Внеурочное занятие по экологии «Бюро находок» с применением Музейной технологии
план-конспект занятия по экологии (5, 6, 7 класс)

Сидорова Тамара Николаевна

Внеурочное занятие экологического кружка «Исследователи природы»

Занятие рассчитано на 50 – 65минут. Проводится с использованием естественнонаучной коллекции Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова раздела зоологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byuro_nahodok_muzeynaya_tehnologiya.docx24.84 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_byuro_nahodok.docx.doc2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 

«Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района

«Определение видового состава животных

по следам жизнедеятельности»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

внеурочного занятия

Сидорова Тамара Николаевна,

учитель биологии и химии

Вершининского филиала

МАОУ «Спасская СОШ»

Томского района

с. Вершинино 2018


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет

Класс

ФИО учителя

Внеурочное занятие кружка «Исследователи природы»

Занятие рассчитано на 50 – 65минут. Проводится с использованием естественнонаучной коллекции Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова раздела зоологии.

Группа учащихся 5 – 7 классов (20 человек)

Сидорова Тамара Николаевна – учитель биологии и химии Вершининского филиала МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

Тема

Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности

Тип занятия

Урок формирования первоначальных исследовательских навыков и умений

Материально - техническое обеспечение урока

Определители:

1. Лисуконь И.В. «Каталог следов зверей и птиц, часто встречающихся во время выходов в природу» - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Угловская средняя общеобразовательная школа», 2013;

2. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

Фонотека (песня «Бюро находок»)

Цель

Создать условия для формирования новых умений и навыков при изучении темы «Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности».

Задачи:

Образовательные

Научить определять вид животных по следам жизнедеятельности с помощью определителей.

Развивающие

Прививать навыки  экологически просвещенного человека.

Воспитательные

Способствовать развитию активной жизненной позиции и экологического сознания.

Форма занятия

Урок-игра

УУД

Предметные УУД: Сформировать представление о видовом составе позвоночных животных в окрестностях села; развивать умение пользования определителем; научить детей бережному отношению к изучаемым объектам, структурирование знаний

Личностные УУД: Формировать устойчивый  познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.

Познавательные УУД: ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;

Коммуникативные УУД: выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Логическое универсальное действие: установление причинно-следственных связей

Планируемые результаты

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

Предметные:

1. Ориентироваться в инструкции, осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей деятельности.

2. Составлять несложные монологические высказывания о проделанной работе.

Личностные:

1. Высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Проявлять интерес и желание познавать новый вид деятельности.

4.Терпимо относиться к мнению других ребят.

Коммуникативные:

1. Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

3. Работать в группах, принимать участие в коллективном обсуждение проблем.

4. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя или других ребят.

2. Высказывать своё предположение (гипотезу) .

3. Работать по предложенному плану.

Метапредметные:

1. Понимать учебную задачу.

2. Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя.

3. Уметь работать с информацией.

4. Уметь планировать и действовать по плану.

5. Уметь контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Формы контроля

Беседа, практическая работа, устный отчет.

Здоровьесберегающие технологии

Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии.


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Орг. Момент

3 мин.

Подготовка учеников к восприятию материала

Мы живем в самом красивом уголке Томского района, в селе Вершинино. Вокруг села сформировался настоящий кластер рекреационного и эколого-образовательного значения. Это Ларинский ландшафтный заказник и примыкающие к нему памятники природы областного значения: Вершининский сосновый бор, Дызвестный и Капитоновский ключи.

Все эти уникальные места требуют очень бережного отношения и должны быть защищены от деятельности, ведущей к разрушению биологического разнообразия.

Одной из задач ООПТ (особо охраняемых природных территорий) является охрана объектов животного мира.

Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание. (Обратить внимание на настроение детей)

Фронтальная работа, словесная передача учебной информации одновременно всем учащимся

Личностные УУД:

Формирование навыков самоогранизации

Положительный настрой

Повторение пройденного материала

4 мин.

Каких позвоночных животных нашей местности вы знаете?

