План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Гаврюшенко Анна Витальевна

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, олицетворения. Слова в их тексте "оживут", то есть смогут передавать цвета, звуки и запахи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко

Тема: «Работа над словом»

Дата: 19.09.2016 г.

Цели и задачи:

  • образовательная: научить точно и конкретно формулировать собственные мысли, подбирая им красивое словесное оформление;
  • развивающая: развивать образное мышление;
  • воспитательная: воспитывать чувства уважения и гордости по отношению к родному языку.

Тип занятия: практическое занятие по развитию речи.

Технология: творческая мастерская.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе).

Оборудование: презентация на тему «Могучий и славный русский язык»; раздаточный материал – карточки с заданиями; толковые и орфографические словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

время

Ход занятия

Действия педагога

Действия учащегося

Результат

работы

1.

3 мин

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем учиться работать со словами, подбирать нужные части слов, части речи, которые помогут нам красиво изложить свои мысли. Такая работа поможет вам научиться писать хорошие сочинения

Приветствие. Записывают тему занятия в тетрадь

Знакомство с темой урока

2.

2 мин

Формулировка цели и задач

- Сегодня на занятии мы  поучимся точно и конкретно формулировать собственные мысли, подбирая им красивое словесное оформление. Без образного мышления нам никак не обойтись. По ходу работы мы с вами не раз будем удивляться богатым возможностям русского языка, убедимся, что мы с вами являемся носителями огромного национального достояния.

Прослушивание информации

Планирование работы

3.

15 мин

Беседа.

Педагог задает ряд вопросов:

1. Что такое слово?

2.Зачем нужны слова?

3. Какие бывают слова?

4. Как зависят слова от наших мыслей?

5. Как научиться говорить правильно и красиво?

Учащиеся думают, отвечают.

 

Актуализация знаний

4.

 5 мин

Просмотр презентации. Обсуждение

- Предлагаю вам обратиться к презентации « Могучий и славный русский язык»

Учащиеся  по ходу презентации комментируют высказывания классиков о русском языке, делятся своими впечатлениями

Активизация коммуникативной и речемыслительной деятельности.

5.

20 мин

Словообразовательные  игры «Моделирование слов»

- Сейчас мы с вами поиграем и понаблюдаем, как изменяется восприятие текста с изменением отдельных частей слов, а именно суффиксов.

Учащиеся получают карточки, в которых по образцу выполняют задания (см Приложение 1)

Закрепление навыков словообразования.

6.

15 мин

Перемена

На перемене учащиеся выходят во двор, где педагог предлагает устно продолжить словообразовательные игры.

Закрепление навыков словообразования.

7.

10мин

Работа над текстом

-Ребята, сейчас вам нужно из нейтральных существительных карточки 1 составить небольшой текст из 5-6 предложений.

Учащиеся составляют текст

Актуализация навыков связной письменной речи.

8.

5 мин

Представление текстов.

Участники занятия зачитывают и обсуждают тексты.

Совершенствование навыков слушания и комментирования.

9.

10 мин

Работа над текстом.

-Ребята, сейчас вам нужно преобразовать ваш текст, изменив все нейтральные существительные на существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и добавить к ним определения, то есть ваши прилагательные из 2 карточки.

Учащиеся составляют текст

Актуализация навыков связной письменной речи

10.

 5 мин

Представление текстов.

Участники занятия зачитывают и обсуждают тексты.

Совершенствование навыков слушания и комментирования.

11.

10 мин

Игры на развитие образного мышления.

- А сейчас мы с вами поработаем над тем, как наши слова оживить прямо на бумаге, чтобы они звучали, имели свои цвета и запахи. Для этого вы получаете карточки.

Учащиеся получают карточки, в которых по образцу выполняют задания (см Приложение 2)

Закрепление навыков создания образных средств языка

12.

5 мин

Проверка задания

Учащиеся зачитываю полученные словосочетания, делают выводы, что именно так появляются в речи эпитеты, метафоры, сравнения, то есть средства выразительности языка.

Актуализация знаний литературных терминов.

13.

 7 мин

Работа над текстом

- Ребята, заключительным этапом будет преобразование вашего 2 текста с добавлением в него эпитетов, метафор, олицетворений.

Учащиеся преобразовывают свои тесты.

Актуализация навыков связной письменной речи.

14

5 мин

Представление работ

Участники занятия зачитывают свои тексты, комментируют выбор тех или иных средств художественной выразительности. Оценивают свои работы и работы других ребят.

Оценивание своей работы

15

3 мин

Подведение итогов.

Педагог задает ряд вопросов:

1. Как слова отражают характер человека?

2. С помощью каких приемов можно оживить текст?

Учащиеся отвечают, самостоятельно озвучивают выводы

Закрепление навыков аналитической деятельности.

120 мин

Приложение 1.

Шаг 1. Преобразуй данные нейтральные слова в слова  добрые,  ласковые. Используй суффиксы –ок-, -ек-, -ик-, -к, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -очек-. Запиши получившиеся существительные.

Образец: нож – ножик; друг – дружок, дружочек.

Стебель, лист, лепесток, цветок, голова, шмель, погода, солнце, луч, лучи, облако, ветер, лапы, крылья.

Шаг 2. Преобразуй данные прилагательные при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк-, -оньк-. Запиши новые слова.

Голубой, синий, зеленый, желтый, тонкий, бледный, красивый, мохнатый, легкий, яркий, пушистый, нежный, быстрый, грустный.

Приложение 2.

Шаг 3.  Подбери к словам «цветок», «шмель», «солнце» прилагательные, которые могут описать его цвет.

Например: слово «море» - голубое, синее, темное, радужное, бирюзовое

Шаг 4. Подбери к словам «цветок», «погода», «ветер» прилагательные, которые смогут передать их запах.

Например, слово «море» - соленое, свежее.

Шаг 5. Подбери к словам «ветер», «шмель», «крылья» глаголы которые смогут передать их звук.

Например: слово «море» - шумит, шепчет, смеётся, плещется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока дополнительного образования детей Тема: "Совершенствование базовой техники и кумитэ киокусинкай"

План открытого занятиягруппы 2-го года обучения объединения «Рукопашный бой»Педагог дополнительного образования Паулкин А.А.Тема занятия:      Совершенствование базовой техник...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном вре...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков...

Конспекты открытого занятия дополнительного образования

Конспект открытого занятия дополнительного образования с применением здоровьесберегающих технологий с презентацией...