Конспект урока русского языка 7 класс по теме "Разряды союзов по значению"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Посметьева Анастасия Васильевна

Цель урока: знакомство с разрядами союзов, формирование умений  различать союзы и применять в речи.

Задачи:

- расширить знания  о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;

-  сформировать умения использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Регулятивные УУД: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать роль союза как части речи; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_7_klass.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Дата 31.03.2025

Класс: 7

Тема урока: Разряды союзов по значению

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: знакомство с разрядами союзов, формирование умений  различать союзы и применять в речи.

Задачи:

- расширить знания  о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;

-  сформировать умения использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Регулятивные УУД: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать роль союза как части речи; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.

Оборудование: мультмедийный проектор, раздаточный материал , учебник Русского языка в 2 частях -М.Т Баранов, Т.А Ладыженская ,Л.А Тростенцова- Просвещение, 2023.

Ход урока

  1. Организационный этап  ( 1 минута)

У:  Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее –

Начнём сейчас урок!

Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

  1.  Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания. ( 2 минуты)

Игра «Веришь или не веришь»  

У: А сейчас, ребята, поиграем и вспомним все, что вы знаете о предлоге и союзе, заодно проверим домашнее задание. Предлагаю сыграть в полюбившуюся нам игру «Веришь не веришь».

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

1. К служебным частям речи относятся предлоги,

союзы и частицы?

2. Предлоги и союзы являются членами предложения, имеют лексическое значение и обозначают предметы, их признаки, действия, состояния?

3. Предлоги не изменяются и выражают зависимость одних слов

от других?

4. Предлоги бывают производными и непроизводными?

5. Предлоги однозначны?

6. Предлоги бывают простыми, составными и сложными.

7. Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного?(СЛАЙД 1-2-)

1. Да

2. Нет

3. Да

4. Да

5. Нет

6. Да

7. Да

ОЦЕНИВАНИЕ

  1. Актуализация знаний. ( 3 минуты)

У: Сделаем еще один важный шаг: на основе устного повторения заполните листы

У каждого из вас есть лист с печатной основой, заполните его, кроме строчек 6и 7 (Приложение).

Организация  парной  работы по заполнению печатной основы без использования учебника.

  1. Постановка темы и целей ( 3 минуты)

Чтобы выполнить задание 6-7, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.

 Предположите о чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему (СЛАЙД 3) и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?

Узнать…На какие разряды делятся союзы.

Уметь разграничивать… Союзы в предложении. (СЛАЙД 4)

Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают число, классная работа, тему урока в тетради. «Разряды союзов по значению».

5. Изучение нового материала урока.( 15минут)

- Работа с учебником (стр. 49).-

- Создание проблемной ситуации.

Работа с учебником и соотнесение материала с заданием строк 6 и 7 в приложении 1.

У: Теперь мы можем заполнить строки  задания 6 и 7  печатной основы.

- Прием «Взаимоконтроль»

Ребята, я вам предлагаю сейчас обменятся своими листами, и мы сейчас вместе проверим правильность выполнения задания, опираясь на слайд 5.

У: Обратите внимание на слайд 6( Сделайте  вывод по наблюдениям)

  1. Груши и яблоки  были в корзинке. – (  союз И  связывает однородные члены предложения
  2. Наступает весна, но зима еще не уступает. - ( союз НО связывает 2 простых равных предложения
  3. Я не учился, потому что болел. – союз потому что связывает 2 предложения, где одно подчиняется другому)

- Работа у доски Учитель читает предложения, обучающиеся записывают (один – у доски, остальные – в тетради), определяют разряд союзов, составляют схемы предложений.

1. Ребята пошли в музей, а родители отправились на выставку.

2. Белые и красные шары кружились в воздухе

3.  Солнце выглянуло, когда закончился дождь.

6.Физминутка ( 1 минута)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

  1. Закрепление нового материала ( 10 минут)

- Работа с текстом ( раздаточный материал)

1. Ознакомьтесь с текстом. Вставьте подходящие по смыслу союзы. Укажите, что они связывают.  Укажите  разряд союзов.

Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.

… душа этой моей любви – “тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.                                                                                            Н. Смирнов.

- Проверка по эталону ( слайд 7) коррекция ошибок

8. Подведение итогов  ( 1 минута)

Узнали ….

Умеем  ….

Готовы…

9. Рефлексия «ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»  ( 1 минута)

 Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки. (Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо )

 

10. Домашнее задание ( 2 минуты )

Слушают инструктаж, записывают дом.

Задание: п. 67, стр. 49- выучить теорию, упр. 453

11. Выставление оценок (1 минута)

Приложение № 1

Этот шаг очень важен:

мы должны проверить теоретические знания о предлоге и союзе как частях речи.

1.В русском языке есть ………………… и служебные части речи.

2. Служебные части речи - это…………., ………………, …………… .

3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется……………..

4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………

5. Союзы бывают простыми и………………………………… .

6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .

7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .

( раздаточный материал)

1. Ознакомьтесь с текстом. Вставьте подходящие по смыслу союзы. Укажите, что они связывают.  Укажите  разряд союзов.

Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.

… душа этой моей любви – “тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.

Н. Смирнов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...

Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»

Повторение по теме «Союз».Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деят...

Конспект урока русского языка по теме "Употребление союзов хотя и чтобы"

Урок русского языка для слабсолышащих школьников 6 класс (вариант обучения 2.2)...

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...

Конспект урока русского языка по теме "Сочинительные союзы"

Конспект урока русского языкапо теме: «Сочинительные союзы» 7 классЦель урока: формирование у учащихся представления о трех группах сочинительных союзов. Тип урока: изучение...