Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_shm._7_kl.docx83.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса русского языка для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.), а также примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и программы «Русский язык. 5-9 классы общеобразовательных учреждений».

Целями изучения русского (родного) языка в 7 классе являются:

  •  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  •  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: умением формулировать цели деятельности, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из учебных и нормативных словарей; понимать информацию, представленную на странице интернет-сайта; понимать структуру таблицы, диаграммы, преобразовывать представленную в них информацию в текстовую форму;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования: формирование представления об основных функциональных разновидностях русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, изученные в 5-6 классах; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Всего часов

136

В том числе:

повторение

контрольные работы

8

12

контрольные сочинения и изложения

8

Для 7 класса данной рабочей программой предусматривается 136 ч. для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.

                Содержание курса русского языка в 7 классе

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  •  содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  •  содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.

Название раздела

Основное содержание

1

2

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речь и речевое общение

Виды монолога.

Виды диалога

Умение общаться — важная составляющая культуры человека.

Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.

Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога.

Диалог — обмен мнениями, диалог-расспрос. Приёмы эффективного слушания в ситуации диалога.

Речевая деятельность

Аудирование.

Чтение.

Говорение.

Письмо.

Поиск, анализ информации

Выборочное, ознакомительное, детальное аудирование.

Различные стратегии способов (видов) чтения.

Разные виды пересказа прочитанного и прослушанного в соответствии с условиями общения.

Основные особенности письменного высказывания. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.

Приёмы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля. Культура работы с книгой и другими источниками информации.

Текст

  Структура текста.

Виды информационной переработки текста.

Функционально-смысловые типы речи

Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте.

Основные виды информационной переработки текста: план (простой, сложный, тезисный), конспект, аннотация. Особенности написания тезисов, конспекта.

Повествование как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.

Функциональные разновидности языка

Разговорный язык.

Научный стиль.

Публицистический стиль

Официально-деловой стиль.

Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности.

Жанры публицистического стиля: статья, её особенности.

Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.

Изобразительные средства языка художественной литературы.

2. СОДЕРЖАНИЕ. ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКПВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.

Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся отечественные лингвисты

Морфемика

Словообразование

Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

Сращение сочетания слов в слово.

Типичные способы образования слов разных частей речи.

Словообразовательные и морфемные словари русского языка

Лексикология

Фразеология

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.

Этимологические словари.

Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.

Фразеологические словари.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфология

Наречие

Слова категории состояния

Служебные части речи.

Предлог

Союз

Частица

Междометие

Звукоподражательные слова.

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.

Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи.

Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.

Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)

Синтаксис

Словосочетание

Предложение

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения.

Виды и средства синтаксической связи.

Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности.

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.

Их интонационные и смысловые особенности.

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия.

Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения.

Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения.

Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные.

Правописание.

Орфография

Пунктуация

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов.

Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении.

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Культура речи

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные.

Варианты норм.

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа; изменения, происходящие в современном языке. Пословицы и поговорки русского народа, народов России, мира.

Современный городской фольклор.

Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 7 классе

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

  •  различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситуациях формального и неформального общения;
  •  различать и использовать этикетный диалог, диалог-рас- спрос, диалог — побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения;
  •  нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  •  оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

  •  различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  •  понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно-популярного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
  •  передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.

Чтение

Обучающийся научится:

  •  понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);
  •  использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  •  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  •  использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, электронными образовательными ресурсами Интернета;
  •  осуществлять анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

       Говорение

Обучающийся научится:

  •  создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;
  •  обсуждать и формулировать цели, планы совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  •  извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  •  соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

       

        Письмо

Обучающийся научится:

  •  создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;
  •  излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;
  •  соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию.

       

        Текст

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

  •  определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально-деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;
  •  оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  •  исправлять речевые недостатки, редактировать собственный текст;
  •  выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему; устным рассказом.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;
  •  иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

  •  проводить фонетический анализ слова;
  •  соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  •  извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
  •  объяснять соотношение звука и буквы в слове;
  •  использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

  •  делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  •  различать изученные способы словообразования;
  •  анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  •  применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

  •  проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;
  •  группировать слова по тематическим группам;
  •  подбирать к словам синонимы, антонимы;
  •  опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  •  опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лингвистических сло- инрей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся научится:

  •  опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;
  •  анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;
  •  употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  •  применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  •  распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  •  извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Культура речи

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

Язык и культура

Обучающийся научится:

  •  выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
  •  уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.

       Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Обучающийся научится:

  •  планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  •  выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  •  использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство, доказательство по аналогии;
  •  использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы;
  •  использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных;
  •  логично излагать свою точку зрения;

Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка в

 7 классе

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 7 классе являются:

  1.  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2.  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3.  объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 6 классе являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения:

  • адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
  • владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 6 класса;
  •  адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
  •  способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
  •  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  •  осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;
  •  понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
  •  избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

в области говорения и письма:

  • способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  •  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);
  •  умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
  •  способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
  •  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
  •  соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  •  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  •  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;
  1.  применение приобретённых знаний, умений и навыков:
  • в повседневной жизни;
  • для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
  • анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  1.  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
  • в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;
  • в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 6 классе являются:

  1.  представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2.  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3.  усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 6 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  4.  овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  5.  опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  6.  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  7.  понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  8.  понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


7 класс  (А.Д. Шмелев)

Урок N

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Что такое языковые семьи?

01.09

ОЯиР

Русский язык – один из индоевропейских языков.

1

05.09

Повторение

Фонетика. Сильные и слабые позиции звуков.

1

06.09

Морфемика. Виды морфем.

1

06.05

Словообразование. Способы словообразования.

1

08.09

Морфологические способы словообразования.

1

12.09

Сложение как способ словообразования.

1

13.09

Сращение как способ словообразования.

1

13.09

Переход слов из одной части речи в другую.

1

15.09

Морфология. Именные части речи.

1

19.09

Глагол и его формы.

1

20.09

Пр

Правописание окончаний прилагательных и причастий.

1

20.09

Правописание суффиксов существительных.

1

22.09

Т

Беседа и спор.

1

26.09

ЯиКР

Правила эффективного общения.

1

27.09

П

Комплексное повторение материала главы 1

2

27.09

29.09

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

03.10

Анализ к/р. Работа над ошибками

Глава 2. Какие языки-предки были у русского языка?

04.10

ОЯиР

Происхождение русского языка.

1

04.10

СЯ

Лексика и фразеология. Однозначные и многозначные слова.

1

06.10

Группы слов в лексике языка.

1

10.10

Лексика исконная и заимствованная.

1

11.10

Старославянизмы.

1

11.10

Устаревшая лексика.

1

13.10

Неологизмы.

1

17.10

Пр

Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре, оло(ело)/ла(ле).

1

18.10

Двойные согласные.

1

18.10

Гласные после шипящих и ц.

1

20.10

Правописание н и нн в именах прилагательных и причастиях.

1

24.10

Правописание н и нн в именах существительных.

1

27.10

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.

1

08.11

Т

Конспект.

1

25.10

Сочинение «Зимний сад»

2

25.10

08.11

ЯиКР

Выразительные средства языка.

1

10.11

П

Комплексное повторение материала главы 2.

2

14.11

15.11

Контрольная работа. Тестирование.

1

Глава 3. Какие языки-родственники есть у русского языка?

15.11

ОЯиР

Русский язык в кругу других славянских языков.

1

17.11

СЯ

Морфология. Наречие как часть речи.

1

21.11

Словообразование наречий.

1

22.11

Разряды наречий.

1

22.11

Степени сравнения наречий.

1

29.11

Изложение.

2

29.11

24.11

Морфологический разбор наречия.

1

28.11

Слова категории состояния.

1

01.12

Пр

Правописание ь после шипящих на конце наречий.

1

05.12

Правописание о и е после шипящих на конце наречий.

1

06.12

Буквы а и о на конце наречий.

1

06.12

Правописание н и нн в наречиях.

1

08.12

Правописание не с наречиями.

1

12.12

Правописание отрицательных наречий.

1

13.12

Дефис в наречиях.

1

13.12

Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.

1

15.12

Т

Использование наречий в текстах разных типов.

1

19.12

Отзыв.

1

20.12

ЯиКР

Употребление наречий в речи.

1

20.12

П

Комплексное повторение материала главы 3

1

22.12

Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями

1

26.12

Анализ к/р. Работа над ошибками

1

Глава 4. Как изменяются языки?

27.12

ОЯиР

Изучение письменных памятников.

1

27.12

СЯ

Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов.

Предлог – служебная часть речи.