Каких животных можно встретить у нас зимой?

Отвечают на вопросы

Фронтальная работа, фронтальный опрос

Общеучебные универсальные действия : структурирование знаний

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других.

Повторение пройденного материала, Оценка уровня полученных ранее знаний

Постановка завуалированной проблемы

4 мин.

В статьях о заказнике можно прочитать «…животный мир территории Ларинского заказника довольно многообразен. Он представлен 60 видами млекопитающих и 300 видами птиц…».

Вопрос: как подсчитали видовой состав животных? Ведь дикие животные чутки и осторожны, умеют прятаться и затаиваться. Они замечают человека гораздо раньше, чем он их. Можно неделями бродить по лесам и полям и не увидеть ни одного животного.

????

Предлагают разные варианты ответов и выдвигают гипотезу: видовой состав позвоночных животных можно определить по следам жизнедеятельности.

Мозговой штурм

Логическое универсальное действие: установление причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли исправлять ошибки свои и других, дополнять ответы.

Возникновение интереса

Формулировка темы и целей занятия

4 мин.

Ребята подумайте и сформулируйте, что мы сегодня будем делать на занятии.

Формулируют тему, цель и задачи занятия:

Цель: изучить видовой состав позвоночных животных на данной территории по следам жизнедеятельности.

Задачи:

1) изучить следы жизнедеятельности;

2) определить по следам жизнедеятельности виды позвоночных животных.

Фронтальная работа

Личностные УУД:

Умение кратко формулировать мысль

Понимание темы, целей занятия

Актуализация знаний

3 мин.

Ребята, я вам напомню, что одной из задач ООПТ (особо охраняемых природных территорий) является охрана объектов животного мира.

Кто ответит, как тема нашего занятия связана с задачей ООПТ.

Предлагают разные варианты ответов.

(если правильно ответили – похвалить, если нет – успокоить, всем свойственно ошибаться, а мы учимся высказывать свое предположение)

Ответ: тема занятия очень актуальна, так как изучение следов жизнедеятельности позволяет определить видовой состав, не причиняя беспокойство животным и вреда окружающей среде.

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД:

Умение слушать

Личностные УУД: смыслообразование

Понимание значимости выполнения данной работы

Определение учебной проблемы

3 мин.

Что мы должны сделать, что бы добиться поставленной цели?

Обобщает предположения детей.

Поработать с каталогами определителями.

Ученики задумываются над тем как ответить на данный вопрос.

Мозговой штурм

Познавательные УУД:

Постановка и решение проблемы

Знакомство с методами исследования

Открытие новых знаний

4 мин.

Объяснение нового учебного материала учителем.

Снежный покров, приходящий на смену листве и грязи осенних месяцев, предоставляет возможность зоологам проникнуть в потаенные детали жизни животных, особенно млекопитающих, в том числе самых осторожных и скрытных из них. Любой зверь, независимо от своей величины, пробежав по рыхлому снегу, а тем более по свежей пороше, невольно оставляет на снежной поверхности следы, то есть в некотором роде автограф.

Обладая известными следопытческими навыками, а их со временем можно приобрести, по этим отпечаткам наблюдатель узнает, кому они принадлежат и при каких обстоятельствах оставлены. Если же пройти по всему маршруту «наследу» зверя, тщательно регистрируя свидетельства событий, запечатленных на снегу, то можно совершенно точно, в количественных показателях, учесть все особенности жизни животного на данном отрезке пути.

В данном учебном задании придется иметь дело не только со следами в классическом представлении, т.е. отпечатками лап, но и с другими оставляемыми животными следами своей жизнедеятельности.

Под следами жизнедеятельности обычно понимают:

1) следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы;

2) следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений и др.

Ученики слушают объяснение учителя, получают новые знания.

