Правописание частицы не с деепричастием
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урахчина Лариса Германовна

Знакомство с правилом правописания НЕ с деепричастиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_deeprichastie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 7 классе

Тема: «Правописание частицы не с деепричастием»

Цели:

  • Образовательная: обучить учащихся правописанию частицы не с деепричастиями, связать их с предметом "литература". Повторить правила, связанные с причастными  и  деепричастными  оборотами, условиями их обособления и употребления в речи
  •  Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать  навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать  воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка
  • Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность при работе на уроке. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Дидактическое обеспечение:

1. Компьютер с колонками.

2. Презентация к уроку в программе PowerPoint

3. Опорные конспекты для каждого ученика

4. Портрет И. Крылова, иллюстрации к басням И.Крылова.

5.  Портрет Ф Кривина, стихотворение "Частица не"

6. Опорные схемы с  правилами постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах

Ход урока

                    Организационный момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Пожелаю вам удачи-

За работу в добрый час.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Беседа:

- Что изучали на прошлом уроке?

(Знаки препинания при деепричастном обороте)

- Какое задание получили на дом?

(Не с существительными и прилагательными; Не с глаголами и причастиями)

2. Работа по карточкам (индивидуально в тетрадях).

 Карточка № 1

 Тема: «Не с существительными и прилагательными»

Задание: Раскрой скобки, запиши слова, объясни их правописание.

  1. (Не)вежа
  2. (Не)забудка
  3. (Не)воля
  4. (Не)правда, а ложь
  5. (Не) враг, а друг
  6. (Не)погода
  7. (Не)задачливый
  8. (Не)большой
  9. (Не) широкий, а узкий
  10. Ничуть (не) интересный

  Карточка № 2 

Тема: «Не с глаголами и причастиями».

Задание: Раскрой скобки, запиши слова, объясни их правописание.

  1. (Не)был
  2. (Не)навидеть
  3. (Не) прочитана
  4. (Не)домогающий
  5. (Не)раненный в плечо (есть зависимое слово).
  6. (Не)прыгающие
  7.  (Не)засеянные, а вспаханные
  8. (Не)путешествовал
  9. (Не)истовствующий
  10. (Не)сделана

  3. Работа с отстающими учениками.

Карточка № 3

 Тема: «Не с существительными и прилагательными».

Задание: Внимательно прочитай слова и объяснения к ним, а затем распредели их в два столбика (частица – раздельно; приставка- слитно).

  1. Невежа (грубиян).                 
  2. Незабудка (не употребляется без не) .
  3. Неволя (тюрьма).
  4. Не враг, а друг(союз А).
  5. Непогода (слякоть)
  6. Незадачливый (не употр. без не)
  7. Небольшой (маленький)
  8. Не  широкий, а узкий (союз А).
  9. Ничуть не  интересный (зависимое слово).
  10. Не  сделана (краткое причастие)

 Карточка № 4 

Тема: «Не с глаголами и причастиями».

Задание: Внимательно прочитай слова и объяснения к ним, а затем распредели их в два столбика (частица – раздельно; приставка - слитно).

  1. Не был (НЕ с глаголами пишется раздельно).
  2. Ненавидеть (не употребл. без НЕ).
  3. Не  прочитана (краткое причастие).
  4. Недомогающий (плохо себя чувствующий).
  5. Не раненный в плечо (есть зависимое слово).
  6. Непрыгающие (нет зависимого слова, нет союза А,

 не краткое причастие).

  1. Не  засеянные, а вспаханные (есть союз А)
  2. Не путешествовал (НЕ с глаголами пишется раздельно)
  3. Неистовствующий (не употребл. без НЕ)
  4. Не  сделана (краткое причастие)

4. Взаимопроверка. Упражнение № 142. (схемы на демонстрационном табло):

- Из каких произведений, какого автора предложения в домашнем упражнении?

- Найдите предложение, соответствующее первой схеме, прочитайте с правильной интонацией, выделяя деепричастный оборот.

[ ДО, =…] – 2. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах. 3. На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась. 5.Уединения любя, Чиж робкий на заре чирикал про себя.

   [ …,ДО, =…]  1. Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. 4. Лягушка на лугу, увидивши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться.

  Учащиеся сдают тетради.

Проверка индивидуальных заданий на доске:

5. Презентации (подготовленные учащимися):

-Не с существительными, прилагательными, наречиями;

- Не с глаголами, причастиями.

II. Новый материал.

                  1. Беседа.

-Как вы думаете, почему мы сегодня подробно повторяли НЕ с разными частями речи?

-Почему традиционно не записана тема урока? Сформулируйте тему нашего урока? (Не с деепричастиями).

            2. Постановка цели: научиться писать не с деепричастиями.

            3. Стихотворение.

               А у Феликса Кривина есть стихотворение «Частица НЕ» (исполняет подготовленный ученик)

 «Частица НЕ»

Частица НЕ – упрямая частица.

Всё повернуть по- своему стремиться.

Ты хочешь счастья,

А она придёт –

И выйдет всё

Как раз наоборот.

С такой частицей

Нет опасней дружбы.

Она убьёт неверием своим.

 И то, что нужно,

Станет вдруг ненужным,

А то, что плохо, -

Не таким плохим.

