Урок повторения в форме игры-сказки по теме «Слово и его лексическое значение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Пангина Лилия Викторовна

Обобщение, систематизирование знаний и умений по теме «Слово и его лексическое значение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_skazka_po_teme_leksika.docx26.54 КБ
Файл urok.pptx1.4 МБ
Файл otsenochnyy_list_.docx13.49 КБ
Файл kartochki.docx12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторения в форме игры-сказки по теме

«Слово и его лексическое значение»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!  

II. Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока мы посмотрим видеоролик.

 Просмотр видеоролика (1м.26 сек.)

- О каких звуковых рядах идёт речь? Что помогает нам представить то, о чём говорят другие, понимать друг друга?

ОТВЕТЫ детей

 - О словах. Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определенным объектом действительности, действием или признаком. Иными словами, мы знаем лексическое значение слова.

-Какова тема нашего урока?

ОТВЕТЫ детей

- Сформулируйте цель урока.

Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются?

(Ответы детей)

Учащиеся определяют тему урока, цели, задачи.

Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

— Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по стране Лексика, во время которого мы познакомились и с синонимами, и с антонимами, и с многозначными словами.

Сегодня на  уроке мы должны повторить все, что узнали во время этого путешествия. Для этого мы с вами отправимся в сказку.

III. На экране (1 слайд, приложение) сказочный теремок:

В чистом поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Ответ на этот вопрос можно найти, угадав загадку: Не мед, а ко всему липнут. (Слова)

Прежде чем отправиться в сказку разомнемся – объясним орфограммы и пунктограммы.

IV. Работа с текстом(Слайд 2, приложение)

Это задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мч
ат во все концы земли:
В степи
в горыв города.
Почту в дальние районы
Дост
авляют почтальоны.

Задание к тексту:

  1. Объясните выделенные орфограммы и пунктограммы.
  2. Определите лексическое значение слова «почта» и «почтальон» (на каждой парте лежат толковые словари). С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? Это всем известный знакомый почтальон Печкин! (Слайд 3, приложение) Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

Выяснив значение слова «корреспонденция», класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по назначению. Что это за слова? (Синонимы). (Слайд 4, приложение)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый. (Слайд 5, приложение)

Задание №1. Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный). (Работаем устно)

— Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». (Слайд 6, приложение)

Задание №2. Отредактируйте текст, используя синонимы. (Слайд 7, приложение)

В тексте необходимо найти слова, которые чаще всего повторяются и заменить эти слова синонимами. (Работа в группе – 1 карточка с текстом у каждой группы)

Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз.  Блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. (При проверке задания используется интерактивная доска)

На каждом столе для вас приготовлены листы самооценки  вашей работы в группе и индивидуально. По итогам каждого задания вам необходимо оценить себя.

Учитель:

Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.

— Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один добрый, другой злой, один толстый, другой тонкий? (Антонимы) (Слайд 8, приложение)

Вскрыли конверт братья и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо — чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло. (Слайд 9, приложение)

Задание №3. Помогите братьям прочитать письмо. (Индивидуальная работа – у каждого ученика текст c заданием)

Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…» 

(Слайд 10, приложение) (При проверке задания используется интерактивная доска)

Оценить себя.

Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет вам угадать, кто там живёт.

Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в середине.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(
Я. Козловский)

Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир». (Слайд 11, приложение)

Задание №4. Пользуясь словарём, определите значение слова «мир». Составьте предложения с этими омонимами. (Работа в группах )

— Давайте заглянем в журнал. Там много интересного.

Учитель читает отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Задание. Найдите омонимы.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

— А у меня дома овсянка!

— Подумаешь, сказал Матвей, — у меня дома тоже овсянка.

— Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

— И я люблю!- сказал Матвей.

— Она жёлтая, красивая такая!

— И вкусная. Особенно с молоком!

— Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

— Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

— Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

— Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

— Про какую овсянку?

— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

— И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

— Каша песни пела?! – изумился Матвей.

— Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян- ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка: — Айда ко мне – мою овсянку слушать.

— Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали. 
(Слайд 12, приложение)

Задание №5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.)

Оценить себя.

Учитель. А под самой крышей находится мансарда. Там идёт заседание Общества любителей образного слова. (Слайд 13, приложение) 

Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).

Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении). Для них Печкин принёс бандероль. Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его. (Слайд 14, приложение)

Задание №6. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы. 
(
А. Громов)

Полз состав. Он устал – 
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста. 
(
В. Левин)

Оценить себя.

Домашнее задание:(Слайд 15, приложение) Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Опустела сумка почтальона Печкина. Наша игра – сказка подошла к концу, мы повторили тему Лексики.

Обратите внимание на слайд. Вы видите дерево с яблоками, которые ассоциируются с результатами ваших знаний. Если вам всё понятно, тогда переместите яблочко к той паре, мнение которой совпадает с вашим.

Рефлексия



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не мёд, а ко всему липнут Повторение изученного по теме «Слово и его лексическое значение»

Слайд 2

Воз я т по чт у кор а бли , Самолеты, по е зда, Мч а т во все к о нцы земли : В степи , горы , города. Почту в дальние районы Дост а вляют почтальоны

Слайд 4

Кому : Словам , близким по значению Синонимам

Слайд 5

храбрый отважный мужественный бесстрашный смелый

Слайд 6

Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.

Слайд 7

Задание. Отредактируйте текст, используя синонимы. Морозное солнечное утро. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берез. Блестят и искрятся на солнце свисающие с крыши сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.

Слайд 8

Задание. Отредактируйте текст, используя синонимы. Морозное солнечное утро. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берез. Блестят и искрятся на солнце свисающие с крыши сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.

Слайд 9

Задание. Отредактируйте текст, используя синонимы. Морозное солнечное утро. Все засыпано снегом. Он ослепительно сияет на земле. Серебром переливаются в синеве неба стволы берез. Сверкают и искрятся на солнце свисающие с крыши сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.

Слайд 11

Кому : Словам , противоположным по значению Антонимам

Слайд 12

Кому : Омонимам

Слайд 13

М И Р

Слайд 14

М И Р Задание. Пользуясь словарем, определите значения слова « мир» . Составьте предложения с этими омонимами.

Слайд 15

М И Р Юмореска

Слайд 16

Заседание Общества любителей образного слова

Слайд 17

Словам в переносном значении Бандероль

Слайд 19

Задание. Найдите слова, употребленные в переносном значении Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. А. Громова Полз состав. Он устал – От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста. В. Левин Усталое гуляет Ленивая скучает сонной Спит игривый Полз устал Полз полз уснул

Слайд 20

Домашнее задание . Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, дышит.



Предварительный просмотр:

«Не рядом, а вместе! »

Оценочный лист учащегося по теме «Слово и его лексическое значение»

Ф.И.__________________________________________________

Элементы знаний

Активность в группе

Результат

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Слова, употреблённые в переносном значении

Итоговая оценка

Самооценка

Оценка группы

Желаю удачи у нас все получится!

«Не рядом, а вместе! »

Оценочный лист учащегося по теме «Слово и его лексическое значение»

Ф.И.__________________________________________________

Элементы знаний

Активность в группе

Результат

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Слова, употреблённые в переносном значении

Итоговая оценка

Самооценка

Оценка группы

Желаю удачи у нас все получится!



Предварительный просмотр:

Задание №2

 Отредактируйте текст, используя синонимы

Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз.  Блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.

Задание №2

 Отредактируйте текст, используя синонимы

Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз.  Блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.

Задание №3.

 Помогите братьям прочитать письмо. Дополните антонимами текст письма

Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…                                                                        » 

Задание №3.

 Помогите братьям прочитать письмо. Дополните антонимами текст письма

Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…        

Задание №3.

 Помогите братьям прочитать письмо. Дополните антонимами текст письма

Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

Представленный урок является первым из четырёх в теме «Слова категории состояния как части речи». Разработан на основе учебника русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской с использов...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

 Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point  для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу...

Урок по русскому языку в 1 классе УМК "Школа России" по теме " Слова близкие и противоположные по значению."

Тема: Слова близкие и противоположные по значению.Тип урока: «открытия» нового знанияЦель: создать условия для знакомства учащихся с  близкими и противоположными по значению словами, ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...

Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку

Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение»

Предмет: русский языкКласс: 5Тип урока: урок «открытия нового знания»Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи т...