О весна, без конца, и без краю... Урок. Творческая мастерская письма
план-конспект урока по русскому языку (5, 9 класс) по теме

Урок по технологии Творческая мастерская письма. Дан в разновозрастной группе. 5, 9 классах. Результат замечательный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gotov.docx59.81 КБ

Предварительный просмотр:

О весна, без конца и без краю…

Творческая мастерская письма

Цели:

  •  коснуться глубинных слов духовной жизни личности;
  •  развивать творческое мышление, способствовать самореализации каждого ученика;
  • учить реализовывать свой путь: успехи и неудачи, своё состояние, свои ощущения;
  • формировать навык устной и письменной речи учащихся;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе и любовь к жизни.

Оборудование: у учащихся листы бумаги А4, А3, ручки, краски.

Тексты: И. Бунин  «Ландыш», М. Кулакова «Весна», А. Майков «Весна! Выставляется первая рама», В. Песков «Весна голосов», М. Пришвин цикл «Времена года. Весна», Е. Трутнева «Четыре художника», А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом», музыкальные фрагменты П. И. Чайковского, А. Вивальди.

Зрительный ряд: презентация по теме урока.

  1. Индуктор.

О  письменноречевой деятельности

Нам сегодня предстоит стать творцами, писателями, возможно, художниками. Увидеть в знакомом, обыденном нечто замечательное непросто, кроме зорких глаз, открытого сердца нужна фантазия, творчество, мастерство. Записать свои впечатления, найти единственное слово тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

Ребята, у вас есть дневники для личных записей?

У кого-то есть, у кого-то нет. Сегодня я предлагаю вам завести дневник,  записывая всё самое интересное, свои слова и мысли в дневники (листочки). Не проходите мимо образов, ярких слов, словосочетаний. Таким образом мы накопим материал для будущих сочинений.

Начинаем с записи даты.

  1. Письмо по памяти.
  1. Весело бегут ручьи.
  2. Поэзия не профессия.
  3. Красивы улицы нашего города.
  4. Удивительное зрелище – видеть летящих журавлей.
  5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
  6. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

  1. Орфоэпическая разминка:

Перепишите слова, расставьте ударение, вспомните орфоэпические нормы:

ЗвонИт, красИвее, блАговест, скворЕчник [шн].

  1. Загадка

Четыре художника

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской

Выкрасил всё подряд один.

У второго – синие

Небо и ручьи,

В синих лужах

Плещутся

Стайкой воробьи.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды

Спеют по лесам,

Кто же те художники?

Догадайся сам!

                         (Е. Трутнева)

(Ответы детей)

А о каком времени года мы будем сегодня говорить, узнать это нам поможет с вами Музыкальная загадка.  (Звучит музыкальный фрагмент)

Вопросы/ответы.

Сейчас запишем слово, которое будет темой наших записей. «Весна».

Тема нашего  урока  «О весна, без конца и без краю…».

  1. «Весна – это...»

Теперь попробуйте написать определение слова «весна». Весна  — это … (инд. работа.) Афиширование ответов.

 Посмотрите, какой чудесный день сегодня. Ясное голубое небо, земля готовится покрыться зелёным ковром травы, прилетели первые птицы, и так хочется петь.

  Может быть, именно о таком дне известный русский писатель М. Пришвин сказал: «Началась весна! Какая прелесть!»

 Этим временем года восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал весну в своих произведениях.

Сегодня мы тоже постараемся различными способами изобразить весну

  1. Аукцион (работа в парах)

 Учитель называет имя существительное «весна», а учащиеся подбирают подходящие по смыслу прилагательные –  5 класс, эпитеты – 9 класс. Побеждает тот, кто назовёт больше прилагательных. (Ответы)

  1. Мы художники.(фронтально)

А теперь «нарисуйте» найденное вами в начале урока слово  «весна». Посмотрим на весну глазами художника. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка, и при описании весеннего дня. Какой же бывает весна? (Подбираем определения – по окраске, нарядности весны).

 (золотая, зелёная, красная (народ.-поэт.), румяная, роскошная, цветоносная, яркая, лучезарная, златокудрая)

  1. Работа с картиной.

Да, весна отличается обилием цвета. Многие художники любили весну. (Левитан, Саврасов, др.) Как мы называем картины, на которых изображена природа? (Пейзаж). Самая, пожалуй, известная картина о весне – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Рассмотрите картину, назовите оттенки красок. Какое настроение создаёт художник? (Ответы детей)

Слово Учителя:

  Уже в названии этой замечательной картины слышится радостное провозглашение наступления утра года.
 Неяркий  весенний день. Берёзки на окраине раскинувшегося на холме села. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков голубое небо. За дощатыми заборами, среди изб возвышаются старинная церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой стен. Еще дальше расстилаются просторы полей с нежно-лиловыми перелесками и белыми полосами не растаявшего снега на бурой почве.
Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны.  К. радости весеннего обновления причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих жилищ, и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение.

А теперь послушайте, как эту тему раскрывает М. Пришвин – известный русский писатель, знаток природы.

М. Пришвин

 ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

 Вижу везде на снегу грачей, и, видно, им голодно, нечего взять, все снегом закрыто, разгуливают суетно на длинных ногах, подпускают близко, не летят, а бегут, бегут. Вечером с их гнездовых мест уже слышен грай.

Лексическая работа «Грай».

