Урок-путешествие "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»",
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Донгак Чойгана Викторовна

Разработка открытого урока-путешествия по теме "Обобщение и систематизация по теме "Глагол"" (к 100 летнему юбилею МБОУ "СОШ  №1 им. М.А Бухтуева" г. Кызыла). Автор разработки: учитель русского языка и литературы Донгак Чойгана Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие  "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»",

 6-й класс

Тема:

Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».

Тип урока: Урок-путешествие

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:

  • формировать умения употреблять глаголы в речи;
  • продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
  • продолжать формировать культуру учебного труда;
  • воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

Раздаточный материал:

Карточки (3 цветов; жёлтый, синий розовый), жетоны.

Ход урока

I. Орг.момент

- На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

доброй улыбкою всем улыбнитесь!

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас!

-Занимайте свои места. Проверьте полную готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Работа с кроссвордом.

- Угадайте ключевое слово. Пользуясь примерами, определите, как изменяется загаданная в кроссворде часть речи.

По горизонтали:

1. Ходит-ходят; думаешь – думаете. (число)

2. Ходил – ходишь – будем ходить. (время)

3. Ходил – ходила – ходило. (род)

4. я хожу, ты ходишь, он ходит. (лицо)

  1. Значит, как вы уже догадались,  тема сегодняшнего урока «Глагол».

III. Мотивация учебной деятельности.

-Мы все знаем об этой части речи?  (Да.)

IV. Постановка целей и задач урока.

-Тогда цель урока  какая?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

- У нас сегодня не обычный урок, а урок путешествие во времени.

V. Работа над  темой  урока.

1. Игра «Машина времени»

   Мы отправимся в далёкое путешествие во времени. Нам предстоит пройти испытания.  В этом вам помогут знания по теме глагол.

- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Машина времени». Для этого нам надо разделиться на три команды.  

- В конце игры мы узнаем, какая команда самая  дружная, сообразительная, выносливая, и кто в команде - самый, самый…

    - Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задания, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Чья команда их наберет больше, та и победит.

- Ребята, предлагаю вытянуть жребий, чтобы выбрать имя команды.

1 команда – Министры (Шойгу)

2 команда – Герои (Бухтуев, Макаренко, Белевский)

3 команда -  Школьники (Все)

А вы знаете, кто они такие? (словарная работа ,  ученики сами находят из словаря )

 А) Школьник – ученик начальной или средней школы.

 Б) Министр – член правительства, возглавляющий министерство.

 В) Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. (многозначное слово)

  1. Итак, вот маршрут путешествия. (слайд)

-На каждом пункте нам следует пройти испытание.

1 испытание: Найдите из текста глаголы. Выделите грамматические основы предложений.

Текст 1. Шел 1916 год. В Белоцарске  открылась школа.  … В классах с окнами, покрытыми слоем снега, стоят наспех сбитые и неокрашенные столы. Дымит железная печка, дымят на столах фитильки, продетые через ломтики сырого картофеля. Каждый суетится, чтобы осветить тетрадный лист и старательно вывести буквы и цифры, все, чему учил учитель.

Проверка слайд

 - Поехали дальше.

Второе испытание     Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

    Текст 2. Весной 1932 года состоялась закладка первого двухэтажного каменного здания в Кызыле. Это был дар Советского правительства детям Тувинской Народной Республики. Три года строилась школа. 17 сентября 1935 года школа раскрыла двери.

 

Проверка на слайде  

Третье  испытание:

- Пока мы с вами путешествовали во времени, добывали знания, машина времени сломалась. Необходимо починить. А поможет нам световая дорожка.

(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).

- Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (розовые).

- Ребята, как мы определяем наклонение глаголов? (ответы детей)
- Молодцы! Починили машину времени.

    Текст 3.  Вскоре мирная жизнь нашего народа была прервана: началась Великая Отечественная война. Не остались в стороне учителя, ученики и выпускники нашей школы. Многие из них за проявленные в боях мужество и героизм награждены орденами и медалями Советского Союза.  Имена героев навеки вписаны в ряды Бессмертного полка школы №1.

