Занятие краеведческого кружка Тема: «Бюро находок»
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Калинина Лидия Сергеевна

 Изучение многообразия животных по следам их жизнедеятельности (по экспонатам  школьного природно-этнографического музея).

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МОУ «Пашозерская ООШ»

Занятие краеведческого кружка

         Тема: «Бюро находок»

                      Подготовила: Калинина Лидия Сергеевна,

                                 учитель биологии и химии

                          2013год

Цель: изучение многообразия животных по следам их жизнедеятельности (по экспонатам  школьного природно-этнографического музея).

Задачи: 1.Изучить экспонаты музея, собранные в окрестностях Пашозерского поселения.

2. Определить по следам жизнедеятельности наземных животных, обитающих в окрестностях нашего края.

3.Развивать наблюдательность, приучать видеть мелкие, незаметные и несущественные детали жизни живой природы.

4.Развивать умение работать с определителями, рисунками, печатным текстом.

5.Развивать монологическую речь, умение выделять главное.

Оборудование: проектор, экран, определители животных и следов их жизнедеятельности, экспонаты музея («посылки»), микроскоп, запись голоса иволги, патрон, линейка, фотографии следов животных.

                          Ход занятия

1. Организационный момент

Вопросы детям:

Кто-нибудь из вас видел живого медведя? волка?

А они живут в нашей местности?

А почему вы так решили? (по следам жизнедеятельности)

Учитель: Какая же тема сегодня у нас на занятии?

Тема: Изучение многообразия животных нашего края по следам их жизнедеятельности. (слайд №1)

А нужно ли их изучать?

А зачем их нужно изучать?

У нас есть природная часть краеведческого музея, и мы воспользуемся музейными экспонатами.

Наше занятие мы проведём в игровой форме « Бюро находок». Я буду вашим руководителем, а вы будете моими младшими сотрудниками.

(Звучит песня «Бюро находок»)!

Итак, коллеги, начнём работу. Прошу всех занять свои места.

2.Изучение нового материала

Что же относится к следам жизнедеятельности животных?

(Слайды №2-7)

Пока мы с вами были в отпуске, в наше бюро поступило очень много посылок, писем от жителей нашего поселения. Их надо разобрать и дать ответы нашим жителям

Зачитать письма и раздать посылки

Работа с экспонатами, определителями, фотографиями, рисунками.

Отчёт каждого о проделанной работе

  1. Кто погрыз шишки (слайд №8)
  2. Погрызы бобра, зайца (слайд№9)
  3. Помёт лося, зайца. (слайд №10)
  4. Рога лося (слайд№11)
  5. Черепа лося, кабана (слайд №12)
  6. Следы волка, собаки. Как отличить след волка от следа собаки. (Слайд №13, 14)
  7. Следы медведя (слайд №15)
  8. Шкурка стрекозы (слайд №16)
  9. Крыло бабочки. Показать микропрепарат под микроскопом, а затем  вывести изображение на компьютер и экран (слайд№17)
  10. Гнёзда ласточек (слайд №18)
  11. Голос иволги (слайд №19)
  12. Предлагаю угадать объекты (слайд №20, 21

Конечно же , мы определили не всех животных нашего края, их очень много. Прочитать «книгу природы» могут только самые внимательные следопыты. Поэтому я призываю вас быть очень внимательными в природе, и тогда для вас откроются самые удивительные её тайны.

Спасибо, коллеги, за работу. (Звучит песня «Бюро находок»)

Рефлексия

Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали сегодня, чего не знали раньше?

 

                     Приложение

       Текст писем от местных жителей

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Я летом в лесу слышал флейту. Мама мне сказала, что это мне показалось, ведь на флейте в лесу никто не играет. Но, ведь, я же слышал! Скажите, что это было?  (Голос иволги)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Я нашла чьё-то крылышко, оно очень красивое. Спросила у мамы, но она не знает про него ничего и тогда я решила написать вам. Чьё же это крылышко? рыло бабочки)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