1

29.12

Группы предлогов по структуре.

1

12.01

Морфологический разбор предлога.

1

16.01

Союз – служебная часть речи.

1

17.01

Разряды союзов. Сочинительные союзы.

1

17.01

Подчинительные союзы.

1

19.01

Морфологический разбор союза.

1

23.01

Частица – служебная часть речи.

1

24.01

Морфологический разбор частицы.

1

24.01

Междометия.

1

26.01

Звукоподражательные слова.

1

30.01

Пр

Правописание предлогов.

1

31.01

Правописание союзов.

1

31.01

Употребление частиц не и ни.

1

02.02

Изложение.

2

06.02

07.02

Слитное и раздельное написание не и ни.

1

07.02

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

09.02

Правописание междометий.

1

13.02

Служебные части речи как средство связи предложений в тексте.

1

14.02

Т

Статья.

1

14.02

ЯиКР

Стилистическая роль служебных частей речи.

1

16.02

П

Комплексное повторение материала главы 4.

1

20.02

Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями

1

21.02

Анализ к/р. Работа над ошибками

1

Глава 5.  Как появился русский литературный язык?

21.02

ОЯиР

Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.

1

27.02

СЯ

Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса.

1

28.02

Грамматическое значение словосочетаний.

1

28.02

Виды подчинительной связи в словосочетании.

1

02.03

Схема словосочетания.

1

06.03

Нечленимые словосочетания.

1

07.03

Пр

Употребление прописных и строчных букв.

1

07.03

Глаголы с суффиксами -ова//-ева-, -ыва-//-ива-,-ва-.

1

09.03

Суффиксы причастий.

1

13.03

Т

Деловые бумаги: расписка.

1

14.03

ЯиКР

Синтаксические нормы: употребление словосочетаний.

1

14.03

П

Комплексное повторение материала главы 5.

2

16.03

20.03

Контрольная работа. Тестирование.

1

Глава 6. Как связаны история народа и история языка?

21.03

ОЯиР

Исторические изменения в лексике русского языка.

1

21.03

СЯ

Синтаксис. Предложение – основная единица синтаксиса.

1

23.03

Виды предложений по цели высказывания.

1

03.04

Виды предложений по эмоциональной окраске.

1

04.04

Простое двусоставное предложение.

1

04.04

Подлежащее двусоставного предложения.

1

06.04

Типы сказуемого простого двусоставного предложения.

1

10.04

Простое глагольное сказуемое.

1

11.04

Составное глагольное сказуемое.

1

11.04

Связка составного именного сказуемого.

1

13.04

Именная часть составного именного сказуемого.

1

  17.04

Пр

Знаки пунктуации.

1

  18.04

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

  18.04

Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

1

  20.04

Т

Цитирование в тексте.

1

  24.04

Сочинение «Роль языка в истории народа».

2

  25.04

ЯиКР

Выбор формы сказуемого в предложении.

1

  25.04

П

Комплексное повторение материала главы 6.

1

  27.04

Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями

1

Анализ к/р. Работа над ошибками

1

Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка?

ОЯиР

Историческая лингвистика.

1

  02.05

СЯ

Синтаксис. Нераспространённые и распространённые предложения.

1

  02.05

Дополнение.

1

  04.05

Определение.

1

  11.05

Приложение.

1

  15.05

Обстоятельство.

1

  16.05

Пр

Дефисное и раздельное написание приложений.

1

  16.05

Т

Способы связи предложений в тексте.

1

  18.05

ЯиКР

Синтаксические нормы управления и согласования.

1

  23.05

П

Комплексное повторение материала главы 7.

2

  23.05

  22.05

Контрольная работа. Итоговое тестирование.

1

Анализ к/р. Работа над ошибками

1

  25.05

Подведение итогов года.

1

Подведение итогов года.

1


Календарно-тематическое планирование

Сроки

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Глава 1. Что такое языковые семьи?

01.09

О языке и речи

1

Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Диктант

Диктант

05.09

-

19.09

Повторение

9

Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции.

Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и их варианты с чередованием гласных и согласных звуков; членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определять род сложносокращённых слов.

Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ.

20.09

20.09

Правописание

2

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

22.09

Текст

1

Вести спор со сверстниками в соответствии с целью и ситуацией общения, нормами речевого этикета с использованием адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Участвовать в обсуждении (текстовый форум) с использованием возможностей Интернета.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

26.09

Язык и культура речи

1

Владеть приёмами эффективного слушания в ситуации диалога, адекватно использовать речь для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

27.09

-

03.10

Комплексное повторение материала главы 1

4

Глава 2. Какие языки-предки были у русского языка?