  1. Физкультминутка

Лёд ломали мы

Летели клочья от зимы

(показываем действия)

Определение/эпитет?

  1.  Работа в группах  Составляем метафорический портрет Весны.

1 группа: Вставьте пропущенные слова, определите часть речи. Прочитайте текст выразительно.

 Определите тип речи.

   Весна голосов! Пригибаясь,  ….  кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной  …,  … жаворонок. В … березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине …, … вода.

   Сорока … над лесом и держит в клюве … прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетание и время от времени шорох – оседает под солнцем … снег.

(По В. Пескову)

   Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

   Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетание и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.

(По В. Пескову)

2 группа: Прочитайте тексты, определите, о каком свойстве весны идёт речь, составить словарь на заданную тему («Звуки весны»).

   Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

   Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетание и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.

(По В. Пескову)

 М. Пришвин

Весенний ручей

Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплёскивало. И слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал себя, от чего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья передавалось столкновением струек. А  может быть. Мало что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять её  в совершенстве можно только, если понять жизнь вселенной, проведённой через самого себя.

3 группа: Прочитайте текст выразительно, определите, о каком свойстве весны напоминают нам поэты.

Марина Кулакова

Весна

                     В моих руках остался от мимозы

                     Чуть слышный запах

                     Солнца и мороза,

                     Немного грусти и немного света

                     И нечто, подлежащее запрету –

                     Как будто поцелуй зимы и лета.

                     Возможно, это и была весна.

Иван Бунин

Ландыш

В голых рощах веял холод…

Ты светился меж сухих

Мёртвых листьев… Я был молод,

И слагал свой первый стих –

И навек сроднился с чистой

Молодой моей душой

Влажно-свежий, водянистый,

Кисловатый запах твой!

Ответьте на вопрос: чем, по вашему мнению, пахнет весна? 

4 группа: Какие слова-ассоциации всплывают в памяти, когда слышите слово «весна»? Запишите их в столбик.

Добавьте к ним сравнения, олицетворения, эпитеты.

После выполнения задания учащиеся читают по одному — два словосочетания вслух.

5 группа: Учитель называет слово, а ученики по очереди продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Названные слова записать, составить текст, используя все записанные слова, и самостоятельно его озаглавить.

Подведение итогов.

 

  1.  Кто что делает весной? (групповая работа)

 На доске четыре столбика существительных, после обсуждения в группах учащиеся выходят к доске и пишут справа слова, обозначающих действие данных предметов.

1 группа: снег, вода, человек, сердце.

2 группа: солнце, проталина, скворец, душа.

3 группа: ручей, подснежник, крестьянин, чувства.

4 группа: цветы, время, художник, радость

5 группа: трава, дождь, мама, настроение.

? Как влияет весна на настроение человека?(Ответы детей)

И в этом упражнении я чувствовала, как работает ваша мысль. Спасибо вам. А теперь для вас сюрприз.

Чтение стихотворения наизусть

  1.  Написание сочинения- миниатюры.

Уч. Сколько прекрасных слов, выражений собрали вы сегодня! Какое многообразие эпитетов, сравнений, метафор мы сегодня услышали! Как богат русский язык! Именно он вам поможет вам описать весну. А может быть, вы захотите поделиться своим настроением. Тема сочинения-миниатюры может быть такой: «О весна, без конца и без краю» или «Весна на моей улице», «Между мартом и апрелем…», любая другая тема. Или составьте синквейн слова «весна» ( о весне хочется писать стихи).

  1.  Афиширование работ.

  1. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

- Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

- Перечитайте все слова, которые записаны у вас. Выберите самое главное – самое важное для вас слово, подчеркните его. Запишите это слово посередине. Это тема вашего домашнего сочинения.

   Весна никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-то новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасными картинами  и особым настроением. Смотрите на каждую вашу весну, как на начало чего-то нового, интересного, важного. И пусть у всех вас будет много-много вёсен впереди..

 Послушайте себя и запишите несколько строк в дневник. Для памяти, просто та

Учитель: послушайте ещё одно стихотворение:

Аполлон Майков

Аполлон Майков
«Весна! выставляется первая рама»


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Сюрприз

  В начал весны взрослые пекли обрядовое (особое) печенье в виде птиц – жаворонков, а дети, молодёжь несли их в поле или забирались на высокие места, подбрасывали их вверх и выкрикивали песенки-веснянки, в которых закликали весну прийти поскорее и прогнать холодную, голодную зиму. В песнях просили здоровья: первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье. Это потому что крестьянин на первое время ставил не своё здоровье, а здоровье домашнего скота, от которого зависело благополучие семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О, весна! без конца и без краю...

Данная презинтация представляет собой занятие по развитию речи. Проводилась в 5 классе, но возможна и в 6 классе. На основе стихотворных и живописных материалов углубляются и закрепляются знания о худ...

творческая мастерская письма

мастер- класс поведен на ЕМД в школе. В творческой мастерской шло обучение сочинению- описанию...

Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе

Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...

Творческая мастерская письмя приглашает...

Выступления на региональном совещании учителей русского языка илитературы....

"Жизнь - радуга" Творческая мастерская письма. Открытый урок в 5 классе.

Урок составлен в соответствии с технологией Творческих мастерских. Служит творческому развитию учащихся....

Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"

Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок "О весна без конца и без краю..."

Анализ стихотворения А.Блока "О весна без конца и без краю..."  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспа...