Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание частицы не с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Вуколова  Александра Сергеевна

Тема урока: “Правописание не с деепричастиями”. 
Цели урока:   

Формировать  навык  правописания не с деепричастиями.

Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы,  развивать творческие способности учащихся, умение составлять алгоритмы.

Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.

 

УУД:

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления,  применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение составлять алгоритм;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в самостоятельно и в паре.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология:  проблемное обучение.

Методы:  проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.

Оборудование: учебник, доска, толковые словари, рабочие листы, картинки.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7-А классе.

Дата урока: 09.12.2020.

Учитель: Вуколова А.С.

№ урока  по КТП:  
Тема урока: “Правописание не с деепричастиями”. 
Цели урока:  

Формировать  навык  правописания не с деепричастиями.

Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы,  развивать творческие способности учащихся, умение составлять алгоритмы.

Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.

УУД: 

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления,  применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение составлять алгоритм;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в самостоятельно и в паре.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология:  проблемное обучение.

Методы:  проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.

Оборудование: учебник, доска, толковые словари, рабочие листы, картинки.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как начать наш урок, мы сделаем дыхательную гимнастику.

4 глубоких вдоха, 7 коротких выдохов,

1 глубокий вдох, 1 постепенный выдох.

- А теперь закройте глаза и представьте, что вы невесомая пушинка. Откройте глаза, сядьте на свои места мягко и плавно, словно пушинки.

Дети садятся за парты.

- Желаю вам на сегодняшнем уроке не растеряться, не бояться и не робеть при ответе.

- Открываем тетради, записываем дату и вид работы.

- У каждого из вас на парте лежат рабочие листы, в них запишите свою фамилию и имя. Напротив каждого верно выполненного задания вы будете ставить себе плюс, в конце урока вы подсчитаете свои плюсы и выставите оценку за урок.

- За активную устную работу на уроке я добавлю 1 балл к вашим общим баллам.

2. Актуализация знаний.

- Итак, ребята, начнем мы с вами с повторения пройденного материала.

- Выполняем задание в карточке №1.

 Ваша задача  рядом с каждым словосочетанием написать слово «слитно» или «раздельно», устно объясняя свой выбор.

Проверочная работа по карточкам с самооценкой.  

НА ДОСКЕ: правильные ответы.

Карточка№1. Задание: раскройте скобки, в правую колонку запишите слово «слитно» или «раздельно».

Предложение

Слитно или раздельно

Книга (не) читана.

(Не)прочитанная повесть.

(Не) вычитанные редактором статьи.

 (Не) мог заснуть.

(Не)доумевать.

 Ни о чем (не) спрашивая.

(Не) годуя от возмущения.

Критерии оценивания:               Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»,       ошибки – «3»        4 и  более ошибок – «2»

- СВЕРЬТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ЗАПИСЬЮ НА ДОСКЕ.

- Поставьте себе плюс за каждый верный ответ.

- Объясняем по порядку каждое словосочетание.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок; у кого 1- 2 ошибки; у кого 3 ошибки; у кого 4 и более ошибок.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Написание каких слов  у вас вызвало затруднение? (деепричастий).

- С чем сегодня познакомимся? Сформулируйте тему урока.

- Запишем тему в тетради.

Записывают тему урока в тетради и на доске «Правописание не с деепричастиями»

Целеполагание:

- Какие цели поставим?

  • Познакомиться ….
  • Узнать….
  • Развивать…

4.Первичное усвоение новых знаний.

4.1. Работа с правилом.

- Вспомните, как пишем глаголы с не.

- Деепричастия похожи на глаголы. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями.

Ответы детей.

- Проверьте себя по учебнику (с.84, правило в рамке)

5. Первичная проверка понимания.

5.1. Тренировочное  упражнение с взаимопроверкой:

 - Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями.

- Эта работа совместная, также вы можете выполнить индивидуальное задание по словарю.

Карточка №2. 

Задание:  соберите слова в предложения; запишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки, подчеркните деепричастные  обороты.

  1. (Не)зная,  в,  воду, броду, н(е) суйся.

  1. Шкуры, медведя , (не)убив,  (не) продают.

  1. Горького, (не)отведав,  сладкого, (не) узнаешь, и.

  1. На, (не)годуя, неудачи, от, (не) опускай, руки.

