Музейные технологии
статья по русскому языку на тему

Серегина Ольга Егоровна

Статья даёт возможность познакомиться с музейными технологиями, которые можно использовать в работе учителю русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynye_tehnologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии музейной педагогики в современном образовательном процессе.

В новых условиях модернизации образования, решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Наряду с этим первостепенную роль играет формирование гражданина и патриота своей страны, усваивающего и присваивающего духовно – нравственные ценности народа и государства в целом. Музейная педагогика при этом является эффективным средством и ресурсом духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания. В настоящее время музей становится не только информационно – коммуникативным центром, но и мощным звеном в сохранении традиций поколений, базой выполнения проектных работ в ходе проведения музейных занятий (мероприятий).

  Почему это важно? В информационный век новые интерактивные методики и технологии обучения – залог успешного развития  у детей универсальных учебных действий, ключевых компетенций как в  урочной, так и  внеурочной деятельности.  

В процессе духовно – нравственного развития и воспитания музейная педагогика и краеведение являются факторами, способствующими, во-первых, преодолению предметной ориентации на возрастную дифференциацию науки и обращению к культуре, во-вторых, построению межпредметных связей не на междисциплинарном, а на жизненном уровне, в – третьих, успешной социализации школьников, расширению познавательных возможностей, активизации образовательной и воспитательной деятельности в целом.

Музеи, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Цель музейной деятельности: формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников.

Направления деятельности музеев:

1. Образовательно-познавательная деятельность.

2.Учебно-исследовательская деятельность.

3. Поисковая работа.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Методическая работа.

6. Фондовая работа.

1. Образовательно-познавательная деятельность.

Так, главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения педагоги в перспективном планировании на учебный год предусматривают работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

К формам работы во внеучебное время относятся беседы, экскурсии, круглый стол, викторины, организация встреч с ветеранами, проведение игр, проведение праздников.

Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой программе или же с целью закрепления и углубления полученных на уроках в школе.

Технологии:

  1. Мультимедийные презентации
  2. Работа с музейными экспонатами
  3. Проведение интегрированных уроков
  1. Поисковая работа.
  1. Учебно-исследовательская деятельность

Умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

  1. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

  1. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр ( «Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны), «Не стареют душой ветераны » и др.

  1. Фондовая работа.

Учёт и хранение собранного материала: на бумажном носителе.

Результатом использования музейных технологий является формирование музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации.

Приёмы работы с предметным миром культуры:

- непосредственный контакт с предметом (можно брать в руки, рассматривать, манипулировать);

- работа по вопроснику (поиск и получение информации от самого предмета)

- наблюдение, сравнение, анализ;

- копирование формы;

- поиск аналогов;

- имитация действия;

- овеществление деталей художественного текста;

- историческая реконструкция;

- ролевые игры (театрализация);

- организационно-коммуникативные игровые ситуации;

Приёмы и методы музейной технологии могут использоваться в преподавании разных предметов при желании учителей-предметников. Инициатива в данном случае исходит от учителя. И эта инициатива позволит улучшить качество образования, уровень культурно-личностного развития обучающихся, привить уважение интерес к истории края.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения уроков, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Музейная педагогика выделяет три ступени в развитии личности школьника:

I ступень (1-4 кл.) - развитие ЗУН посредством игры (игровые технологии) с музейным предметом в образовательной ситуации, «знакомство» и «проба».

II ступень (5-9кл.) - развитие ассоциативно-рефлекторных и поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой, гармоничное сочетание восприятия произведений искусства с собственной творческой практикой;

III ступень (10-11 кл.) - формирование эмоционально-нравственной сферы личности посредством интеграции представлений о культурных феноменах как целостного восприятия историко-культурного наследия. Развитие художественно-эстетических потребностей, ценностных ориентаций личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.

Технология «Музейная педагогика» в преподавании химии.   Основные цели и задачи данной технологии заключаются в следующем:-использовать возможности столичного образования через с...

Использование музейных технологий на уроках химии

Термин «музейная технология», появившийся в отечественной музееведческой литературе как обозначение определенного направления деятельности музеев, а впоследствии и концепции работы с посетителями, ник...

Методические материалы по использованию музейных технологий в образовательном и воспитательном процессах.

В работе содержатся материалы по организации музейной работы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическо...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Внеклассное мероприятие с использованием музейной технологии "Деревенские посиделки"

Данное мероприятие поможет расширить кругозор детей об истории и быте родного края.Воспитывать чувство любви и гордость к “малой родине”.Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и учащихся....

Внеурочное занятие по экологии «Бюро находок» с применением Музейной технологии

Внеурочное занятие экологического кружка «Исследователи природы»Занятие рассчитано на 50 – 65минут. Проводится с использованием естественнонаучной коллекции Томского областного краев...

Музейная технология для изучения английского языка

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕТЕРБУРГHTTP://WWW.EUGENE-CENTER.RU/SCHOOL_LIFE/PHOTO/344/.../29 Октября 2019Вчера мы, путешественники из «Юджина», вернулись из северной столицы России — Санкт-...