(Уточнить, как дети восприняли новую информацию)

Фронтальная форма обучения

Коммуникативные УУД:

Умение слушать

Личностные УУД: Смыслообразование

Знакомство с новым учебным материалом

Практическая работа Определение следов жизнедеятельности животных

15 - 20 мин

Наше занятие мы проведём в игровой форме « Бюро находок». Я буду вашим руководителем, а вы будете моими младшими сотрудниками.

(Звучит песня «Бюро находок»)!

Итак, коллеги, начнём работу. Прошу всех занять свои места.

Пока мы с вами были в отпуске, в наше бюро поступило очень много писем от жителей нашего поселения. Их надо разобрать и дать ответы нашим жителям

Каждая пара получает письмо

Дети разбиваются на пары, получают письмо и определяют следы жизнедеятельности

Работают с каталогами определителями.

Работа в парах

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с сверстниками, способы взаимодействия

Регулятивные УУД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата

Знакомство с правилами работы с природным объектом

Решение завуалированной проблемы

3 мин.

Что вы можете сказать по поводу выдвинутой гипотезы в начале занятия?

Ученики задумываются над тем как ответить на данный вопрос.

Ответ: выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. И даже больше того: по следам жизнедеятельности мы определили не только видовой состав, но и узнали о жизни животных много нового и интересного.

Мозговой штурм

Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Гордость за подтверждение выдвинутого предположения

Защита выполненных работ

10 мин.

Защита выполненных работ

1.  Как вы определили, кому  принадлежат следы жизнедеятельности?

2. Что вы узнали о данном животном по следам жизнедеятельности?

3. Как вы оцениваете свой вклад в работе пары?

Пары отчитываются о проделанной работе

Работа в парах

Общеучебные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Навыки публичного выступления. Умение оценивать свою деятельность

Рефлексия

3 мин

Перед вами макет книги. Кому работа по изучению следов жизнедеятельности животных показалась очень интересной и кто планирует продолжить исследование - наклейте изображения животных на данный макет.

Дети оценивают свою работу

Индивидуальная форма

Регулятивные универсальные действия:

Оценивание своей работы

Подведение итогов

5 мин.

Что вы узнали нового, чему вы научились на данном занятии?

Если считать, что каждый отпечаток лапы – буква, а цепочка следов – строчка, то предлагаемая работа может стать отличным словарём, помогающим прочесть увлекательные повести, записанные на страницах Великой Книги Природы.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ЗАНЯТИЕ!!!

Сообщают то, что они узнали нового и чему научились на занятии

Фронтальная форма

Логические УУД: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД: Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Удовлетворение результатами своей работы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие краеведческого кружка Тема: «Бюро находок»

Изучение многообразия животных по следам их жизнедеятельности (по экспонатам  школьного природно-этнографического музея)....

Презентация к песне "Не волнуйтесь понапрасну" из мультфильма "Бюро находок" музыка Е. Крылатова, слова М.Пляцковского.

Презентация содержит краткую биографию Евгения Крылатова, пояснение, что такое бюро находок, текст песни....

Внеурочное занятие по экологии "Проблема бытового мусора"

Внеурочное занятие по экологии в ходе экологического кружка для 7-9 классов. Занятие - игра. Проблемы бытового мусора....

Внеурочное занятие по экологии "Вторая жизнь вещей"

Внеурочное занятие по экологии в  курсе экологического кружка. "Вторая жизнь вещей" Для учащихся 6-9 классов....

Методическая разработка учебного занятия по теме "Арифметическая прогрессия" с применением интерактивной технологии с помощью метода"Аквариум"

Цель разработки – показать методику организации учебной    деятельности в группах    при проведении    комбинированного занятия с применением и...

Внеурочное занятие по экологии в условиях инклюзии «Определение видового состава животных по следам жизнедеятельности на снегу»

Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их...

Индивидуальное логопедическое занятие "Шипеть и рычать разрешается"с применением здоровьесберегающих технологий и материала регионального компонента.

Цель: обучающийся закрепит правильное произношение звуков [Р] , [Ш] в слогах, словах, предложениях при моделировании игровой ситуации «Путешествие в  Тайгу»....