Карточки для уроков русского языка
тренажёр по русскому языку на тему

Догадина Ольга Владимировна

Карточки для уроков русского языка 5,6,8 классов. Могут быть полезны на уроке при проверке усвоения учебного материала, а также для индивидуальной работы с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     5 класс

              Узнавание однокоренных слов.

Определите, какое слово из другого ряда однокоренных слов. Запишите ряды однокоренных слов.

  1. Аварийный, заваривать, авария, безаварийный, аварийность.
  2. Гараж, гаражный, пригаражный, огораживать, гаражно-строительный, ограждать.
  3. Почта, почтальон, почтамт, почтовый, почтенный.
  4. Смешить, смешать, смешной, высмеять, рассмешить.
  5. Сторожевой, сторожить, старожил, сторожиха, посторожить.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Запишите, вставьте пропущенные буквы.

Отв..рить дверь – отв..рить картошку, прим..рять платье – прим..рить друзей, посв..тить фонарём – посв..тить стихи маме, разв..ваться быстро – разв..ваться на ветру, с..деть с горя – с..деть на стуле, почётный ст..рожил – ст..рожил дом, ум..лять заслуги – ум..лять о помощи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Запишите, в скобках укажите проверочное слово.

Вес..ник, гиган..ский, грус..ный, доблес..ный, извес..ность, окрес..ность, ненас..ный, ус..ный, праз..новать, свис..нуть, трос..ник, хлес..нуть, чес..ный,  мес..ность.

__________________________________________________________________________________

Вариант I.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Запишите, вставьте, где нужно, непроизносимую согласную букву, в скобках укажите проверочное слово.

Аген..ство Аэрофлота, ужас..ный вид, широкие пас..бища, интерес..ный собеседник, редкос..ный экспонат, прекрас..ный человек, гиган..ское строительство, чу..ствовать запах, уча..ствовать в митинге, ненас..ный день.

__________________________________________________________________________________

Вариант II.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Запишите, вставьте, где нужно, непроизносимую согласную букву, в скобках укажите проверочное слово.

Кризис..ная ситуация, мес..ное руководство, опас..ное путешествие, совес..но признаться, жизнерадос..ный человек, прелес..ный ребёнок, хрус..нуть веткой, хлес..нуть кнутом, глядеть завис..ливо, учас..ники экспедиции.

_________________________________________________________________________________  

Буквы и, у, а после шипящих

Запишите, вставьте пропущенные буквы.

маш..на                                         щ..вель                             вещ..ми

верш..на                                        ч..гун                               прищ..рить

брош..ра                                        ч..чело                             ч..деса

параш..т                                        ч..йка                               ж..ри

отч..яние                                       снеж..нки                        ч..сы

обещ..ние                                      пуш..нки                         рощ.ми

клещ..ми                                       ч..вством                         оч..рование

Буквы и, у, а после шипящих

Запишите словосочетания.

Прищ..рить глаз, фарфоровый ч..йник, ч..десный вечер, сменить ш..ны, поч..вствовать недомогание, решение ж..ри, интересная брош..ра, сш..ть костюм, прыгать с параш..том, дощ..тая перегородка, веснушч..тое лицо, беспощ..дный враг, аж..рные ч..лки, зач..хнуть без воды, страшный транж..ра, ож..вление в зале.

_____________________________________________________________________________________

Разделительные Ъ и Ь

Запишите словосочетания, вставьте, где нужно, разделительные Ъ или Ь.

С..едобный гриб, об..явить благодарность, с..ёмный инструмент, строительный об..ект, нян..чить внука, найти из..ян, медвеж..я берлога, встретиться с друз..ями, третий под..езд, взять интерв..ю., новейший комп..ютер, без..ядерная зона.

_____________________________________________________________________________________

Понятие о тексте

Прочитайте две записи. Какую из них можно назвать текстом? Докажите это.

Маленькая льдинка быстро плыла по реке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Понятие о тексте

Из данных предложений составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте и запишите. С чем здесь сравнивается солнце?

Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним селом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Синтаксис.Пунктуация.

Предложение

Определите границы предложений. Запишите, ставя в конце предложения нужный знак препинания, подчеркните основы предложений.

