Конспект урока русского языка 7 класс по теме "Разряды союзов по значению"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель урока: знакомство с разрядами союзов, формирование умений различать союзы и применять в речи.
Задачи:
- расширить знания о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;
- сформировать умения использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Регулятивные УУД: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать роль союза как части речи; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Дата 31.03.2025
Класс: 7
Тема урока: Разряды союзов по значению
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: знакомство с разрядами союзов, формирование умений различать союзы и применять в речи.
Задачи:
- расширить знания о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;
- сформировать умения использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Регулятивные УУД: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать роль союза как части речи; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.
Оборудование: мультмедийный проектор, раздаточный материал , учебник Русского языка в 2 частях -М.Т Баранов, Т.А Ладыженская ,Л.А Тростенцова- Просвещение, 2023.
Ход урока
- Организационный этап ( 1 минута)
У: Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее –
Начнём сейчас урок!
Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.
- Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания. ( 2 минуты)
Игра «Веришь или не веришь»
У: А сейчас, ребята, поиграем и вспомним все, что вы знаете о предлоге и союзе, заодно проверим домашнее задание. Предлагаю сыграть в полюбившуюся нам игру «Веришь не веришь». ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО: 1. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы? 2. Предлоги и союзы являются членами предложения, имеют лексическое значение и обозначают предметы, их признаки, действия, состояния? 3. Предлоги не изменяются и выражают зависимость одних слов от других? 4. Предлоги бывают производными и непроизводными? 5. Предлоги однозначны? 6. Предлоги бывают простыми, составными и сложными. 7. Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного?(СЛАЙД 1-2-) | 1. Да 2. Нет 3. Да 4. Да 5. Нет 6. Да 7. Да ОЦЕНИВАНИЕ |
- Актуализация знаний. ( 3 минуты)
У: Сделаем еще один важный шаг: на основе устного повторения заполните листы
У каждого из вас есть лист с печатной основой, заполните его, кроме строчек 6и 7 (Приложение).
Организация парной работы по заполнению печатной основы без использования учебника.
- Постановка темы и целей ( 3 минуты)
Чтобы выполнить задание 6-7, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.
Предположите о чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему (СЛАЙД 3) и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?
Узнать…На какие разряды делятся союзы.
Уметь разграничивать… Союзы в предложении. (СЛАЙД 4)
Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают число, классная работа, тему урока в тетради. «Разряды союзов по значению».
5. Изучение нового материала урока.( 15минут)
- Работа с учебником (стр. 49).-
- Создание проблемной ситуации.
Работа с учебником и соотнесение материала с заданием строк 6 и 7 в приложении 1.
У: Теперь мы можем заполнить строки задания 6 и 7 печатной основы.
- Прием «Взаимоконтроль»
Ребята, я вам предлагаю сейчас обменятся своими листами, и мы сейчас вместе проверим правильность выполнения задания, опираясь на слайд 5.
У: Обратите внимание на слайд 6( Сделайте вывод по наблюдениям)
- Груши и яблоки были в корзинке. – ( союз И связывает однородные члены предложения
- Наступает весна, но зима еще не уступает. - ( союз НО связывает 2 простых равных предложения
- Я не учился, потому что болел. – союз потому что связывает 2 предложения, где одно подчиняется другому)
- Работа у доски Учитель читает предложения, обучающиеся записывают (один – у доски, остальные – в тетради), определяют разряд союзов, составляют схемы предложений.
1. Ребята пошли в музей, а родители отправились на выставку.
2. Белые и красные шары кружились в воздухе
3. Солнце выглянуло, когда закончился дождь.
6.Физминутка ( 1 минута)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
- Закрепление нового материала ( 10 минут)
- Работа с текстом ( раздаточный материал)
1. Ознакомьтесь с текстом. Вставьте подходящие по смыслу союзы. Укажите, что они связывают. Укажите разряд союзов.
Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.
… душа этой моей любви – “тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды. Н. Смирнов.
- Проверка по эталону ( слайд 7) коррекция ошибок
8. Подведение итогов ( 1 минута)
Узнали ….
Умеем ….
Готовы…
9. Рефлексия «ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ» ( 1 минута)
Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки. (Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо )
10. Домашнее задание ( 2 минуты )
Слушают инструктаж, записывают дом.
Задание: п. 67, стр. 49- выучить теорию, упр. 453
11. Выставление оценок (1 минута)
Приложение № 1
Этот шаг очень важен:
мы должны проверить теоретические знания о предлоге и союзе как частях речи.
1.В русском языке есть ………………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи - это…………., ………………, …………… .
3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется……………..
4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………
5. Союзы бывают простыми и………………………………… .
6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .
7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .
( раздаточный материал)
1. Ознакомьтесь с текстом. Вставьте подходящие по смыслу союзы. Укажите, что они связывают. Укажите разряд союзов.
Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды.
… душа этой моей любви – “тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды.
Н. Смирнов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией
Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...

Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»
Повторение по теме «Союз».Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деят...
Конспект урока русского языка по теме "Употребление союзов хотя и чтобы"
Урок русского языка для слабсолышащих школьников 6 класс (вариант обучения 2.2)...

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"
Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...

Конспект урока русского языка по теме "Сочинительные союзы"
Конспект урока русского языкапо теме: «Сочинительные союзы» 7 классЦель урока: формирование у учащихся представления о трех группах сочинительных союзов. Тип урока: изучение...
- Мне нравится (1)
