Открытый урок по литературе в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тонмалаар Сайзаана Биче-ооловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Кок-Хаак Каа-Хемского района

Разработка урока

по внеклассному чтению в 6 классе:

Родная природа

в изображении русских писателей

 

                                                                  Учитель русского языка и литературы:

                                                             Тонмалаар Сайзаана Биче-ооловна

Кок – Хаак – 2015

Открытый урок внеклассного чтения в 6 классе

Тема: Родная природа в изображении русских писателей.

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «пейзажная литература», с произведениями писателей об осени.

        2. Развитие устной связной речи учащихся.

        3. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе у учащихся.

Оборудование: репродукции картин Исаака Левитана «Осень», 1890 г.; Ивана Шишкина «Осень», 1894 – 1898 г.г., музыка композитора Петра Чайковского «Времена года», презентация материала урока, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  1. Вступительное слово учителя:

- Родная природа – второй наш дом. Вот как об этом сказал Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите ее язык в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого».

Слайд 1. Картины художников.

        Перед вами репродукция картин великих русских художников: И. Левитана, И. Шишкина. Этих художников называют художниками – пейзажистами.

        - Что означает слово «пейзаж»?

        Словарная работа. Пейзаж – французское слово и буквально означает: «вид какой – либо местности и картины природы художников» (Д.Н. Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка»). Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными стихами» или «пейзажной лирикой».

        В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. Это чувство сумел передать М. Исаковский в своем стихотворении «Летят перелетные птицы», которое положено на музыку Матвея Блантера.

        Летят перелетные птицы

        Ушедшее лето искать,

        Летят они в жаркие страны,

        А я не хочу улетать.

        А я остаюся с тобою,

        Родная моя сторона,

        Не нужно мне солнце чужое,

        Чужая земля не нужна.

Сообщение учащихся.

Слайд № 2. Портрет А.С. Пушкина. Картина к стихотворению «Осень»

        Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Александр Сергеевич в своем творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:

        И с каждой осенью я расцветаю вновь…

        Здоровью моему полезен русский холод.

        Дни поздней осени бранят обыкновенно,

        Но мне она мила, читатель  дорогой.

        Люблю я пышное природы увяданье,

        В багрец и золото одетые леса…

Словарная работа: Д.Н. Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка»: Багрец – 1. Красная краска темного оттенка, багровая (спец.). 2. Драгоценная багровая ткань, пурпур (устар.). «В багрец и золото одетые леса» А.С. Пушкин. В тексте слово используется во 2 лексическом значении.

У Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в баргец и золото…

        Какие чудные слова Пушкина об осени: пышное природы увяданье! Вдумайтесь… и какая близкая и знакомая нам природа на картине И. Левитана «Осень».

Беседа по картине И. Левитана «Осень».

        - Вам нравится эта картина? Что вас в ней привлекает? По каким признакам мы можем определить, что на картине И. Левитана изображена осень? Каким настроением пронизана работа художника? Используйте слова и словосочетания из стихотворения А.С. Пушкина, описывая природу.

        Слайд 3. Портрет Ф. Тютчева

        

Сентябрь – первый месяц осени. Ф. Тютчев об этой поре писал так:

        

Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора.

        Весь день стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера.

        

- Почему это время осени поэт назвал «дивной порой»? Какой день можно назвать хрустальным? Что это значит вечера лучезарны?

Словарная работа: Д.Н. Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка»: Лучезарный – Сверкающий, полный сияния, блеска. Лучезарное солнце. // перен. Исполненный радостного сияния, счастья (книжн., поэт.).

Физминутка. Гимнастика для глаз.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

«Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно». Так описывает лес осенью писатель Н. Сладков.

Слайд 4. Портрет И. Бунина.

А вот таким увидел лес осенью И. Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

- Назовите краски осени, увиденные поэтом.

- Какое настроение у лирического героя, как вы о нем догадались?

- Терем, оконца… Почему в стихотворении об осени Бунин использует эти слова?

- Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовою?

Трудно представить сентябрь без цветов! И среди их множества – астра (история этого цветка).

Слайд 5. История астры.

В начале 18 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в парижском ботаническом саду, и растение расцвело красивым лучезарным цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта различной окраски. И спустя 22 года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астра!», что значит по-гречески «звезда». С тех пор этот цветок стали называть астрой.

Этому прекрасному цветку посвятил свое стихотворение Вс. Рождественский:

Осень над парком тенистым ложится

Золотом кленов на воды пруда.

Кружатся листья. Умолкнули птицы.

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра-звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой»,

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

Сохранилось предание, что астра выросла из пыли, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шепот: это астры беседуют с родными звездами.

- Послушайте, ребята, и вы этот шепот астр, может быть, и поймете, о чем они беседуют со звездами.

У каждого из нас есть свой любимый осенний цветок: астры, флоксы, гладиолусы, хризантемы.

Расскажите о нем.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились и отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Березы и осинки начинали спать золотые и красные пятачки. Это и вправду было, как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.

Слайд 6. Портрет А. Майкова

- А о какой поре осени писал А. Майков?

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…?

- Верно, речь идет о глубокой осени, о предзимье.

Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня мы не можем не вспомнить выдающегося русского композитора П. Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года». (Слушаем запись).

- Какие времена года угадали вы в музыке П. Чайковского?

- Как вы об этом догадались?

Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое пейзажная литература, познакомились со многими произведениями поэтов об осени, еще раз посмотрели картину И. Левитана «Осень», послушали произведения Чайковского и учились определять их на слух – все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь ее. А это так важно для каждого из нас.

Будем же помнить слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину». Домашнее задание: написать небольшое сочинение по данному высказыванию писателя М. Пришвина. Тема сочинения: «Охранять природу – значит охранять Родину».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы: Тонмалаар Сайзаана Биче- ооловна Урок по внеклассному чтению в 6 классе: «Родная природа в изображении русских писателей»

Слайд 2

И . Левитан И. Шишкин

Слайд 4

Есть в осени первоначальной Короткая , но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный , И лучезарны вечера.

Слайд 5

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.

Слайд 6

История астры В начале 18 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в парижском ботаническом саду, и растение расцвело красивым лучезарным цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта различной окраски. И спустя 22 года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астра!», что значит по-гречески «звезда». С тех пор этот цветок стали называть астрой.

Слайд 7

Около пня не висит Пурпур брусничных кистей. Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…?

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....