Работа со словарем:  найти лексическое значение слова «брод», «(не)годовать».

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями и за каждое верное предложение поставьте своему соседу плюс.

- Зачитываем предложения по цепочке, объясняем знаки препинания, написание с не.

- Что узнали из словарей?

(ответы тех, кто работал со словарями)

5.2 Домашнее задание (дифференцированное).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

НА ДОСКЕ:

Для всех:  Параграф 24, выучить правило + повторить «Правописание не с причастиями»

По выбору:

Творческий уровень: упражнение 170,(перепишите словосочетания, раскрыв скобки; составьте с тремя словосочетаниями предложения так, чтобы они вошли в ДО).

Познавательный уровень: упражнение 168, (запишите текст, заменив выделенные глаголы на деепричастия, расставьте знаки препинания, подчеркните ДО).

 Физкультминутка

- Мы хорошо потрудились, теперь нам нужно передохнуть.

- Один из учеников покажет упражнения для разминки, а остальные повторят.

- Не забываем, что мы невесомые пушинки, тихо и мягко садимся на места.

5.3. Наблюдение.

- Продолжаем работу над темой урока.

- Вспомните, какие слова называют омонимами (одинаково звучат, разное значение).

- Омонимичными могут быть слова разных частей речи. С одними из таких омонимов мы сейчас познакомимся.

- Посмотрим на  карточку №3. Прочитаем предложения.

Ученик зачитывает задания в карточке.

Карточка №3.

  1. Не смотря в учебник, я могу рассказать правило.
  2. Несмотря на все мои старания,  я никак не мог уснуть. 

Сравните!!!

  1. Не глядя в учебник,  я могу рассказать правило.  Я могу не смотреть в учебник и рассказать  правило.
  2. Я  никак не мог уснуть, хотя старался. Вопреки стараниям, я никак не мог уснуть.

Задания:

  • Определите, какой частью речи являются выделенные слова (задайте к ним вопрос).
  • Какими словами можно заменить выделенные слова?
  • Посмотрите, как написаны выделенные слова с не.

- Давайте подумаем, какой частью речи будут слова несмотря на в этих  предложениях.

1) Зададим вопрос к слову в первом предложении:

Могу рассказать (как? что делая?) не смотря;

- Слово не смотря мы можем заменить на глагол не смотреть или на слово не глядя.

Вывод: данные слова образовались от глагола, обозначают добавочное действие, отвечают на вопрос «что делая?»,  значит перед нами деепричастия.

2)Зададим вопрос к слову во втором предложении:

Несмотря на  (несмотря на кого? что?)  старания (В.п.)

Вопреки (вопреки чему?) стараниям (Д.п.).

Вывод: Эти слова повторяются в вопросе, мы к ним задать вопрос не можем, они сочетаются с существительными в косвенных падежах,  значит перед нами – предлог.

- Проверьте себя на с.86, блок «Советы помощника».

- А теперь сделайте вывод о  правописании омонимичных сочетаний: предлога несмотря на и деепричастия не смотря на. 

Вывод: деепричастие пишется раздельно, а предлог – слитно.

- Оформим наши выводы в алгоритм.

- Помощник пишет на доске, а вы в тетради.

АЛГОРИТМ

Несмотря на

деепричастие

заменим на не глядя или переделаем в глагол

отвечает на вопрос что делая?

РАЗДЕЛЬНО

предлог

заменим на вопреки, хотя

входит в вопрос

СЛИТНО

  1. Первичное закрепление.

 Cамостоятельная работа (дифференцированные задания).

- Переходим к карточке      №4.

- В ней вы видите  два задания, разных по уровню сложности. Вы можете выбрать любое из этих заданий.

- Прослушайте мой комментарий к заданиям:

  • В задании «Искатель» вам нужно  выполнить упр.169 на с.85. прочитать предложения и определить, в каких из них «спрятались» предлоги, а в каких -  деепричастия. Записать одно предложение с предлогом, второе с деепричастием. В задании «Конструктор» вам нужно по картинке составить два предложения: одно с предлогом несмотря ; второе с деепричастием не смотря. Можно пользоваться подсказкой, прикрепленной к карточке.  
  • Используйте алгоритм.

Карточка №4. Выберите одно из заданий.

«Искатель».

- Самостоятельно,  выполните упр.169 на с.85.

Прочтите  предложения.

