Комплексный анализ текста. Рассказ В.П. Астафьева «Мёртвый таймень»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Смирнова Елена Юрьевна

Урок развития речи в 9 классе

 

Тема: Комплексный анализ текста. Рассказ В.П. Астафьева «Мёртвый таймень»

 

Цель урока: Используя различные виды чтения, отработать навык анализа художественного текста, подготовить к написанию сочинения в формате ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 9 классе

Тема: Комплексный анализ текста. Рассказ В.П. Астафьева «Мёртвый таймень»

Цель урока: Используя различные виды чтения, отработать навык анализа художественного текста, подготовить к написанию сочинения в формате ОГЭ.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация.

Создание проблемной ситуации (1 слайд. Эпиграф)

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу — прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

                                                              Станислав Куняев.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выразительно читает:

- Какие слова в эпиграфе являются ключевыми? Почему?

- Как вы понимаете смысл высказывания?

- Почему это высказывание взято в качестве эпиграфа к уроку

Прошу. Прислушайся. Не убей. Не губи. Пощади. Это глаголы в повелительном наклонении, которые побуждают к действию.

Автор с пониманием относится к преобразованиям, но призывает бережно относиться к живой природе.

Наверное, в предложенном для анализа тексте будет говориться о безответственном отношении к природным богатствам.

III. Актуализация знаний.

Называется тема и цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сколько предложений в тексте?

- Всего шесть предложений, но он принадлежит известному автору, вспомните, что вам известно о В.П. Астафьеве.

 (2 слайд)

- Текст небольшой по объёму. но чтобы все было понятно ,я попрошу обратить внимание на лексический комментарий к тексту.

(3 слайд)

Подготовленный ученик читает текст Виктора Астафьева «Мертвый таймень»

(Ознакомительное чтение)

6

Знакомит с краткой биографической справкой.

IV. Формирование новых знаний.

В тетрадях записывают тему урока. Каждый получает распечатанный текст и схему анализа текста. (Смотри приложение).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Какое впечатление произвел на вас текст?

-Что заключено в названии? Тема или идея?

(4, 5, 6 слайды виды природы)

- Какова же идея данного текста?

- Зачем автор рассказывает нам об этом?

-Прочитайте первое предложение, какое впечатление оно производит?

-Что случилось с речным богатырем?

-Кто или что виной этому?. Найдите в тексте подтверждения.

Определите проблему этого  текста (проблема — это вопрос, который волнует автора)

(Самостоятельное просмотровое чтение.)

Возникает чувство грусти от того, что произошло.

Тема: т.к это то, о чем рассказывается в тексте. Рассказ о смерти огромного тайменя, - возможно, последнего из тех, что когда-то обитали в Енисее, пока на нем не построили гидроэлектростанцию.

(Изучающие чтение. )

(хряпнуло брёвнами, оглушило речного красавца)

Гидростроители, лесовозная баржа. т.е грубая деятельность человека, вмешивающаяся в жизнь природы, нарушая ее гармонию.

Таким образом, автор пробуждает ответственность за содеянное. Это и есть идея.

Автор затрагивает проблему экологии. Он показывает жестокое отношение людей к окружающей среде. Своими действиями мы невольно уничтожаем ее.

V. Первичное закрепление и проговаривание вслух.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Перечитайте текст (Поисковое чтение) (7 слайд).

Определите, какие средства выразительности

использует автор. Таким образом вы определите авторскую позицию.(Авторская позиция-  это ответ на вопрос, поставленный в тексте.)

Дается задание по группам. (1 группа. Найти синтаксические средства выразительности, объяснить их роль в тексте. 2 группа. Найти лексические средства выразительности, объяснить их роль в тексте. Один ученик делает разбор предложения из текста (1) у доски.

Проверяет работу на доске.

Выслушивает ответы учеников.

 

Делает вывод.

Таким образом, средства выразительности

помогли выявить авторскую позицию.

Астафьев напоминает нам о том, что человек-

часть природы. И нам нужно совсем немного:

просто сохранить то, что имеем. Своим рас-

сказом писатель убеждает,что для него критерием человечности в людях является их

 отношение к природе.

-Определите тип и стиль текста.

                                 

                                 (Слайд 8)

Вывод учителя. К сожалению, борьба «царя природы» с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. Но нет ответа на вопрос: где этому конец?…

(слайд 9, 10)

1 группа. Автор использует инверсию- обратный порядок слов, ставя глаголы-сказуемые перед существительным-подлежащим: плавал таймень, пришел таймень, смахнули гидростроители.

  Инверсия способствует выражению мысли,

акцентируя внимание на важных, с точки зре-

ния автора, словах и фразах. Усиливает

действенность речи.

  Используя односоставные предложения с

одним главным членом, выраженным безличным глаголом: хряпнуло, оглушило,

автор обращает внимание на важность действия.

   Парцелляция: Забылся в

охоте таймень. Увлекся. Повышается значимость отдельной части высказывания.

2 группа. Из лексических средств выразительности используются эпитеты, при

помощи которых автор выражает восхищение

необычным тайменем: огромный таймень,

речной красавец, речной богатырь.