- Вы, наверное, устали? (физминутка)

Если называю имена связанные с нашей школой прыгаете и хлопаете, а если нет, то только прыгаете.

- А теперь пора в путь.

Четвертое испытание:

  Но как гласит пословица: Без труда,…(дети продолжают)

-Правильно. Я предлагаю вам потрудиться.

Для этого обратимся к тексту.

    Текст 4. Дорогие друзья! Сердце наполняется теплотой, когда вспоминаю школьные годы. Наш выпуск 1998 года – был первым в новом здании первой школы. От этого у меня особая гордость. Помню,  как сейчас, первое сентября 1988 года, когда наш уважаемый директор – Раиса Николаевна Хайманова  принимала большой ключ от дверей школы.  Он мне напоминал золотой ключ.

Работа с текстом

1. Морфологический разбор

2. Синтаксический разбор 1 предложения.

Пятое испытание:

Задание: Собери пословицу

1.Кто умеет веселиться, пригодится воды напиться.

2.Не плюй в колодец - который ничего не боится.

3.Не надо хвалиться, тому без дела не сидится.

4.Кто любит трудиться, коли не знаешь, как рожь родится.

5.Кто хочет от жизни толку добиться, того горе боится.

  1. .Нечего тому страшиться, тот должен много трудиться.

7.Не ошибается тот, тому без дела не сидится.

  1. Кто любит трудиться,  который не надеется стать генералом.

  1. Плох тот солдат, кто ничего не делает.

-Какая орфограмма встретилась в пословицах ? (-тся и -ться в глаголах)

-Расскажите правило.

Текст 5.  Хочу пожелать своей родной школе в ее 100-летний юбилей дальнейших успехов и всего самого доброго! Пусто школа продолжает процветать, гордиться своими талантливыми учениками и профессиональными, добросердечными учителями!

 6 испытание:

- Отдохнём и поиграем. Игра «Крестики — нолики».

«Испытание 6» ( капитаны несут выигранные квадраты с заданиями своим командам)

«Спустя рукава»

Что это за выражение? Подберите антоним.(засучив рукава)

Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых.

(Старый друг - лучше новых двух.)

Назови глаголы – исключения 2 спряжения

Найдите возвратные глаголы:

Улыбаюсь,

 Беречься,   Играют,

        Сражаться,   лететь

Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный

(ласкаться)

Спеть 1 куплет из гимна школы.

ЗАКРЫТЫЙ КВАДРАТ

-сколько глаголов какое правило?

Назовите безличные глаголы:

Вечереет, Играет, Поет, нездоровится

Определите способ образования глаголов:

Переплыть,

каменеть

Назовите инфинитив:

Смеюсь,

Смеяться,

Смеются,

Смеялись


-проверка. Дети читают задание. Отвечают.

-ребята, мы с вами дружно работали на уроке. Поровну разделили все задания, но у нас осталось еще одно задание (песня). Посмотрим какое? (открываем на доске еще 1 карточку)

-Споем гимн школы

VI. Рефлексия

- Мы приближаемся к финишу. Из прошлого возвращаемся в настоящее. Повторили глагол и показали ваши знания по этой теме.

- Но перед финишем скажите, что нового о глаголе мы узнали в 6-м классе?

- Разноспрягаемые глаголы, перходность/неперходность глагола

- Наконец, узнаем команду, которая  победила. (считаем жетоны).

- У каждого на столе листочки:

Напишите имя того, кто был самым, самым ...(ответы детей)

- А также на желтых листочках нарисуйте  смайлики, подходящие вашему настроению. Покажите друг другу и гостям.

Но вот и всё, урок к концу подходит, 
Мы славно поработали сейчас, . 
Спасибо вам, ребята, за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас! 

(Выставляю оценки.)

VII.Домашнее задание:

  1. Всем: Повторить все о глаголе, составить на листе формата А4 кластер «Морфологические признаки глагола»
  2. Желающим: Написать сочинение «История моей школы».

