морфологические характеристики предлога вы можете назвать?

- На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

 - Почему непроизводные предлоги так называются? Приведите примеры.

- Какие предлоги называются производными? Приведите примеры.

- От каких самостоятельных частей речи образуются производные предлоги?

 

4. Определение темы урока и постановка задач.  

 - Ребята, посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:


Был в течени
е дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся  в заключении 
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии

- Что вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

- Как называются такие слова? (Омонимы, омофоны)

- Слова каких частей речи вступают в омонимичные отношения? (Предлоги и существительные)

 - Исходя из ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.

Тема: Правописание производных предлогов.

Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правильно писать данные производные предлоги.

 

5. Учебно-познавательная деятельность.

Исследование языкового материала. Постановка проблемы.

- Итак, ребята. Поработаем с вами исследователями в стране Морфология.  Вернемся к словосочетаниям.

- Как вы определили, в какой колонке находятся предлоги, а в какой существительные? (По вопросу, предлоги можно заменить другими предлогами; у существительных есть лексическое значение, между существительным и предлогом можно вставить прилагательное.)

- Давайте попробуем заменить предлог другим предлогом:

Был в течение дня – был в продолжение дня
Находилась в продолжени
е лета – находилась в течение лета
Сказал в заключени
е выступления – сказал в конце выступления
Приобрёл вследстви
е болезни – приобрёл из-за болезни

- Хорошо, молодцы! Теперь давайте докажем, что во 2-й колонке существительные.

Находиться в течении реки
Написано в продолжени
и книги
Декабристы находятся  в заключени
и 
Обнаружились в следстви
и об аварии

Определим лексическое значение слов:

ТЕЧЕНИЕ – поток воды, воздуха; направление такого потока. Морские течения. Атмосферные течения. Быстрое течение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ – часть чего-нибудь не закончившегося, не завершенного, продолжающегося. Продолжение событий. Продолжение романа в очередном номере журнала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ –  1.нахождение под арестом; место лишения свободы. Приговорить к тюремному заключению. Отсидеть в заключении пять лет. Вернуться из заключения.

2.  От глагола заключить. Договор о заключении перемирия.

СЛЕДСТВИЕ – выяснение обстоятельств, связанных с преступлением, с целью установления фактов преступления и виновных лиц. Уголовное следствие. Следствие ведет детектив.

- Итак, ребята, мы с вами научились отличать производные предлоги от омонимичных существительных?

- Давайте теперь на практике убедимся в этом. Докажем сами себе, что мы не боимся трудностей и сможем справиться  со строптивыми предлогами.

Выполним упражнения.

Предупредительный диктант.

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение сообщения – находиться в заключении два года; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу.

Цифровой диктант.

- Молодцы! Следующее задание – это цифровой диктант по вариантам. Перед вами словосочетания. 1 вариант записывает цифры с буквой Е на конце, 2-ой – с буквой И.

1. В заключени.. урока

2. в течени.. ручья

3. в продолжени.. занятий

4.  в продолжении.. романа

5. вследстви.. непогоды

6. содержатся в продолжени.. инструкции

7.  показать в заключени.. по делу

8.  в следстви.. по делу

9.  в течени.. дня

10.  вследстви.. задержки в пути.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте запись, поставьте оценку.  Сколько правильных ответов, такая и оценка.

- Запись в тетрадях:

1 ВАРИАНТ (Е)

2 ВАРИАНТ  (И)

1

3

5

9

10

2

4

6

7

8

6.Физминутка.

Отдохнем! Встали все.

Здоровьесберегающие технологии

(Стих + физкультминутка – действия показывает заранее подготовленная ученица)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

7.Закрепление темы.

- Ребята, вы отлично сегодня работаете. Продолжим путешествие по стране  Морфология. Вы можете не верить мне, но в этой стране есть деревня под названием Простоквашино. Сейчас мы отправим туда несколько групп журналистов.

  В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Февраль в деревне Простоквашино»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра.

Класс поделен на несколько микрогрупп. Учащиеся «сильной» группы составляют тексты, учащиеся «слабой» группы составляют предложения с предлогами.

Вариант созданного текста (после всех выступлений)

Из сводки погоды

В деревне Простоквашино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

8.Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…

Я смог…

- Ребята, покажите мне мимикой своё настроение. Я рада!

Выставление оценок.

9.Домашнее задание.

Задание на выбор:

1) на «3-4»: упр. № 474 (2 задание)

2) на «5»: написать лингвистическую сказку на тему «Производные предлоги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения "Поэтические течения Серебряного века"

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача -  в одинаковом для всех групп комплекте печатной информ...

Конспект урока письма и развития речи "Предлог как отдельное слово" 2 класс

Конспект урока.Тема: "Предлог как отдельное слово. 2 класс. Коррекционная школа 8 вида....

Конспект урока русского языка "Правописание производных предлогов" (7 класс) и презентация к нему

Разработка включает конспект урока русского языка в 7 классе по теме  "Правописание производных предлогов" и презентацию к нему. Занятие нацелено на отработку навыка распознавания предл...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Конспект урока русского языка "Приставка и предлог"

Конспект урока русского языка "Приставка и предлог" для обучающихся 7 класса коррекционной школы...