Пришла осенняя п..ра ненас..ная погода вчера подул х..лодный ветер он срыва..т листья с д..ревьев и разнос..т их по роще, по дорогам ул..тают последние птицы вчера ул..тели грачи перед отлётом они долго с криком реяли над рощей на рассвете грачи пос..дели на берёзках, поднялись и пропали а у нас по..вились зимние гости вот на берёзе с..дят чижи, щеглы они клюют с..мена берёзы и ольхи красногрудые сн..гири устроились на рябине и клюют ягоды гости будут всюду искать себе пищу.

(По Г.Скребицкому.)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Синтаксис.Пунктуация.

Предложения с обращениями

Выпишите побудительные предложения с обращениями, расставьте знаки препинания, составьте схемы этих предложений.

Сладко спи моя красавица. Сладко спит моя красавица. Ребята пошли на речку купаться. Ребята пойдём на речку купаться. Звенят ручьи отрадные, звенят леса прохладные. Звените леса отрадные, звените леса прохладные. Вейся лёгкий ветерок по всему саду. Веется лёгкий ветерок по всему саду. Над степью Алтая высокие звёзды сверкайте. Над степью Алтая высокие звёзды сверкают.

6 класс Простые и составные числительные.

  • Запишите словами, найдите третье лишнее.
  1. 12, 25, 16.
  2. 36, 13, 17.
  3. 18, 44, 11.
  4. 5, 10, 88.

___________________________________________________________________________________

  • Подчеркните простые числительные одной чертой, составные – двумя.

50, 11, 400, 274, 600, 27, 19, 10, 3000, 49.

  • Запишите словами одно простое и одно составное числительное.

_____________________________________________________________________________________

Использование числительных в речи.

  • Составьте словосочетания «числ. + сущ.». Проследите, в каком падеже и числе употребляется существительное, если числительное стоит в именительном падеже.
  1. Один (директор) – пять (директор), два (профессор) – шесть (профессор), три (месяц) – семь (месяц), четыре (инженер) – семь (инженер).
  2. Одиннадцать (шофёр), один (исследователь), тысяча семьсот (солдат), шесть (носок), девять (чулок), семь (яблоко), восемь (помидор), десять (мандарин), пятьдесят два (тренер), пятьсот мил(?)онов (человек), (пол)мил(?)иарда (килограмм).

____________________________________________________________________________________

Ь на конце и в середине числительных.

  • Спишите, заменяя цифры словами и вставляя, где нужно, ь. Объясните правописание числительных (графически).

1.В завтрашней программе телепередач(?) 5 художественных фил(?)мов. 2. На дач(?)ном участке растёт 9 яблон(?). 3. Население района составляет 19 тысяч(?) человек. 4. В соревновании приняли участие 80 велогон(?)щиков. 5. 700 угол(?)щиков спустились сегодня в шахты. 6. В городском зоопарке 11 клеток с хищ(?)никами. 7. 6 отлич(?)ников учатся в нашем классе.

  • Подберите синонимы к выделенному слову.

_____________________________________________________________________________________

  • Выпишите числительные в два столбика: с ь знаком на конце и в середине.

О картофеле.

Для посадки картофеля отбирают средние клубни весом 60 – 80 граммов. Клубни проращивают в светлом помещении 30 – 40 дней при температуре 12 – 16 градусов. Потом клубни сажают на глубину 6 – 10 сантиметров, располагают рядами на расстоянии 70 – 80 сантиметров ряд от ряда и растение от растения.

______________________________________________________________________________________

  • Запишите словами, найдите третье лишнее.
  1. 50, 15, 500.
  2. 60, 16, 600.
  3. 70, 7, 700.
  4. 80, 8, 800.

_______________________________________________________________________________________

Разряды количественных числительных.

  • Напишите прописью числа и цифровые обозначения. Над числительными, обозначающими целые числа, надпишите букву ц, над дробными – д, над собирательными – с.

2 девочки; 8; 11; 34-й; 79-го; 888; 4 мальчиков; в 1050-м; 7 суток; 5⅞; ⅔; 100; 327-му; 68; ⅓.

