Технологическая карта урока "Правописание приставок пре-при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока: 
 Образовательные:

- выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

- формировать навык написания приставок пре-/ при-;

- развить умение формулировать определение понятий;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

 Развивающие:

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему;

- развитие коммуникативных УУД.

 

 Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;   

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

 

Планируемые результаты: 

Личностные:

1.     Уважительное отношение к родному языку.

2.     Стремление к речевому самосовершенствованию.

3.     Пополнение словарного запаса.

4.     Способность к самооценке на основе критерия успешности.

 

Метапредметные: 
1.        Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 
2.         Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

 

Предметные:

1.        Развитие творческой самостоятельности. 

2.       Владение разными видами речевой деятельности. 

3.       Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4.       Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

5.       Проведение морфемного анализа слов. 

 

Оборудование: мультимедийный проектор, конверты с дидактическим материалом.

Технология: естественного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_rus_yaz_6_klass.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

в 6 классе по теме «Правописание приставок ПРЕ- ПРИ-»

Выполнила:  Таранова О.В., учитель русского языка и литературы  

                       МКОУ «Дерезовская  СОШ имени Героя  Советского Союза Василия Прокатова»

                       

                (По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян )

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Тема. Правописание приставок -пре- и -при-.

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
 Образовательные: 

- выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

- формировать навык написания приставок пре-/ при-;

- развить умение формулировать определение понятий;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

 Развивающие: 

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему;

- развитие коммуникативных УУД.

 Воспитательные: 

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;    

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные:

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Пополнение словарного запаса.
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1.        Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 
2.         Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные: 

1.        Развитие творческой самостоятельности. 

2.       Владение разными видами речевой деятельности. 

3.       Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4.       Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

5.       Проведение морфемного анализа слов. 

Оборудование: мультимедийный проектор, конверты с дидактическим материалом.

Технология: естественного обучения.

Риски: может не хватить времени при групповой работе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация. Актуализация знаний

Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе.

Работают в тетрадях.

Записывают ответ

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос

Самоопределение(Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

Логические действия (П)

        2.Формирование новых знаний

Создание проблемной ситуации Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания

(на экране и у  каждого на карточке записан текст с пропусками букв И и Е в приставках).

Записывает дату и тему урока на доске.

Просит записать тему урока.

Создаёт ситуацию успеха.

Самостоятельное чтение текста

(приложение 1).

Формулируют тему урока и ставят цель.

Работают в тетрадях.

Записывают дату и тему урока.

.

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ( К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Самоопределение(Л)

3.Открытие новых знаний.

Самостоятельная работа  учащихся по карточкам с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону.

Работа в парах

Работа в группах

Даёт указания по выполнению работы по алгоритму

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Формирует группы по степени трудности выбранного учащимися задания.

( карточка с красным заголовком – трудное зад.;

карточка с зелёным заголовком – средней трудности;

карточка с синим заголовком – простое)

Знакомство с алгоритмом работы

(у каждого карточка, см. приложение 2.).

Карточка №1.( приложение 3)

Работают с текстом, заполняют таблицу в карточке.

Взаимопроверка ( в случае затруднения, свериться с карточкой-ответом)

Карточка №2.

  1. Учимся применять правило. Находят четвёртое лишнее и устно объясняют соседу почему.
  2. Заполнить таблицу: распределить словосочетания по значению приставок.
  3. Заменяют словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ-, ПРИ-, определяют её значение.
  4. (самопроверка по карточке-ответу)

Карточка №3.

Дифференцированная работа с текстом

Выполнение работы по алгоритму (П)

Умение анализировать (Р)

Умение работать с текстом (Р, П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Умение применять правило (П)

Умение анализировать, сравнивать, обобщать (Р)

Умение формулировать, доказывать свою точку зрения (Р, П, К)

Умение классифицировать (П)

Работа в парах (К)

Развитие творческой самостоятельности (П, Л)

Дифференцированные  (разноуровневые) задания (П, Л)

Самоопределение (Л)

4. Рефлексия

        Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Предлагает взять оценочный лист и оценить по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий. (заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)

        Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу, заполняют оценочный лист.

Рефлексия способов и условий действий (П, Л, К)

Контроль и оценка результатов деятельности (Р)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)(Л)

        5. Домашнее задание

Обращает внимание детей на последний пункт алгоритма.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированное домашнее задание (П, Л)

П – познавательные УУД,     Р – регулятивные УУД,        Л – личностные УУД,       К – коммуникативные УУД


Приложение 1.

Сказка.

 Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Домашнее задание: спиши, вставь пропущенные буквы. Если идея понравилась, продолжи сказку.

Приложение 2.

Алгоритм работы

1.Получив карточку № 1, прочитайте задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.

2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или  обсудите с соседом по парте.

3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.

4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются в парах. Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.

5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.

6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание. Объединитесь в группы по цвету заголовка карточки.

 Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.

7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.

8.Возьмите лист с  домашним заданием ( приложение №1, сказка). Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.

Приложение №3.

Карточка №1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье, 
Близость чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 
Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 


Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИклеить

ПРЕрвать

ПРИморский

 

 

ПРИгореть

 

 

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

Карточка-ответ

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

 

 

Неполное действие

ПРИгореть

 

 

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Найди  "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Карточка- ответ

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

2. Распределите словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.
  2. Задуматься на некоторое время.
  3. Участок около школы.  
  4. Гнаться за кем-нибудь.  
  5. Слегка задеть что-либо.
  6. Вызывающий восхищение, красивый.  
  7. Немного открыть окно.  
  8. Расположенный у дороги 
  9. Спуститься с неба на землю.  
  10. Очень длинный.

Карточка-ответ

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный). 
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 
  3. Участок около школы. (Пришкольный).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).
  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
  10. Очень длинный. (Предлинный).         

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческая работа. Задание дифференцированное.

Выбери одну карточку для работы.

Карточка с красным заголовком – трудная.

Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка с синим заголовком – простая.

 1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста.
(Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

 3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета) 

1.   Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Приложение 3.

Оценочный  лист

Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)

№ задания

баллы

Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или - )

примечания

Карточка №1

Продолжи фразу:

1.правило

Сегодня на уроке я понял(а) ……..

Карточка №2

1. 

2.

3.

Карточка №3

Запиши цвет карточки

Приложение 4.

Теоретический материал

Приставки пре-, при-. Правописание зависит от значения, которое они придают слову.

Приставка пре- пишется:

1. если употребляется в значении «очень, весьма»

 

 

 2. если ее можно заменить приставкой пере-

 

прекрасный – очень красивый

пребольшой – очень большой

 

 

прервать – перервать,

преломить – переломить

 

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

 

приблизиться, прибытие, приехавший

приклеенный, придавить, присоединение

пришкольный, приморье, прибрежный

присесть, приподняться

Приложение №5

Дополнительный материал

Запиши и запомни.

При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать.

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования

1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный.

2. Приближение: приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный.

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать.

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать.

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...