Мастер-класс "Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности"
методическая разработка по русскому языку на тему
Данная работа предствляет собой конспект-презентацию мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС «Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности»
Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда остается читателем, поэтому должен не только усваивать содержание текста , но и находить нужную информацию, осмысливать ее и правильно объяснять. К примеру, даже в одном предложении может содержаться большой объем информации.
СЛАЙД
-А теперь внимание на экран. Что вы видите на экране?
-А что это? (записка)
-Как вы думаете, кому адресована эта записка?(Соседу, другу)
-От кого она?(от человека, который уезжает в отпуск, в командировку)
-О ком или о чем он пишет?(о собаке, кошке -о животном)
-Почему вы решили, что это животное?(Есть слово «прокорм», которое употребляется по отношению к животному)
-А как вы понимаете фразу «Легка на прокорм, хотя и объесть может?» (Это небольшое животное, которого легко прокормить. Но если не проконтролировать, то может переесть, так как животное- бессознательное существо)
-А что значит «не зловредна?» ( не причинит никому вреда)
СЛАЙД
Учитель: Дело в том, что это фрагмент рассказа В.П.Астафьева «Записка» из книги «Затеси». Давайте определим значение этого слова. Затесь- стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его таежники, чтобы не сбиться с пути.
Астафьев назвал свои рассказы- миниатюры «Затеси»- зарубки в сердце. Появляется перенос значения -метафора. СЛАЙД 3
СЛАЙД
А теперь предлагаю вам прочитать полный текст этого рассказа…
«На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
-Что вы испытали?( негодование, ужас, потрясение)
-Почему? (Родной сынок оставил собственную мать на вокзале.)
ВЫВОД: Мы думали, что речь идет о животном. Но здесь сын приравнял свою мать к животному. Заботливый хозяин на наших глазах превратился в нелюдь.)
-А какое слово в рассказе является самым «страшным»? (забыл)
-А что говорится о матери? Какими словами автор характеризует ее? (Неграмотная, собственная, изношенная в работе. Т.е., автор употребляет прилагательные, которые определяют ее человеческие качества)
СЛАЙД
Учитель: А теперь я хочу взять на себя смелость поправить Астафьева- заменить с/с «собственную мать» на «родную маму». Я считаю, что собственностью могут быть материальные ценности, имущество, которые можно продать, обменять, подарить. А слово «мать» звучит более нейтрально, обозначает любую женщину по отношению к своим детям. На мой взгляд, с/с «родная мама» звучало бы более трагично. Оно сближает, очеловечивает нашу героиню.
СЛАЙД
Учитель: В записке сын характеризует свою мать, больше опираясь на ее потребности в еде. И здесь я вспоминаю одного персонажа, который любил вкусно поесть. Итак, перед вами отрывок из текста Давайте проследим по тексту, какие блюда съел этот персонаж за короткое время. Чтобы сэкономить время, я заранее в тексте выделила эти продукты .
Узнали его по еде? Это Чичиков Павел Иванович из «Мертвых душ» Гоголя.
1 ЗАДАНИЕ фокус-группе.
Свяжите этот список продуктов с характером Чичикова и сделайте вывод. Чтобы вам было легче, я выписала из «Мертвых душ» цитаты о личности и характере Чичикова.
Учитель:
Гоголь является мастером художественной детали. Работа с художественной деталью текста наряду с антиципацией является одним из приемов смыслового чтения. Тема моего мастер- класса «Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности». По мнению В.А.Сухомлинского, «кто не умеет читать, тот не умеет мыслить».
Цель смыслового чтения -максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение – это путь к самовоспитанию через анализ поведения, поступков, мыслей героев произведений.
Учитель:
Коллеги ,что у вас получилось?(обжора, Действительно, у Чичикова отменный аппетит. Он любит вкусно и много поесть. Любит комфорт. Больше думает о своем желудке, очень любит себя. Эти блюда характеризуют его, как человека, думающего только о своих удовольствиях, ради которых он готов идти на разные махинации.)
2 Задание фокус-группе
Вернемся к нашей героине. А теперь попробуйте сами составить меню матери. Чем питалась она? Что входило в «прокорм» матери?
( черный хлеб, капуста, колотый сахар, картошечка, репа, свекла)
Ответы фокус-группы
Вывод: Это очень скудный список продуктов. Мать питается простыми продуктами, из огорода, без изыска. Еда для нее не самое главное в жизни.
Слайд……
Учитель: Еще один момент, уважаемые коллеги. Я немного слукавила, сказав вам, что это полный текст рассказа «Записка». Нет, рассказ не завершен. Остались еще 2 предложения.
3 Задание фокус-группе. Коллеги, вам творческое задание -напишите концовку рассказа. Как бы вы поступили с сыном этой матери?
СЛАЙД
А авторская позиция следующая (ЧИТАЮ текст КОНЦОВКИ )
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Астафьев поступает жестко, но правильно с сыном, который определил будущее своей мамы в качестве сторожихи, няньки или домработницы.
ЗАДАНИЕ Фокус-группе.
А представим, что в кармане выходной жакетки матери сын найдет удостоверение ветерана. Как изменится судьба матери?
Фокус-группа
( Есть возможность получить квартиру, большую пенсию. Сын вынужден будет изменить свое отношение к матери.)
Слайд
Учитель. Таким образом, сынок становится похожим на одного из героев рассказа Чехова» Хамелеон». Хамелеонство-это социальное зло современности, которое порождает бессердечие, жестокость, равнодушие. Осмысленно читая произведение, человек сопоставляет поступки героев с реальностью и делает для себя нравственные выводы.
(стих «Тяжелый грех» выучить)
Тяжелы грех мы на душу берем,
Когда родителей по жизни забываем.
Уйдут они - назад их не вернем,
И никогда себя не оправдаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-604869-1540723006.jpg)
Смысловое чтение как основа формирования познавательных УУД на уроках естествознания в 5 классе
Согласно новому стандарту образования, умение работать с информацией и смысловое чтение входят в число общеучебных познавательных действий. В статье рассказывается о приёмах организации работы по форм...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950762-1506023933.jpg)
«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)
Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.Актуальность проблемы смыслового чтения с одной стороны обусловлена требован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956672-1507634421.jpg)
Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности
Данная работа представляет собой конспект -презентацию мастер-класса по теме "Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158404-1354722666.jpg)
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-49442-1585039982.jpg)
Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов
Сообщение. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетентности. Единицей информа...