                                                                                                                                                                               

  • Рассмотрите распределение числительных по группам и исправьте ошибки, затем вначале устно, а потом письменно расскажите о разрядах количественных числительных, иллюстрируя своими примерами. В каком стиле речи вы будете излагать?

Числительные, обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные

Пять уроков

Семнадцать градусов

Сорок книг

Двое друзей

Две трети  участка

Тридцать яблонь

Одна шестая посева

Шесть сотых сада

Двое суток

Трое юношей

Семеро солдат

Одна шестая пути

______________________________________________________________________________________

  • Запишите словами приведённые ниже записи, а затем образуйте сложные прилагательные. Составьте со сложными прилагательными словосочетания.

20 граммов – ..., ..., … .

1,5 килограмма – ..., ..., … .

3 часа – …, …, … .

4 километра – …, …, … .

8 литров – …, …, … .

11 метров – …, …, … .

21 минута – …, …, … .

38 дней – …, …, … .

2500 лет – …, …, … .

______________________________________________________________________________________

Числительные, обозначающие целые числа.

  • Прочитайте, затем спишите, заменяя цифры словами и указывая над числительным падеж.

Самая дорогая буква в России до революции была буква «ер» (ъ). В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на каждой странице эта буква встречалась не менее 54 – 55 раз. На 2080 страницах романа она повторялась более 110 тысяч раз. Количество страниц, которое уходило за один год во всех печатных изданиях на букву «ер», равнялось 8 500 000. Вместо этого можно было напечатать десятки тысяч хороших книг, которых тогда не хватало.

_____________________________________________________________________________________

  • Определите значение фразеологического оборота в предложении.

Матрос одним махом перепрыгнул через высокую крышку люка. (В.Катаев)

  • Подберите фразеологические обороты с этим же числительным. Составьте предложения с ними и запишите их.

_____________________________________________________________________________________

  • Найдите «третье лишнее».
  1. Один, одиночка, одиночество.
  2. Пять, пятёрка, пятерня.
  3. Четырёхугольник, четыре, четвёрка.
  4. Троеборье, три, тройка.

_______________________________________________________________________________________

  • Прочитайте, чётко выговаривая числительное, затем спишите, заменяя числа словами и указывая падеж.

Штангисты разделены по весовым категориям: наилегчайший (собственный вес спортсмена до 52 килограммов); легчайший (до 56 килограммов); полулёгкий (до 60 килограммов); лёгкий (до 67,5 килограммов); полусредний (до 75 килограммов); полутяжёлый (до 90 килограммов); первый тяжёлый (до 110 килограммов); второй тяжёлый (свыше 110 килограммов).

Карточки-задания по теме «Односоставные предложения». 8 кл.

Назывные предложения.

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Есть ли в тексте назывные предложения? Чем является выделенное слово? Выделите грамматические основы предложений. Укажите тип сказуемых.

Ме(с, ст)ность ровная, видно далеко. Небо лёгкое и такое просторное и глубокое. Солнце св..ркает( с)боку, и дорога, уката(н, нн)ая после дождей телегами, замаслилась и бл..стит, как рельсы. Вокруг ра(з, с)кид..ваются ш..рокими косяками свеж..е, (пышно) зелёные озими. Взов(ъ, ь)ётся откуда(нибудь) ястребок в прозрачном воздух.. и замрёт на одном месте, трепеща острыми крылышками. А в я(с, ст)ную даль уб..гают ч..тко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебря(н, нн)ые струны, ск..льзят по склону я(с, ст)ного неба. На них с..дят кобчики, – совсем  ч..рные знач(?)ки на нотной бумаге.

(По И.Бунину.)

______________________________________________________________________________

  Задание. 

Составьте небольшие описания на одну из следующих тем, используя назывные     предложения:

  1. Портрет.
  2. Вид из окна моего дома.
  3. Город, в котором я живу.
  4. Экскурсия.

_______________________________________________________________________________________

Задание. Спишите. Выделите в данных текстах односоставные назывные предложения.

  1. Зазимок, первый снег! Борзых нет, охотиться в ноябре не с чем; но наступает зима, начинается «работа» с гончими. (И.Бунин.)

  1. И вот ещё запах: в саду – костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. В темноте, в глубине сада… пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком…  (И.Бунин.)

  1. Полная тишина, безлюдье и белый снег, переходящий в неведомую и невидимую даль. Мы знаем только, что цель нашего пути – Лефортово… (В.Гиляровский.)

  1. Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерёшь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. (В.Астафьев.)

  1. Чуть не каждый день идёт снег. Люди расчистят дорожки, натопчут, наследят, а он опять пойдёт и всё завалит пуховыми подушками. Белые колпаки на столбиках заборов. Толстые белые гусеницы на ветвях. Круглые снежки в развилках ветвей. (В.Панова.)

  1. Легко и прохладно после струящейся белой жары дня. Я ухожу в барханы, но оглядываюсь на светлое пятнышко своей палатки, которая утонула в дымных кустах. Тишина. Голубые пески. Нездешний, удивительный мир. Мир далёкой планеты. (Н.Сладков.)

  1. Я включаю фонарь и иду в темноту. Лучик света скользит по песку и щебню. Ба! На небе звёзды! Зелёные изумруды! Целая пригоршня – восемь штук! Это глаза паука-тарантула. Не пожалела природа на паука глаз. Их восемь, и все светятся! (Н.Сладков.)  

          ___________________________________________________________________________

Задание. Рассмотрите картину В.М.Васнецова «Алёнушка» или картину И.И.Левитана «Март». Составьте 2-3 варианта начала сочинения по картине, используя назывные предложения.

Образец: 1. Вечер. Сгустились сумерки, над озером нависли густые тучи. 2. Лесное озеро.

У воды на камне сидит девушка с нежным и печальным лицом.

_____________________________________________________________________________

Задание. Вспомните и запишите примеры 8 – 10 пословиц в форме односоставных

и двусоставных предложений.

______________________________________________________________________________

Задание. Дать синтаксическую характеристику текста.

«Три бедствия  есть у человека: смерть, старость и плохие дети», – говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как от огня. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей. (В.А.Сухомлинский.)

  • На примере выделенного предложения назовите признаки, по которым односоставные предложения следует отличать от двусоставных.

______________________________________________________________________________

Задание. Определить цель высказывания  и состав выделенных предложений.

  1. Поздняя осень.

Грачи улетели.

Лес обнажился,

Поля опустели. (Н.А.Некрасов.)

  1. Осень поздняя.

Небо открытое.

И леса сквозят тишиной. (А.Блок.)

_____________________________________________________________________________

Задание. Сравнить попарно данные предложения и указать, чем они отличаются друг от друга.

  1. Туман – обычное для осени явление.  – Туман, обычное для осени явление, заполнил все ложбины.
  2. Искры, напоминавшие огненную метель, поднимались в небо.  – Напоминавшие огненную метель искры поднимались в небо.

______________________________________________________________________________

Задание. Определить тип предложений. Разобрать главный член каждого предложения.

Раннее утро. Бело-жёлтая, зеленоватая бескрайняя пустыня с проблесками свинцовой    воды…

Песок. Песок, грязь, тина, островки жухлой травы, полосы мелкой воды. Гнилое море.

Ничего живого. Редко покажется птица, просвистит по песку ветер, а так всё тишина, пустыня.  (В.Ежов.)

________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

100 карточек-заданий на тему "Нравственное воспитание на уроках русского языка"

Карточки-задания представляют собой дидактический материал, который можно использовать на уроках для индивидуальной работы. На тему нравственного воспитания подобраны тексты, высказывания известных лю...

Карточки к уроку русского языка в 11 классе "Сложное предложение"

Карточки с заданиями к уроку-практикуму русского языка в 11 классе....

Карточки к уроку русского языка в 6 классе

Карточки к уроку русского языка в 6 классе...

Карточки к урокам русского языка по теме "Наречие"

Индивидуальные задания по теме "Наречие". 7 класс....

Развивающая карточка к уроку русского языка в 6 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Развивающая карточка к уроку русского языка в 6 классе  "Имя прилагательное как часть речи"...

Визитная карточка урока русского языка с применением проблемного обучения

Визитная карточка урока русского языка с применением проблемного обучения...