Запишите одно  предложению с предлогом и  одно предложение с деепричастием.

Раскройте скобки.

«Конструктор».

Рассмотрите картинки.

Составьте по картинке  и запишите два предложения: одно с предлогом несмотря ; второе с деепричастием не смотря.

  • Используйте алгоритм.

Проверка.

- Прочитайте свои предложения, кто выбрал задание «Искатель».

- Прочитайте свои предложения, кто выбрал задание «Конструктор».

- За правильные предложения поставьте себе плюс.

6. Рефлексия (Подведение итогов). Оценивание.

- Итак, урок подошёл к концу, давайте подведем итоги.

-  Какова тема сегодняшнего урока?

-  Какие  цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь?

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?

Ответы учащихся.

- Подсчитайте свои плюсы. Максимальное их количество за все задания по карточкам составляет  11 баллов.

- Критерии оценивания:

11 плюсов – «5»,

10-8 плюсов – «4»,

7-5 плюсов – «3»

4 плюса – «2».

- Ребята, у вас на партах лежат разноцветные карточки.

- Выберите цвет, который определяет вашу работу на уроке:

  • «зеленый» - все понял, помогу другому;
  • «желтый» -сам понял, другому не смогу объяснить;
  • «красный» - были трудности, остались  вопросы.

(на партах у каждого набор из трех карточек, поднимают карточки)

- Отметьте тех, кто, по вашему мнению, сегодня работал хорошо на уроке.

Комментарий учителя относительно оценок за работу на  уроке.

- Спасибо за урок! До свидания!

Рабочий лист ______________________________________(фамилия ученика)

Карточка№1. Задание: раскройте скобки, в правую колонку запишите слово «слитно» или «раздельно».

Предложение

Слитно или раздельно

Книга (не) читана.

(Не)прочитанная повесть.

(Не) вычитанные редактором статьи.

 (Не) мог заснуть.

(Не)доумевать.

 Ни о чем (не) спрашивая.

(Не) годуя от возмущения.

Критерии оценивания:     Нет ошибок – «5»,             1-2 ошибки – «4»,

                                  3 ошибки – «3»,                  4 и  более ошибок – «2».

Карточка №2. 

Задание:  соберите слова в предложения; запишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки, подчеркните деепричастные  обороты.

  1. (Не)зная,  в,  воду, броду, н(е) суйся.
  2. Шкуры, медведя , (не)убив,  (не) продают.
  3. Горького, (не)отведав,  сладкого, (не) узнаешь, и.
  4. На, (не)годуя, неудачи, от, (не) опускай, руки.

Работа со словарем:  найти лексическое значение слова «брод», «(не)годовать».

Карточка №3.

1)Не смотря в учебник, я могу рассказать правило.

2)Несмотря на все мои старания,  я никак не мог уснуть. 

Сравните!!!

  1. Не глядя в учебник,  я могу рассказать правило.  Я могу не смотреть в учебник и рассказать  правило.
  2. Я  никак не мог уснуть, хотя старался. Вопреки стараниям, я никак не мог уснуть.

Задания:

  • Определите, какой частью речи являются выделенные слова (задайте к ним вопрос).
  • Какими словами можно заменить выделенные слова?
  • Посмотрите, как написаны выделенные слова с не.

Карточка №4. Выберите одно из заданий.

«Искатель».  - Самостоятельно,  выполните упр.169 на с.85.

Прочтите  предложения.   Запишите одно  предложению с предлогом и  одно предложение с деепричастием. Раскройте скобки.

  • Используйте алгоритм.

«Конструктор». - Рассмотрите картинки. Составьте по картинке  и запишите два предложения: одно с предлогом несмотря ; второе с деепричастием не смотря.

  • Используйте алгоритм.

(не)смотря на былую ссору

(не)смотря в глаза

(не)смотря на сонливость

(не)смотря по сторонам

(не)смотря на мороз

(не)смотря под ноги

(не)смотря на возраст

(не)смотря на одежду

(не)смотря на сытость

(не)смотря в тарелку

(не)смотря на поведение

(не)смотря на окружающих

(не)смотря на усталость

(не)смотря на женщину

(не)смотря на усталость

(не)смотря на дочь

(не)смотря на страх

(не)смотря на обидчика

(не)смотря на веревку

(не)смотря на обещания

(не)смотря на спешку

(не)смотря посторонам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»

Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...