Открытый урок "Прямое и переносное значения слов" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Куприянова Анастасия Михайловна

Открытый урок в 5 классе (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием «прямое и переносное значение слова», научить различать данные понятия.

Цели как деятельность обучающихся:

Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слова»; уметь находить слова в переносном значении в тексте, толковом словаре; употреблять в своей речи слова в переносном значении.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать её (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Личностные: находить слова, употреблённые в переносном значении в речи, в том числе художественной (олицетворение)

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности

2 мин

Игра «Подари улыбку».

  1.  Здравствуйте, ребята! К нам сегодня приехали уважаемы гости, поздоровайтесь с ними. А теперь повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе на уроке.

Я вам желаю удачи! Садитесь.

Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места

Личностные УУД:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД:

 самоконтроль.

Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности

Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

мин

Ребята! Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? Давайте вспомним, что мы уже знаем. У меня в руках ромашка. На каждом лепестке записано толкование слова. Ваша задача, определить слово по его значению. (Терминологический диктант).

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
  2. Словарный состав языка называется …(лексика)
  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
  4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
  5. Слово, имеющее одно лексическое значение…
  6. Слово, имеющее два и более лексических значения…

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

Ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Недавно я познакомилась с одним удивительным человеком. Представляете, он оказался иностранцем. Мы стали с ним общаться, и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки и что он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек меня не понял.

Как вы думаете, чего он не понял?

- Лексикология.

По одному отрывают лепесток, называют слово.

Савченко Леша

Богуш Женя

Матафонова Наташа

Пимонов Саша

Кузнецова Софья

Елина Арина

Учащиеся высказывают свои предположения (он не понял значения слов)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; расширение лексического запаса.

Постановка  учебной задачи

Постановка проблемного вопроса

(10 мин)

И сегодня мы продолжим говорить о значении слов. А сформулировать тему и цели урока нам поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте его. Читаю стихотворение.

Раздаточный материал

 Золотая мама.                                                                                       

У мамы сердце золотое                                                                     

И золотая голова,                                                                              

 И руки мамы золотые,                                                                      

И спорятся ее дела.                                                                            

И папа маму называет:                                                                                                                                   - Ты человек наш золотой!                                                       Сестричка только вот вздыхает:                                                        - Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки.

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого.                                       А сердце…так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

А теперь возьмите этот текст (на партах) и ответьте на вопросы:

Сколько раз встречается слово

 «золотой» в тексте?(5)

Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

Проверьте себя. (Слайд )

Хорошо, молодцы!

Беседа с учащимися:

- Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово?

ЗаглЯнем в словарь С.И. Ожегова, узнаем, сколько значений у данного слова.

(Слайд ).

Золотой – 

  1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень.

2.перен.Счастливый, благоприятный. Золотая пора.

3.перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.

4.перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

-Какое из данных значений основное?

-С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

-Обратите внимание, что 2,3,4 значения слова даны под пометой перен.

И мне хочется задать вопрос, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

Запись темы урока «Прямое и переносное значения слов».

Целеполагание. 

Сформулируйте цели на урок для себя.(слова на доске)

узнать…

Научиться различать ….

Запомнить…

Ученики внимательно слушают стихотворение.

Читают текст повторно, подчеркивая ССЧ со словом «золотой» (работают в парах):

Золотая мама, золотое сердце, золотая голова, золотые руки, золотой человек, формулируют их лексическое значение.

Золотая мама – хорошая мама.

Золотое сердце – доброе сердце.

Золотая голова – умная голова.

Золотые руки – умелые руки

Золотой человек – хороший, добрый.

Проверяют полученные результаты

- Это слово многозначное.

Коноплева Лена

Основное - цвет золота – 1 значение.

Мы будем говорить о значениях – прямых и переносных.

Записывают тему урока.

Формулируют цели.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Усвоение новых знаний.

(5мин)

-Ребята, а попробуйте догадаться, какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».

- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными? (Затрудняетесь – узнаем, получается – подтвердим)

 -  Давайте обратимся к нашему помошнику. (чтение учебника).

 - На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

 - Какой вывод сделаем?

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения  Приведите свои примеры.

Молодцы! Вы грамотно справились с заданием.

У. пробуют сформулировать определения.

Учащиеся внимательно читают правило на стр. 28-29 учебника.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Физминутка

1, 5 мин

И славно потрудились и можем немного отдохнуть

Продолжим…

видео

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения

5. Первичное закрепление изученного материала

(8 мин)

Перед вами текст. Внимательно прочитайте.

Легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице. Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»                             (В.А.Сухомлинский.)

(Подчеркнутые слова объясняем.)

- О чем эта легенда?

- Сейчас в парах Выпишите  из текста в столбик словосочетания с переносным значением.

-Как они характеризуют героев?

-Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.(подпишите через тире)

Все справились? Кому было легко? А кому сложно? Давайте проведем самопроверку

Подчеркнули все – 5

1-2 не подчеркнули – 4

3-4 не подчеркнули - 3

Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.

(1)ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер; 3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; 5) потерять меня, околдовала красота.)

Давайте сделаем вывод.

1 ученик читает выразительно

1ослепительная красота

1 черное сердце

2 тяжелый характер

3 холодных глаз

3 горячее сердце

4 сыночек золотой

5 сердце прошептало

5 околдовала красота

Ставят себе оценку

Расставляют цифры

Делают вывод Вывод: т.о. переносное значение слов может быть на основе каких-либо признаков на основе сходства предметов и явлений, например, цвета, веса, качества и т.д.

Регулятивные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками

Самостоятельная работа с самопроверкой ..

Организация первичного контроля

(4 мин.)

А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-3 предложения, включив слова с переносным значением.

Предлагает ответить на вопрос:

- Какие ССЧ использовал   ….., в которых есть слова с переносным значением (на слух).

- Справилась (ся) ….с этим заданием? Оцените.

Молодцы!

А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора? Зачитываю окончание легенды.

Продолжение легенды.

  Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.

   Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.

(один человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.)

Внимательно слушают учащихся, выписывая на слух ССЧ со словами в переносном значении.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(7  мин)

- Для чего нужны переносные значения слов в этом тексте??

Переносные значения – средства выразительности. Они делают текст красочным, выразительным.

-Чему нас учит эта Легенда?

Воспитание чувства любви к близким – это идея, о которой говорится в Легенде Сухомлинского

- Я бы хотела, чтобы вы были добрыми, человечными, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.

А теперь поиграем в игру «Отправь слова в свой домик»

Далее учитель предлагает обучающимся выполнить задание  по вариантам- учащиеся 1 варианта выписывают слова с прямым значением, 2 вариант – с переносным. Не забудьте вставить пропущенные буквы и графически объяснить орфограммы

Болтать языком

Болтать  ногами

Девочка плакала

Елка плакала

Глубокое озеро

Глубокое раздумье

Медвежья берлога

Медвежья услуга

Поменяйтесь тетрадкой  с соседом, проверьте работу и оцените её.

Поставьте оценку

Работают по вариантам, два человека у доски.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Рефлексия

(2 мин)

- Вернемся к началу нашего урока.

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Ответили ли вы на проблемный вопрос? Какое новое знание вы для себя сегодня открыли?

- Где можно применить эти знания?

-Что вы можете сказать о нашей сегодняшней работе 

Чемодан. Мясорубка. Корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Предлагает выбрать, как ученики поступят с информацией, полученной на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли;

Информация о домашнем задании

 (1,5мин)

  1. Из словарика выписать 5-6 слов с переносным значением.   Составить с этими словами текст

                                     2. упражнение 460                                      3. упражнение 461

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"

Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить...

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....

Открытый урок по теме "Прямое и переносное значение слова"

quot;Прямое и переносное  значение слова"...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...