Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Может ли язык попасть в Красную книгу?»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цели и задачи:

-     общеобразовательные  –  повторение лингвистической терминологии (уровни и нормы языка), ознакомление с понятием «мёртвый язык», историко-лингвистической справкой о причинах исчезновения языков, представление «Атласа языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», знакомство с литературным материалом на тему важной роли языка в жизни человека и общества, необходимости его сохранения;

-     воспитательные – воспитание чувства ответственности за культуру своей речи, желания сохранить русский язык, оградить от разрушительных влияний;

-     развивающие – развитие умения дискутировать на предложенную тему, навыков логического мышления; навыков ораторского искусства, выразительного чтения стихотворения наизусть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_-_ekologiya_yazyka.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Новочебоксарск

Чувашской Республики

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Может ли язык попасть в Красную книгу?»

Автор: Гурылёв Антон Александрович,

                         учитель русского языка и литературы

                                         2016-2017 год

Дата проведения: 14.12.2016

Количество учащихся, занятых в мероприятии  19 (5в класс).

Цели и задачи:

  • общеобразовательные  –  повторение лингвистической терминологии (уровни и нормы языка), ознакомление с понятием «мёртвый язык», историко-лингвистической справкой о причинах исчезновения языков, представление «Атласа языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», знакомство с литературным материалом на тему важной роли языка в жизни человека и общества, необходимости его сохранения;
  • воспитательные – воспитание чувства ответственности за культуру своей речи, желания сохранить русский язык, оградить от разрушительных влияний;
  • развивающие – развитие умения дискутировать на предложенную тему, навыков логического мышления; навыков ораторского искусства, выразительного чтения стихотворения наизусть.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии, индивидуальные выступления учеников

Оформление кабинета: экран с иллюстрациями, доска.

Оформление доски: эпиграф, основные термины, рисунок «Красной книги».

Эпиграф на доске:

Язык подобен храму,

 который хранит души говорящих на нём

(Оливер Холмс, врач, поэт и писатель)

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент ……………………………………….5 мин
  2. Беседа …………………………………………15 мин
  3. Выступления учеников………………….10 мин
  4. Подведение итогов………………………..5 мин

Содержание и ход мероприятия.

- В 5 классе мы с вами изучали многие разделы науки о русском языке, какие именно? (Такие как лексика, синтаксис, орфоэпия, орфография, морфология и др.)

- Правильно. Лексика отвечает за значение слова, синтаксис за построение слов в предложения, орфоэпия – за произношение слов. Это различные уровни языка. Какие у вас ассоциации со словом «уровень»? Какой синоним можно подобрать к этому слову?

(Например: уровень воды в море, уровни подготовки, уровень знаний и др. Синонимы: степень, этаж, отдел, ступень, эшелон и др.)

- Уровни могут быть и этажами. Если сравнить язык со стройкой, то видно, что, как и при строительстве здания, на разных уровнях-этажах рабочие занимаются разными делами, чтобы вместе построить общий дом-язык. (На доске или экране проектора можно поместить схематический наглядный рисунок с подписями, где разные части дома соответствуют разным языковым уровням)

- Кирпичики и панели фундамента, стен, этажей и перекрытий построенного дома – это языковые нормы, без них он быстро разрушится. Какие орфографические и пунктуационные нормы (правила) вы помните?

(Ученики называют правила, например: О/Ё после шипящих и Ц, запятая между частями сложного предложения и т.д.)

- Но когда дом построен, через некоторое время ему требуется ремонт, а то и перестройка целых частей. По этой причине язык всегда меняется, в него приходят новые слова, а старые уходят. Но происходит это не сразу, а понемногу, частями. Что будет если сразу снести несущую стену у дома? Правильно, дом немедленно развалится. Что будет с языком, если слишком много людей начнут говорить и писать с ошибками, неграмотно, игнорируя языковые нормы?

(Язык тоже «разрушится», все перестанут понимать друг друга)

- Именно так. Язык – это то, что отличает людей от животных. Без родного языка человек теряет себя, деградирует, забывает родной дом и теряет цель в жизни. Недаром, как вы узнали из курса литературы, язык и Родина – неразрывные понятия. Это доказывают многочисленные стихотворения русских поэтов. (Здесь ученики могут рассказать подготовленные заранее отрывки из стихотворений, в которых говорится о связи воспитания человека и языка, см. Приложение)

- Возвращаясь к сравнению с домом, что бывает, если жители покидают дом и больше некому становится следить за его состоянием. Что, если вспыхнет пожар и от дома останутся только обгоревшие остовы и горсти пепла?

- Ребята, к сожалению, такие вещи случаются с существующими языками. Они так же, как животные или люди могут «зачахнуть», «заболеть» и в конечном счёте даже исчезнуть навсегда по разным причинам. Некоторые языки находятся в опасности, в особенности под угрозой те языки, у которых осталось очень мало носителей, т.е. людей, для которых эти языки родные.

- Скажите, куда записывают исчезающие виды животных учёные-биологи?

(В красную книгу)

У учёных-языковедов тоже есть своя Красная книга. Она ведётся всемирной организацией ЮНЕСКО и называется «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», а ранее её так и называли «Красная книга исчезающих языков». По данным на 2010 год в ней насчитывается 2500 языков (из которых 230 исчезли с 1950 года), а разделяют и классифицируют языки по степени сохранности. 

- Но некоторые языки уже не вернуть. Для них учёные придумали даже специальный термин: «мёртвые языки». Появление метафоры «живые и мёртвые языки» далеко не случайно. Исчезает народ, за ним умирает его культура, традиции и ценности. Когда всего этого не существует, появляется мёртвый язык, который хранится лишь в письменных источниках. Причины исчезновения бывают разные. Предлагаю послушать сообщение на данную тему. (Выходит ученик с сообщением, см. Приложение, «Как и почему они умирают»).

- Итак, задумались ли вы о судьбе родного языка? Давайте напоследок подумаем, что можно сделать нам для сохранения русского языка, какой вклад может совершить каждый человек?

(Нужно знать и уважать правила родного языка, стараться использовать разнообразные слова, правильно говорить и писать, больше читать и аккуратно формулировать свои мысли)

- Станете ли вы теперь относиться внимательнее к собственной речи? Надеюсь, что ответ положительный. Теперь все скажем друг другу вежливое «до свидания», всем спасибо за внимание!

Приложение.

Стихотворения о языке и Родине

А. Шибаев. В день солнечный июльский

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

     М. Матусовский. С чего начинается Родина

Хотя это стихотворение о Родине, но… в нем говорится и о колыбельной, и о первом букваре, и об общении с друзьями — о всё том, что невозможно без родного языка!

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

Т. Зумакулова Родной язык

Родной  язык!
Он  с  детства  мне  знаком,
На   нем  впервые  я  сказала  «мама»,
На  нем   клялась  я  в  верности  упрямой,
И  каждый  вздох  понятен  мне  на  нём.

Родной  язык!
Он  дорог мне,  он  мой,
На  нем  ветра  в  предгорьях  наших  свищут,
На  нем   впервые  довелось  услышать
Мне  лепет  птиц  зеленою  весной.

М. Крюков. Много языков на свете разных

Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Как и почему они умирают

Исчезновение языков наблюдалось во все времена, но наиболее активно это стало происходить последние столетия. Согласно исследованиям учёных, мёртвый язык появляется каждые 2 недели. Многие из них являются бесписьменными, и они исчезают как только смерть забирает последнего носителя. Такое положение случается при возникновении трёх основных причин:

1. Исчезает народ, владеющий этим языком. Такая участь коснулась жителей Тасмании, которых выгнали с территории родной земли.

2. Люди изучают новые языки, при этом забывают старые. Этот процесс можно объяснить как переключение людей на другую культуру. Такие люди делятся на 3 категории:

2.1. Поколение знает только свой родной язык.

2.2. Родным пользуются дома, а на улице говорят на основном.

2.3. Не знают родной язык, но прекрасно владеют основным.

мертвый язык

Третье поколение часто подвержено трудностям. К примеру, семья живёт в Америке, и дети владеют основным языком, при этом не зная родного. Но старшие родственники не знают английского, а владеют родным. Отсюда и возникает барьер общения между родственниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературы Тема: «Не пером пишут, а умом»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  в рамках декады русского языка и литературыТема: «Не   пером пишут, а умом»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....