  Использование экспрессивной лексики

(смахнули, колымага, хряпнуло, оглушило,

глупого) показывает, что автор осуждает эти

действия и дает отрицательную оценку происходящему.

Повествование, так как рассказывается о действиях и событиях в определённом порядке. Мы узнаём, что произошло.

Стиль художественный, т.к автор воздействует на читателя с помощью образов и картин. В центре образ рыбы, как известно,       рыба — существо, лишенное слова, что позволяет ей безмолвно вопрошать «молчаливым голосом совести».

VI. Самостоятельная работа.

Создание собственного речевого высказывания на основе эпиграфа и проанализированного текста.

(11 слайд)

Задание: Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте и затронутой в эпиграфе, ответив на вопрос: Что необходимо предпринять, чтобы сохранить природу? (2-3 предложения)

VII. Включение в систему знаний и обобщение.

Предлагает зачитать для обсуждения тексты.              Зачитывают и обсуждают написанные    

                                                                                          тексты.                                

VIII. Выполнение тестов по синтаксису, орфографии, пунктуации в формате ОГЭ

(Смотри приложение).

IX.  Рефлексия.

Подведение итогов урока.

-Чему мы сегодня научились?                                 - Вдумчиво читать              

Заключительное слово учителя

- Некоторые из вас не любят читать, потому что… не умеют. Не умеют не в смысле техники чтения, то есть самого процесса, когда буквы складываются в слова, а в другом, высоком смысле этого слова. Настоящий Читатель понимает язык, которым «разговаривает» с ним художественный текст, то есть видит сигналы, которые тот ему посылает, и умеет эти сигналы улавливать и объяснять. Видеть гармонию, восхищаться, удивляться, смеяться и плакать над страницами книги, познавать мир и себя — всему этому можно научиться, хотя это и трудно. Но необходимо, т.к именно в книгах мы находим ответы на многие вопросы и добрые советы.

(Чтение учеником стихотворения)

Эдуард Асадов “В мире столько всяческого зла…”

В мире столько всяческого зла,-

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед ни натворил –

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьёзно

В зле, что ты когда-то совершил.

 

X. Домашнее задание. Выставление оценок.

( 12 слайд)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Экспрессивно-просторечные слова обладают образностью, способны выражать оценку и нередко содержат дополнительный смысловой оттенок»

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Приложение 1

Мёртвый таймень

1)Меж бревен вверх брюхом плавал по Енисею огромный таймень, и замусренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины.

2)По древнему зову пришел таймень осенью к тому месту, где был Манский бык, который безо всякой надобности смахнули гидростроители, стал за камни — ближе к живым донным ключам.

3)Весной таймень начал пасти стаю ельцов, выедая тех, что больны и ослаблены.

4)Забылся в охоте таймень.

5)Увлекся.

6)А возле займища в Овсянскую запань разгружалась железная лесовозная баржа — колымага, разом обрушив в воду весь лесной груз тонн в семьдесят весом, и, как глупого мелкого ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может, последнего из тех речных богатырей, что стояли веками за Манским быком зимней порой в холодной, тихой яме и украшали жизнь реки, продляя богатырский таймеиный род, разжигали рыбачью удаль и страсть.

В.П. Астафьев

Лексический комментарий.

     /

Мана. - Река в горах Южной Сибири, правый приток Енисея, 475 километров.

           /

Таймень. - Род рыб семейства лососей. Длина до 1,5 метров,весом до 60 килограммов.

Бык.  - Промежуточная опора моста или гидротехнического сооружения.

    /

Займище. -  Прибрежная полоса,затопляемая при разливе.

   /

Запонь. (специальное). - Ограждение на воде для хранения и сортировки леса, плавучая преграда поперёк реки.

    /

Баржа.   - Грузовое судно,обычно плоскодонное.

             /

Колымага.  (разговорное).  - Тяжёлая, громоздкая неуклюжая повозка.

План анализа текста.

1.        Прочитайте  текст.

2.        Уточните лексическое значение незнакомых слов.

3.        Определите тему, идею, проблему.

4.        Определите авторскую позицию, охарактеризуйте средства выразительности.

5.        Определите тип, стиль текста, назовите  признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.

6.        Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.      


Приложение 2

Выполните тестовые задания

1. Из  предложений 4-6 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -з-с следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква з».

______________________________

2. Из предложения 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

______________________________

3. Из предложения 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение»

______________________________

4. Замените слово экспрессивной лексики «смахнули» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.

______________________________

5. Замените словосочетание «замусоренная вода» в предложении 1, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

______________________________

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

__________

7. Из предложений 2-4 выпишите составное глагольное сказуемое.

______________________________

8. Из предложений 1-5 выберите предложение с обособленным обстоятельством. Укажите его номер.

__________

9. Из предложения 1-5 выберите сложное, союзное, сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

__________

10. Из предложений 1-5 выберите сложное, союзное, сложноподчиненное предложение(я). Укажите его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Урок русского языка в 10 классе Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» (по Сингапурской системе)

2016 г.Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.Задачи: показать, как языковые средств...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...