И если ты ослаб и утомился,

Ну, словом, просто примирился,

Как говорят,

С годами поостыл,

Частица НЕ – упрямая частица –

На этот случай

Может пригодиться.

На помощь поскорей

Её зови,

Она тебе придаст

Неутомимость,

Непримиримость,

И неукротимость,

И силу нестареющей любви.

                 (Ф. Кривин)  

4. Работа с учебником. Разучивание правила «Не с деепричастием» (работа «в парах»).

  • Чтение правила
  • Повторение правила
  • Заучивание правила
  • Проговаривание правила (в парах)
  • Рассказывание правила

           5. Закрепление, работа с сигнальными карточками (слова на доске):

  1. (Не)видя
  2. (Не)домогая
  3. (Не)думая
  4. (Не)навидя
  5. (Не)читая
  6. (Не)сделав
  7. (Не)истовствуя

          6. Работа с текстом.

1)Она, понюхав одежду и сапоги (не)знакомца, нашла, что они очень пахнут лошадью. 2)Из спальни вышла куда-то еще одна дверь, тоже затворенная. 3)Каштанка, поцарапавшись в дверь, налегла на нее грудью, отворила, почувствов странный, очень подозрительный запах. 4)Предчувствуя (не)приятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. 5)Она увидела нечто (не)ожиданное и страшное. 6)Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя прямо на нее, шел серый гусь. 7)На матрасике лежал белый кот. 8)Увидев Каштанку, он вскочил, выгнув спину дугой, задрав хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. 8)Собака испугалась не на шутку, но, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту...

(По А. Чехову)

Задания:

  1. Прочитать текст выразительно, соблюдая интонацию при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
  2. Какова тема текста? Озаглавьте текст.
  3. Определите тип речи.
  4. Обратите внимание, как много автор использует деепричастий и деепричастных оборотов. С какой целью?

7. Речевая задача по выразительности деепричастия (Сообщение ученика).

1. Значение и функция.

Деепричастие обозначает добавочное действие. Почему именно деепричастие, а не второй глагол?

Во-первых, для выразительности описания образа действия, для усиления эмоциональности. Использование деепричастия дает возможность ярче представить себе происходящее. Например:

Согнувшись и озираясь по сторонам, он пробрался в огород.

Возникает яркий зрительный образ, запоминающуюся картину. Попробуем произвести замену деепричастия глаголом. Получим:

Он согнулся и пробрался в огород.

Представить происходящее довольно трудно, так как исчезает образность, смысл предложения теряется, даже искажается, потому что деепричастие озираясь невозможно заменить глаголом, а если это сделать, а это ведет к грамматической ошибке в построении предложения.

Во-вторых, деепричастия используются для передачи очередности действий и

установления их логической последовательности. Ср. несколько примеров:

Подбегая к дому, он кричал, — т. е. подбегал и кричал одновременно. Подбежав к дому, он что-то прокричал, — т. е. сначала подбежал, затем закричал.

Что-то крикнув, он подбежал к дому, — т. е. сначала крикнул, потом подбежал.

Значит, «лишних» частей речи нет: каждая нужна в языке.

2.        Сфера употребления.
Деепричастия употребляются в книжных

стилях речи: художественном, публицистическом, научном, деловом. В разговорной речи и фольклоре деепричастия используются значительно реже. (Ср., однако: Не зная броду, не суйся в воду. Не работая, сыт не будешь)

3.        Предупреждение ошибок.
Следует учитывать, что есть глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия:
бежать, ехать, хотеть, пылесосить, ездить и др.

Распространенная ошибка — неправильное построение предложений с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот всегда относится к субъекту действия, т. е. к подлежащему. Иначе говоря, подлежащее совершает действие, выраженное и глаголом, и деепричастием. Возникают ошибки типа «Читая роман, у меня возникло чувство жалости к герою». Здесь подлежащее — чувство жалости. Что с ним случилось? — возникло. Как? — читая роман. Получается, что чувство жалости читало роман. Предложение неверно по смыслу, и его следует заменить синонимической конструкцией с союзом когда:

Когда я читал роман, у меня возникло чувство жалости к герою.

Если же хочется сохранить деепричастный оборот, что предпочтительнее, то можно сказать:

Читая роман, я испытывал чувство жалости к герою.

Или:

Прочитав роман, я испытал чувство жалости к герою.

  1. Задание:

Выписать все слова из текста с частицей НЕ, объясняя орфограммы.

9.     Мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на записанные выражения на доске. Они принадлежат перу поистине великого писателя – А.П. Чехову. Давайте их прочитаем.

  1. «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен».
  2. «Во все времена богатство языка и его ораторское искусство шли рядом».
  3. «В сущности, для человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать»

А.П. Чехов

Задания:

  1. По какой теме подобраны цитаты? (О русском языке)
  2. Обращаю внимание на выставку, посвященную А.П. Чехову.
  3. А сможете ли Вы выразить свое Слово о Русском языке?

  1. Домашнее задание:
  1. Выполнить упражнение № 195.
  2. Таблица: «Не с различными  частями речи»

IV. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...

Презентация « Правописание частицы не с глаголами».

Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...

правописание частиц не и ни (7 класс)

разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"...

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс,  программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание частицы не с деепричастиями"

Тема урока: “Правописание не с деепричастиями”. Цели урока:   Формировать  навык  правописания не с деепричастиями.Развивать орфографическую зоркость, мыслите...