План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Гаврюшенко Анна Витальевна

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут два текста: рассказ и сказку. В рассказе активно используются элементы рассуждения. В сказке - повествование и описание. Главным героем двух текстов станет любимая детская игрушка, которую необходимо принести на занятие. В сказке персонажи будут говорить пословицами, поговорками, загадками. Это очень увлекательная работа!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко

Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Дата: 07.11.2016 г.

Цели и задачи:

  • образовательная: научить писать оригинальные рассказы и сказки с использованием элементов описания и рассуждения;
  • развивающая: развивать креативное образное мышление;
  • воспитательная: воспитывать чувства доброты, отзывчивости, взаимопонимания к окружающим людям.

Тип занятия: практическое занятие по развитию речи

Технология: творческая лаборатория

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование: презентация фотокартинок на тему «Осень»; раздаточный материал – разрезные пословицы, поговорки на темы «Дружба», загадки на тему «Осень»; толковые и орфографические словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

время

Ход занятия

Действия педагога

Действия учащегося

Результат

работы

1.

3 мин

Орг момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами заключительное занятие по теме «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Приветствие. Записывают тему занятия в тетрадь

Знакомство с темой урока

2.

2 мин

Формулировка цели и задач

- Сегодня на занятии мы с вами закрепим навыки создания письменных текстов одних из самых любимых детских жанров: рассказа и сказки. Для придания им оригинальности введем в тексты элементы рассуждения и описания, тем самым. Начнем с простого – с рассказа.

Прослушивание информации

Планирование работы

3.

5 мин

Закрепление изученного материала

- Напомните, пожалуйста, жанровые особенности рассказа. Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма, в котором ограничено число действующих лиц, одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.

В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном  эпизоде из жизни человека.

Второстепенные и эпизодические герои  так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.

Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.

В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.

Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.

Учащиеся отвечают.

 

Актуализация лингвистических знаний

4.

 10 мин

Рефлексия

- Сегодня на занятие вы должны были принести свою любимую игрушку. Давайте, расскажем друг другу о своих любимых героях.

Учащиеся  показывают свои игрушки и рассказывают их истории появления в своей жизни.

Активизация образного мышления.

5.

15мин

Работа над созданием письменного текста-рассуждения.

- Ребята, давайте, подумаем, обговорим, а затем письменно ответим на ряд вопросов:

1. Роль игрушки в жизни ребенка.

2. Что приносит с собою детская игрушка?

3. Зачем детям нужны игрушки? Чему они их учат? Почему детские игрушки так дороги их хозяевам?

Учащиеся беседуют, делятся своими точками зрения, приводят аргументы. Формулируют полные ответы на вопросы и письменно оформляют их в тетради.

Совершенствование навыков создания текста-рассуждения..

6.

10 мин

Подготовка плана рассказа.

- У нас с вами уже готово вступление для будущего рассказа, главным героем которого станет ваша любимая детская игрушка.

Тема рассказа – любимая детская игрушка. Идея – любимая детская игрушка в чем-то схожа со своим обладателем. А в чем именно – каждый расскажет по-своему.

- Давайте придумает название будущих рассказов («Друг детства», «Друг моей бабушки», «Друг моего друга», «История моей игрушки» и др.)

Учащиеся конкретно записывают тему, идею сочинения, обсуждают заголовки, индивидуально составляют план

Создание положительного  творческого настроя, желания высказаться.

7.

 20 мин

Работа над рассказом

Учащиеся приступают к написанию рассказа, педагог (при надобности) помогает конкретно сформулировать мысль, правильно построить предложение.

Написание рассказа.

8.

10 мин

Перемена

На перемене педагог предлагает ребятам поиграть в ролевые игры со своими игрушками, где они (через персонажа игрушки) разгадывают загадки, объясняют смысл пословиц.

Совершенствование образного мышления, игровой активности

9.

10 мин

Представление рассказов, их обсуждение

Совместная работа по прослушиванию и обсуждению получившихся текстов

Отбор лучших рассказов

10.

 5 мин

Игра

«Игрушечный кинотеатр»

- Ребята, а сейчас я приглашаю нас всех посетить такой «понарошечный» кинотеатр и посмотреть на картинки, рисунки и пейзажные зарисовки разных авторов на тему «Осень». Следующий вид работы – создание сказки, в которой ваша любимая игрушка будет главным героем и ей предстоит встретиться с самой красавицей-Осенью. Вот такой необычный сказочный сюжет ждет нас впереди, а как будут разворачиваться события, подскажет вам ваша фантазия.

Просмотр презентации на тему «Осень – какая она?»

11.

5 мин

Обсуждение условий создания сказки

- Ваши герои будут разговаривать загадками, а отвечать поучительными пословицами и поговорками. Сам сюжет сказки будет связан с темой дружбы. Осень-красавица это будет персонаж, который поможет решить какой-то вопрос и найти ответ.

Учащиеся устно предлагают варианты развития сюжетов сказок – играют друг с другом.

Активизация фантазийного потенциала учащихся.

12.

20 мин

Написание сказки

Учащиеся пишут сказку, вставляя в ее композицию описание красавицы Осени, подбирают нужные пословицы и загадки, правят сюжет.

Создание текста.

13.

5 мин

Подведение итогов

- Вы написали чудесные сказки. Дома вы еще подумаете над их сюжетом и композицией, а также нарисуете рисунок. На следующем занятии мы послушаем ваши сказки и обсудим их.

Учащиеся делятся своими впечатлениями, новыми замыслами.

Активизация творческой активности детей с ее выходом в социум.

120 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока дополнительного образования детей Тема: "Совершенствование базовой техники и кумитэ киокусинкай"

План открытого занятиягруппы 2-го года обучения объединения «Рукопашный бой»Педагог дополнительного образования Паулкин А.А.Тема занятия:      Совершенствование базовой техник...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эп...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном вре...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...