У меня, довольно странные экспонаты. Но я хочу всё знать, и поэтому обращаюсь к вам с просьбой: помогите узнать, кто это сходил в туалет? (Помёт лося и зайца-беляка и лося)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Возле моего дома есть пруд, а на траве возле него висят какие-то шкурки. Но они не живые. Это что за чудо такое? (Шкурки стрекозы)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Вчера мы с папой ходили на болото за клюквой, и нашли там чьи-то рога. Папа сказал, что их потерял лось, но я что-то сомневаюсь. Развейте мои сомнения. ( Рога лося)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Моему мужу охотники подарили два черепа. Он, конечно, очень обрадовался. Охотники торопились в город и забыли ему сказать, кому принадлежат эти черепа. Интернета у нас нет и поэтому на вас одна надежда. ( Череп лося и кабана)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Вчера я был на охоте, и когда  пошёл искать ветки для костра, то нашёл эти экспонаты. Их кто-то грыз, но кто? Может вы мне, поможете разгадать эту лесную тайну? (Погрызы зайца и бобра)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Гуляя по лесу я увидел какие-то потрёпанные и обгрызенные шишки. Кто же тут постарался? (Еловая шишка, растрёпанная дятлом и обгрызенная белкой)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Возле моего дома я увидела какие-то следы. Я думаю, что это следы соседской собаки, она всё время приходит к нам за косточками. А подруга говорит, что это следы волка. Неужели это правда. Рассудите нас, а то ведь я поспорила с ней на шоколадку. На всякий случай я вам их сфотографировала. ( Следы волка на фото)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

У нас в подъезде висело чьё-то гнездо, а электрик дядя Серёжа его снял. Ему нужно было чинить провода. Очень интересно знать, чьё же это гнездо?  (Гнездо деревенской ласточки)

  1. Дорогое « Бюро находок»!

Я недавно собирал грибы и вдруг на дороге увидел человеческие следы. Кто-то шёл босиком, но ведь сейчас осень и ходить босиком холодно. Следы эти я сфотографировал и посылаю вам. Помогите разобраться, кто по лесу ходит босиком. ( Следы медведя)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение многообразия животных по следам их жизнедеятельности (по объектам природной части краеведческого музея) Занятие кружка

Слайд 2

Под следами жизнедеятельности обычно понимают: 1) следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы, посорка (мусор) от передвижения зверей по ветвям.

Слайд 3

2) следы кормовой деятельности – ос- татки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;

Слайд 4

3) следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лежки, ходы под снегом и пр.;

Слайд 5

4) следы жизненных отправлений – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом;

Слайд 6

5) информационные следы – следы пе - редачи информации, указывающие на заня - тость территории – царапины и закусы на деревьях или земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.

Слайд 7

Останки животных

Слайд 8

Кто погрыз шишки Еловые шишки, из которых извлекались семена разными зверями и птицами: а, б - белкой; в, г - лесными мышами; д - большим пестрым дятлом.

Слайд 9

Погрызы бобра зайца

Слайд 10

Помёт лося зайца

Слайд 11

Рога лося

Слайд 12

черепа лося кабана

Слайд 13

следы волка собаки

Слайд 14

Как различить след волка от следа собаки

Слайд 15

Следы медведя

Слайд 16

Шкурка стрекозы

Слайд 17

Крыло бабочки

Слайд 18

Гнёзда ласточек Гнездо деревенской ласточки-чаша ( строит внутри) Гнездо городской ласточки-шар (строит снаружи) Деревенской Городской

Слайд 19

голос иволги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование умения ориентироваться в городском пространстве на уроках истории Санкт-Петербурга и на занятиях краеведческого кружка

Из опыта работы учителя истории и культуры Санкт-Петербурга и педагога дополнительного образования (на занятиях краеведческого кружка)...

Занятие краеведческого кружка "Ориентирование"

Тип занятия: комбинированноеЦель: дать детям начальные знания об ориентировании.Задачи:·        изучить топографическую карту·...

Развитие творческих способностей на занятиях краеведческого объединения "Поиск"

Цели и задачи развития творческих способностей на занятиях краеведческого объединения, актуальность темы и ее ожидаемые результаты...

Презентация к песне "Не волнуйтесь понапрасну" из мультфильма "Бюро находок" музыка Е. Крылатова, слова М.Пляцковского.

Презентация содержит краткую биографию Евгения Крылатова, пояснение, что такое бюро находок, текст песни....

Открытый урок "Бюро находок в Лондоне"

Открытый урок по теме" Бюро находок  в Лондоне" позволяет учащимся сформировать представление об одном из  самых известных объектов Лондона а также окунуться в атмосферу данного ме...

Урок английского языка по теме «At the lost property office. В бюро находок»

Урок по теме «At the lost property office. В бюро находок» можно использовать для незнакомой аудитории детей. За основу урока взята идея поиска вещей в бюро находок по их описанию, сюжет у...

Внеурочное занятие по экологии «Бюро находок» с применением Музейной технологии

Внеурочное занятие экологического кружка «Исследователи природы»Занятие рассчитано на 50 – 65минут. Проводится с использованием естественнонаучной коллекции Томского областного краев...