Приложение

Прервалась

Поступили

Остались

Отправились

Наградил

Узнаю

Работает

передают

Прервалась

Поступили

Остались

Отправились

Наградил

Узнаю

Работает

передают

Прервалась

Поступили

Остались

Отправились

Наградил

Узнаю

Работает

передают

Прервалась

Поступили

Остались

Отправились

Наградил

Узнаю

Работает

передают

Прервали бы

Поступили бы

Остались бы

Отправились бы

Наградил бы

Знал бы

Работал бы

Передал бы

Прервали бы

Поступили бы

Остались бы

Отправились бы

Наградил бы

Знал бы

Работал бы

Передал бы

Прервали бы

Поступили бы

Остались бы

Отправились бы

Наградил бы

Знал бы

Работал бы

Передал бы

Прервали бы

Поступили бы

Остались бы

Отправились бы

Наградил бы

Знал бы

Работал бы

Передал бы

Подумайте

Поступите

Оставьте

Отправьтесь

Награди

Узнай

Работай

Передай

Подумайте

Поступите

Оставьте

Отправьтесь

Награди

Узнай

Работай

Передай

Подумайте

Поступите

Оставьте

Отправьтесь

Награди

Узнай

Работай

Передай

Подумайте

Поступите

Оставьте

Отправьтесь

Награди

Узнай

Работай

Передай

«Спустя рукава»

Что это за выражение?

Подберите антоним.

Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых.

Назови глаголы – исключения 2 спряжения

Найдите возвратные глаголы:

Улыбаюсь,

 Беречься,   Играют,

              Сражаться,   лететь

Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный

Определите способ образования глаголов:

Переплыть,

каменеть

Назовите безличные глаголы:

Вечереет, Играет,

Поет, нездоровится

Назовите инфинитив:

Смеюсь,

Смеяться,

Смеются,

Смеялись

Текст 1. Шел 1916 год. В Белоцарске  открылась школа.  … В классах с окнами, покрытыми слоем снега, стоят наспех сбитые и неокрашенные столы. Дымит железная печка, дымят на столах фитильки, продетые через ломтики сырого картофеля. Каждый суетится, чтобы осветить тетрадный лист и старательно вывести буквы и цифры, все, чему учил учитель.

    Текст 2. Весной 1932 года состоялась закладка первого двухэтажного каменного здания в Кызыле. Это был дар Советского правительства детям Тувинской Народной Республики. Три года строилась школа. 17 сентября 1935 года школа раскрыла двери.

 

Текст 3.  Вскоре мирная жизнь нашего народа была прервана: началась Великая Отечественная война. Не остались в стороне учителя, ученики и выпускники нашей школы. Многие из них за проявленные в боях мужество и героизм награждены орденами и медалями Советского Союза.  Имена героев навеки вписаны в ряды Бессмертного полка школы №1.

Текст 4. Дорогие друзья! Сердце наполняется теплотой, когда вспоминаю школьные годы. Наш выпуск 1998 года – был первым в новом здании первой школы. От этого у меня особая гордость. Помню,  как сейчас, первое сентября 1988 года, когда наш уважаемый директор – Раиса Николаевна Хайманова  принимала большой ключ от дверей школы. Он мне напоминал золотой ключ.

Текст 5.  Хочу пожелать своей родной школе в ее 100-летний юбилей дальнейших успехов и всего самого доброго! Пусто школа продолжает процветать, гордиться своими талантливыми учениками и профессиональными, добросердечными учителями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

Первый урок из трех, запланированных на повторение раздела "Глагол". Различные формы проверки степени усвоения материала позволяют составить объективную картину качества знаний учеников, а включение и...

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Презентация к уроку Тема урока" Обобщение и систематизация по теме"Строение атома,химическая связь"

Презентация включает в себя отработку материала по теме,проверку и подведение итогов....

Урок обобщения и систематизации по теме "Прогрессии"

Урок обобщения и систематизации по теме "Прогрессии" (учебник Ш.А. Алимова, Ю.А. Колягина и др. "Алгебра 9")Урок посвящен повторению определенной последовательности (монотонности и ограниченности), ха...

Открытый урок в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе"

Открытый урок (с использованием сингапурского метода обучения) на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе". В материале содержится план-конспект урока, презентация....

Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок

Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок...