План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Гаврюшенко Анна Витальевна

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков, проанализируют варианты неудачных заголовков, поучавствуют в процессе создания собственных заголовков в дидактических играх "От заголовка - к теме текста", "От темы текста - к заголовку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко

Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

Дата: 27.03.2017 г.

Цели и задачи:

  • образовательная: познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков;
  • развивающая: развивать аналитическое способности и креативное мышление;
  • воспитательная: воспитывать гражданские качества и активную жизненную позицию.

Тип занятия: комбинированное

Технология: занятие-исследование

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование: презентации на тему «Виды заголовков», «Нежелательные заголовки», «Приемы создания заголовков»; раздаточный материал – карточки - подсказки «Требования к заголовку»; толковые и орфографические словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

время

Ход занятия

Действия педагога

Действия учащегося

Результат

работы

1.

2 мин

Орг момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами заголовков, узнаем, как именно они влияют на судьбу текста. Итак, запишите тему занятия «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста» и эпиграф:

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок-это не просто слова:

Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)

Приветствие. Записывают тему занятия в тетрадь

Знакомство с темой урока, обсуждение эпиграфа.

2.

3 мин

Формулировка цели и задач

- Сегодня на занятии мы  узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции.

Прослушивание информации

Планирование работы

3.

10 мин

Повторение пройденного материала

Педагог задает ряд вопросов:

1. Назовите важнейшие структурные элементы журналистского текста?

2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка?

Учащиеся размышляют, отвечают.

 

1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста.

2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной.

Актуализация теоретических знаний, пробуждение речемыслительных процессов, активизация коммуникативной деятельности.

4.

25 мин

Объяснение нового материала. Просмотр презентаций: «Виды заголовков»,

«Нежелательные заголовки»,

«Приемы создания заголовков»

- Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет.

Педагог раздает карточки -подсказки - «Требования к заголовку» (см Приложение 1)

- К плохим заголовкам также относят "нулевые", "двойные" и комментарийные. "Нулевой" заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги.

"Двойной" заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными.

Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты,  комментируют материал карточек – подсказок.

Активизация познавательной деятельности. Совершенствование устной связной речи.

5.

15 мин

Перемена

Педагог предлагает поиграть в подвижные игры на свежем воздухе.

Эмоциональная и физическая разрядка

6.

20 мин

Игра «От темы к заголовку»

Педагог предлагает учащимся варианты тем:

1. Любимый домашний любимец.

2. Семья.

3. Школьная жизнь.

4. Детство.

5. Родители.

6. Друзья.

Учащиеся моделируют разные виды заголовков

(1. «Кошка или Кешка?»; «Почему я выбрала собаку?»; «Кто в семье голова?»;

2. «Семь-я»; «Близкие люди»; «Дорогие мои старики»; «Мой дом – моя крепость»;

3. «Классно!»; «Учитель»; «Тишина! Урок идет!»; «На перемене»; «Тест на толерантность»;

4. «Куда улетают голуби?»; «Радуга в окошке»; «Капелька детства»; «Вкус детства»; «О Незнайках»;

5. «Мама и папа»; «Спасибо, Вам!»; «Мой плот»; «Мамино сердце»;

6. «О друзьях»; «Лучшая подружка»; «Секретик под замочком»; «Приключения Ретивых»; «Как мы ловили мух» и т.п.)

Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.

7.

10 мин

Анализ текстов СМИ

Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают.

Совершенствование аналитической и коммуникативной деятельности

8.

20 мин

Игра «От заголовка к теме»

Педагог предлагает учащимся варианты заголовков:

1. «Где ваша совесть?»

2. «Сколько стоит пятерка?»

3. «5 верных способов найти вдохновение»

4. «Откуда дует ветер?»

5. «Тише едешь – дальше будешь».

Учащиеся моделируют разные виды тем

Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.

9.

10 мин

Анализ текстов СМИ

Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают.

Совершенствование аналитической и коммуникативной деятельности

10.

 5 мин

Подведение итогов

Педагог задает ряд вопросов:

1. Какова роль заголовка в любом тексте?

2. С помощью каких способов заголовки становятся эффективными?

Учащиеся отвечают, опираясь на анализ текстов СМИ

Совершенствование аналитической деятельности.

120 мин

Приложение 1.

Требования к заголовку таковы.

Заголовок должен:

• быть ясным высказыванием;

• заключать в себе основную идею текста;

• не противоречить содержанию материала;

• быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;

• возбуждать интерес читателя.

Требования к заголовку таковы.

Заголовок должен:

• быть ясным высказыванием;

• заключать в себе основную идею текста;

• не противоречить содержанию материала;

• быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;

• возбуждать интерес читателя.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока дополнительного образования детей Тема: "Совершенствование базовой техники и кумитэ киокусинкай"

План открытого занятиягруппы 2-го года обучения объединения «Рукопашный бой»Педагог дополнительного образования Паулкин А.А.Тема занятия:      Совершенствование базовой техник...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эп...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном вре...

Конспекты открытого занятия дополнительного образования

Конспект открытого занятия дополнительного образования с применением здоровьесберегающих технологий с презентацией...