Урок русского языка в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Громова Ирина Борисовна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.62 КБ
Файл презентация к уроку82.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение».

Учитель: Громова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Березовской СОШ

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

проблемное обучение

обучение в группах и в парах

самодиагностики (коррекции)

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Ход урока

Организационный этап (слайд 1)

Организационный этап

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте?

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…». ( фонетика, морфемика, синтаксис, морфология, словообразование ..

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд.

Загадки :

  • Крыльев нет,
    А быстро летаю,
    Сам меня выпустишь —
    Да потом не изловишь.
  • С добром скажу – сладкое,
    Со злом скажу – горькое.
  • Звуки друг друга нашли,
    Встали рядом и смысл обрели.
    Много их, аж кругом голова…
    Собираются звуки в…

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)

Это первая часть нашей темы.

2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание, выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)

Расст..гнуть пуговицу

Раст..нуть веревку

Прим..рять врагов

Прим..рять платье

Пол..скать белье

Пол..скать малыша

C…деть на стуле – с…деть от горя

стАрожил – стОрожил

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе) - Запишите тему урока .

IV. Определение целей урока

- А теперь поставим цели нашему уроку:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

IV. Определение целей урока

- А теперь поставим цели нашему уроку:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V. Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.64, с. 150. Запишите слова, которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.

2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»?

Лексика - словарный состав языка.

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

С.150 упр. 326.

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

VI. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть

Закрепление темы

– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .

Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.

А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!

– Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да.) Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.

– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Работа со словарем.

Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях

Выставка словарей.

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

– Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему словарь называется «толковый»? Что значит слово толковать? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.)

– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

Задание « Угадай слово» по его лексическому значению. Слайды

Брошюра – небольшая книжка.

Гантель – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединённых короткой рукояткой.

Жюри – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках.

Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова.

Лексикон – запас слов и выражений человека.

VII. Закрепление

ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах

-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей.

УПР.328 (с.151). Выберите из толкового словаря любые три слова: существительное, прилагательное, глагол. Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов. Составьте с. ... Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов. Составьте с ними предложения.

Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

(дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

( идёт представление словарей)

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

УУД: регулятивные

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 331

Анна Ахматова

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

1942 г.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):

1. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Творческая работа

Используя слова своего словарика, напишите мини-сочинение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 5 класс Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

Слайд 2

Загадки : 1)Крыльев нет, А быстро летаю, Сам меня выпустишь — Да потом не изловишь. 2)С добром скажу – сладкое, Со злом скажу – горькое. 3)Звуки друг друга нашли, Встали рядом и смысл обрели. Много их, аж кругом голова… Собираются звуки в…

Слайд 3

Вставьте пропущенные буквы. Расст ..гнуть пуговицу Раст .. нуть веревку Прим.. рять врагов Прим.. рять платье Пол.. скать белье Пол.. скать малыша C…деть на стуле – с…деть от горя

Слайд 4

Проверь себя! Расст е гнуть пуговицу Раст я нуть веревку Прим и рять врагов Прим е рять платье Пол о скать белье Пол а скать малыша C и деть на стуле – с е деть от горя

Слайд 5

Тема урока: Слово и его лексическое значение.

Слайд 6

Цели урока: 1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова». 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

Слайд 7

Лексика - словарный состав языка. Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки. Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл). Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

Слайд 8

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение Слово Лексическое значение Грамматическое значение Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова. Форма слова, которая определяется по его окончанию. Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер. Часть суши, окружённая со всех сторон водой. Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе. Река ЗАРОСЛА камышом. Покрыться какой-либо растительностью. Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Слайд 9

Учебник с.150, упр. 326.

Слайд 10

Стихотворение И. Токмаковой Ложка – это ложка, Ложкой суп едят. Кошка – это кошка, У кошки семь котят. Тряпка – это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово – плим . И повторяю снова: Плим , плим , плим ! Вот прыгает и скачет Плим , плим , плим . И ничего не значит Плим , плим , плим !

Слайд 11

«Угадай слово» по его лексическому значению! 1) - небольшая книжка. 2) – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединённых короткой рукояткой. 3) – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. 4) – игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. 5) – запас слов и выражений человека.

Слайд 12

Проверь себя! Брошюра – небольшая книжка. Гантель – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединённых короткой рукояткой. Жюри – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. Лексикон – запас слов и выражений человека.

Слайд 13

УПР.328 (с.151). Выберите из толкового словаря любые три слова : существительное , прилагательное , глагол . Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов . Составьте с. ... Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов . Составьте с ними предложения.

Слайд 14

Ответь на вопросы: 1 Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________ _____________________________________________ 2 Сегодня на уроке я научился( лась ) (ЧЕМУ?) ____________________________________ _____________________________________________ 3 Сегодня на уроке на научился( лась ) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________________- 4 Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________________ 5 Сегодня на уроке я мог( ла ) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________ 6 Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) ____________________________________________________________________________-

Слайд 15

Домашнее задание: С.149, п. 64, упр.331


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».

В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...

Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку

Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку...

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства"....