Связь предложений и частей текста
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Недодаева Светлана Борисовна

Данный материал поможет при изучении темы "Текст. Связь предложений и частей текста". Презентация содержит как теоретический материал, так и практические задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon svyaz_predlozheniy_v_tekste.ppt755 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Связь предложений и частей текста Выполнил ученик 7 "В" класса Морозов Григорий МОУ гимназия им. А. Л. Кекина г. Ростов

Слайд 2

Какие бывают виды связи предложений и частей текста?

Слайд 3

Цепная связь - это такая связь, в которой каждое последующее предложение зависит от предыдущего,вбирает в себя ту или иную часть информации предыдущего предложения. Главное - повтор ключевого слова, з Цепная связь – это такая связь, в которой каждое последующее предложение зависит от предыдущего, вбирает в себя ту или иную часть информации предыдущего предложения. Главное – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного предложения. Связь может осуществляться путём семантических соответствий или ассоциаций. Цепная связь 1 2 3

Слайд 4

Цепная связь - это такая связь, в которой каждое последующее предложение зависит от предыдущего,вбирает в себя ту или иную часть информации предыдущего предложения. Главное - повтор ключевого слова, з Я прочитал книгу. Она была очень интересной. Цепная связь 1 2

Слайд 5

Параллельная связь – это связь, при которой все предложения автономны, самостоятельны. Все предложения, кроме первого можно поменять местами. Все предложения по смыслу и грамматически связаны с первым, которое является зачином. Для этого вида связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда Повторением первого слова предложений. 2 3 4 1

Слайд 6

Наступила весна. Пригревает солнышко. Тает снег. Прилетают птицы с юга. 2 3 4 1

Слайд 7

Языковые средства связи

Слайд 8

1) Лексические: А.употребление лексики одной и той же тематической группы; Б.использование однокоренных слов; В.повтор слов: (Под ольховыми кустами сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике.) Г.синонимы; Д.антонимы.

Слайд 9

2) Морфологические: А.союзы (сочинительные и подчинительные); Б.местоимения (чаще личные и указательные); В.частицы; Г.числительные (порядковые); Д.наречия; Е.Единство видовременных форм глаголов сказуемых .

Слайд 10

3) Синтаксические: А. одинаковый порядок слов; Б. вводные слова; В. вопросительные предложения; Г. неполные предложения.

Слайд 11

Докажите, что предложения в данном тексте связаны цепным способом. Отметьте сцепляющие слова. Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с желтыми перьями. (Ю. Олеша.)

Слайд 12

1) Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите. 2) Подчеркните сцепляющие слова. И песок в пустыне как волны. Пустыня как море, только вместо воды песок. 3. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути. 4. Волны песка называются барханами.

Слайд 13

1)Проследите смысловую связь предложений в текстах; укажите слова, при помощи которых предложения сцепляются. 2)Запишите первый текст. 1.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. (В. А. Сухомлинский.) 2.С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь. (В.А. Сухомлинский.) 3. Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник. (М. Шолохов.) 4. Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. (М. Горький.)

Слайд 14

Прочитайте текст. Обратите внимание на вид связи в предложениях, подумайте и скажите, какую роль играют подчёркнутые слова. Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчеркиваются огромными деревьями. Эти великаны «сторожат» покой усадьбы, делают её ландшафт неповторимым и запоминающимся.

Слайд 15

Прочитайте текст и укажите слова, при помощи которых сцепляются предложения. При выборе очков необходимо учитывать форму лица. Если она овальная, то рамка должна быть тонкой и закруглённой. К лицу с острым подбородком и широким лбом идет узкая оправа без острых углов. Она зрительно уменьшает выпуклость щек (скул). Узкое лицо можно расширить более толстой оправой. Верхняя линия её должна быть прямой и горизонтальной, а нижняя – слегка закруглённой.

Слайд 16

Вместо точек вставьте сцепляющее слово в данные предложения. а) Маки были похожи на красные фонарики, зажжённые в зелёной траве. . . . было много. б) В сырых впадинах синели незабудки. . . . были такие яркие и такие синие, словно в них отразилось весеннее небо. в) Вслед за цветами и травой потянулись с высохшей земли в горы и отары отец. . . . как белые курчавые облака ползли по горным склонам.

Слайд 17

Вспомните, какие вводные слова входят в группу указывающую на связь мыслей, последовательность изложения информации, и назовите их.

Слайд 18

В данный текст вставьте вводные слова, указывающие на порядок изложения информации. Если ужалила пчела (или оса), надо постараться удалить жало, обычно оставляемое пчелой (оса жало не оставляет) ; смазать ранку йодом или смочить нашатырным спиртом. Если этих средств нет, можно применить холодные примочки. Некоторые (якобы по народному методу) прикладывают к ранке комочек земли. Этот способ опасен: вместе с землёй в ранку могут попасть вредоносные микробы и вызвать такую болезнь, как столбняк.

Слайд 19

Узнайте произведение по его началу. Определите вид связи в приведённом отрывке. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась недолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, и тускло – багровое, как перед бурей, но светлое и приветно – лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. . .

Слайд 20

Используемая литература: 1. «Как писать изложения конспекты и рефераты пособие для 7 – 11 классов». Авторы: Михайлова С. Ю. Нефедова Р. М. Москва ЮНВЕС 2001 2. «Русская речь». Автор: Никитина Е. И. Москва «Просвещение» 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения

Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков пр...

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...

ЕГЭ. Русский язык, часть 1, задание 2 - "Средства связи предложений в тексте"

Интерактивная презентация "Средства связи предложений в тексте"  есть попытка системного, концентрированного изложения  программного теоретического  и практического материала  к ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...