04.10

О языке и речи

1

Иметь элементарные представления о происхождении русского языка.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Сочинение

Тест

Сочинение

Тест

04.10

-

13.10

Лексика и фразеология

6

Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.

Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Обучающийся научится:

  •  проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;
  •  группировать слова по тематическим группам;
  •  подбирать к словам синонимы, антонимы;
  •  опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  •  опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельност

17.10

-

27.10

Правописание

6

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

08.11

25.10

25.10

Текст

3

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

08.11

Язык и культура речи

1

Находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

10.11

-

15.11

Комплексное повторение материала главы 2.

3

Глава 3. Какие языки-родственники есть у русского языка?

15.11

О языке и речи

1

Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу других славянских языков.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Изложение Диктант

Изложение Контрольная работа (диктант)

17.11

-

01.12

Морфология.

Наречие

9

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова, его отличие от лексического значения.

Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Обучающийся научится:

  •  опознавать самостоятельные части речи и их формы;
  •  анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;
  •  употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  •  применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

 распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

05.12

-

15.12

Правописание

8

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

19.12

20.12

Текст

2

Наблюдать за использованием наречий в текстах разных типов.

Выступать перед аудиторией сверстников с отзывом о прочитанном/прослушанном тексте.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

20.12

Язык и культура речи

1

Правильно употреблять наречия в речи.

Обучающийся научится:

  •  выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
  •  уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.

22.12

26.12

Комплексное повторение материала главы 3

3

Глава 4. Как изменяются языки?

27.12

О языке и речи

2

Иметь элементарные представления об изучении письменных памятников.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Изложение

Диктант

Изложение

Диктант

27.12

-

26.01

Служебные части речи

11

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова, его отличие от лексического значения.

Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы.

Обучающийся научится:

  •  опознавать самостоятельные части речи и их формы;
  •  анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;
  •  употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  •  применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

 распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

30.01

-

13.02

Правописание

9

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

14.02

Текст

1

Осознавать роль служебных частей речи как средства связи предложений в тексте.

Выявлять стилистические особенности и использованные языковые средства публицистического стиля речи на примере статьи.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

14.02

Язык и культура речи

1

Оценивать правильность и уместность употребления в речи изученных предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

16.02

-

21.02

Комплексное повторение материала главы 4.

3

Глава 5.  Как появился русский литературный язык?

21.02

О языке и речи

1

Иметь элементарные представления о роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Тест

Контрольная работа (тест)

27.02

-

06.03

Синтаксис словосочетания.

5

Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

07.03

-

09.03

Правописание

3

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

13.03

Текст

1

Выявлять стилистические особенности и языковые средства официально-делового стиля речи на примере расписки.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

14.03

Язык и культура речи

1

Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Обучающийся научится:

  •  выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
  •  уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.

14.03

-

20.03

Комплексное повторение материала главы 5

3

Глава 6. Как связаны история народа и история языка?

21.03

О языке и речи

1

Иметь элементарные представления об исторических изменениях в лексике русского языка.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Сочинение

Диктант

Сочинение

Диктант

21.03

-

13.04

Синтаксис предложения

10

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.

Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

17.04

18.04

18.04

Правописание

3

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

20.04

24.04

Текст

2

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка)

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана.

Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста; осуществлять редактирование текста с нарушением правил построения связного текста

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

25.04

Язык и культура речи

1

Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

25.04

27.04

Комплексное повторение материала главы 6

3

Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка?

О языке и речи

1

Иметь элементарные представления о развитии русского языка.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Диктант

Контрольная работа (диктант)

02.05

-

15.05

Синтаксис предложения

5

Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные. Находить в предложениях дополнения, определения, приложения, обстоятельства.

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

16.05

Правописание

1

Правильно писать приложения.

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

16.05

Текст

1

Определять виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

18.05

Язык и культура речи

1

Соблюдать нормы управления и согласования.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

23.05 –

25.05

Комплексное повторение материала главы 7

5

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на   132   часа, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс Шмелев

В работе представлена пояснительная записка и КТП...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс Шмелев

В работе представлена пояснительная записка и КТП...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс Шмелев

В работе представлена пояснительная записка и КТП...