«Жизненный путь А. П. Чехова (1860-1904 г.г.)»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennyy_put_a._p._chehova._1860-1904_g._g.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе. 11 класс.

Разработала и провела Глазьева Ольга Николаевна, учитель первой квалификационной категории.

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»

Тема урока:   «Жизненный путь А. П. Чехова (1860-1904 г.г.)»

Цель урока:

-познакомить учащихся с биографией А. П. Чехова  

Задачи:

Образовательная: 

- совершенствовать навык беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения;

- совершенствовать умение анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы;

- расширять словарный запас учащихся

Коррекционно-развивающая:

- развивать и корригировать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать память, умение конспектировать, внимание, мышление;

- развивать познавательные способности учеников;

- продолжить работу над развитием речевой деятельности

Воспитательная:

- воспитывать интерес к изучаемой теме, желание  узнавать новое;

- воспитание любви к творчеству А. П. Чехова;

-  воспитывать любовь к родной литературе и языку, гордость за культурное наследие писателя.

Наглядность:  презентация, портрет А. П. Чехова, карточка №1, карточка №2, карточка №3, карточка №4,

Приемы и методы обучения: рассказ-беседа, ответы на вопросы, выборочное чтение, компьютерная презентация

ХОД   УРОКА:

1.Организация урока:

- приветствие учеников,

- проверка списка присутствующих,

- проверка готовности учеников к уроку

2. Повторение пройденной темы.

 Беседа по вопросам

1. Какое произведение мы изучали с вами на прошлом уроке?

(Сказку «Премудрый пескарь»)

2. Кто написал эту сказку?

(Сказку «Премудрый пескарь» написал М. Е. Салтыков-Щедрин)

3 . Работа над темой урока

Слово учителя

Ребята, я думаю, что вам будет интересно знать, что один,  тогда ещё начинающий литератор, А. П. Чехов, зачитывался сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким  уважением относился к творчеству великого писателя. Щедрин имел для Чехова огромное значение как писатель-гражданин, раскрывающий молодому литератору, как и многим другим современникам, глаза на общественную жизнь в стране. Можно сказать, что Салтыков - Щедрин был идейным наставником и учителем Чехова.

И сегодняшний урок будет посвящен А. П. Чехову. Мы рассмотрим его жизненный путь.

Слайд 1.     (Тема урока: «Жизненный путь

                      А. П. Чехова (1860-1904 г. г.)»)

Слово учителя

Запишите  число, тему урока.

В тетради мы также будем с вами записывать основные этапы жизненного пути А. П. Чехова.

Слайд 2.     (Портрет А. П. Чехова.)

Слайд 3.     (Дом, где родился А. П. Чехов.)

1 пункт плана: Детство А. П. Чехова.

Запись в тетрадь:

Слайд 4.    

 ( А. П. Чехов родился 17 января 1860 года в городе Таганроге.)

 Слово учителя.

Антон Павлович рос, когда крепостного права уже не существовало, но его традиции еще прочно держались в жизни. Родители пороли своих детей, а учителя грубо издевались над учениками. Также как и все поступал и отец Чехова. Всякое отступление от установленных в доме правил он жестоко наказывал детей.

Слайд 5.     (Родители А. П. Чехова.) 

А вот какими они были людьми, вы узнаете, прочитав карточки.

(Читает учитель, потом читают ученики.)

Карточка №1

Отец, Павел Егорович, был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, был хозяином мелочной лавки, пользовался общим уважением. Он сам выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Самым сильным увлечением отца был церковный хор, который он сам создал. Павел Егорович не был злым человеком, но постоянная нужда сделала его характер тяжёлым. Он часто порол своих детей, заставлял их часами выстаивать в церкви, и по очереди помогать  ему  торговать в лавке. Лавочка работала с 5 часов утра до 11 часов вечера, а дети ещё успевали учиться в гимназии и обучаться ремеслу.  

Слово учителя.

Вопросы:

- Как звали отца А. П. Чехова?

(Отца А. П. Чехова звали Павел Егорович Чехов.)

- Каким он был человеком?

(Павел Егорович Чехов был строгим. Характер у него был тяжелый.)

Карточка №2    

Мать, Евгения  Яковлевна,  прекрасная хозяйка, заботливая и любящая мать. Дети любили слушать рассказы матери. Она рассказывала им  о её детстве, о тяжести крепостного права. Учила своих детей с любовью, уважением и состраданием относиться к бедным, слабым людям, и, вообще, всем беззащитным существам: к маленьким птичкам, животным и даже сорванным цветам.  Евгения Яковлевна очень любила театр, хотя и посещала его нечасто.

Слово учителя.

Вопросы:

- Как звали мать А. П. Чехова?

(Евгения  Яковлевна Чехова.)

- Что вы о ней узнали?

(Евгения  Яковлевна Чехова очень любила своих детей. Она учила их быть добрыми, с любовью относиться к людям.)

Слово учителя.

Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь.

Слайд 6.     (Семья Чеховых.) 

Слово учителя.

Семейная фотография Чеховых 1874 г.

Сидят: Миша (брат), Маша (сестра), Павел Егорович, Евгения Яковлевна (родители), Людмила Павловна (тётя А.П. Чехова), Георгий (сын Л.П. Чеховой и М.Е. Чехова). Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр (братья), Митрофан Егорович Чехов (дядя).

Запись в тетрадь: 

Слайд 7.    

 (Семья у Чеховых была большая: пять братьев и одна сестра. Антон был третьим ребёнком.)

Слово учителя.

Режим дня у ребят был очень суровым. Прочитаем о том, как проходили дни в родительском доме.

(Читает учитель, потом читают ученики.)

Карточка №3

Антоша, ученик 1 класса, недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Отворяется дверь,  в комнату входит отец.

- Тово… - говорит Павел Егорович,- я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку  и смотри там  хорошенько.

-На завтра уроков много...

-Уроки выучишь в лавке. Ступай, да смотри там хорошенько…Скорее!.. Не копайся!  

  Антоша со злостью бросает перо,  захлопывает книгу, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто  и кожаные рваные калоши и идёт вслед за отцом в лавку.

   В лавке также холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придётся просидеть, по крайней мере, часа три. О латинском переводе нечего и думать. Завтра-единица, а потом - строгий нагоняй от отца за дурную отметку.

(Продолжаем читать о жизни детей в родительском доме.)

Карточка №4

Жизнь в семье Чеховых текла по заведенному порядку. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Несмотря на суровость отца, семья жила дружно. Когда выпадало свободное время, каждый занимался тем, к чему имел способности. Все дети в семье Чеховых были очень талантливые. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Утешением в семье была она, кроткая и любящая женщина.  Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Слово учителя.

Вопрос:

- Как проходили дни Антона в родительском доме?

(Антону приходилось работать в лавке, петь в церковном хоре.)

Запись в тетрадь. 

Слайд 8.  

  (После уроков Антон приходил к отцу и помогал торговать в холодной лавке до позднего вечера.)

Слово учителя.

Сначала Антоша Чехов учился в греческой школе в Таганроге.

В 8 лет, после двух лет учебы в школе,  поступает в Таганрогскую мужскую классическую гимназию.

Слайд 9.     (Учёба в гимназии.)

Слово учителя.

Среди педагогов гимназии выделялся учитель Закона Божьего Федор Покровский. Образованный и остроумный, он увлекал учащихся беседами о литературе. Покровский имел большое влияние на Чехова. Он заметил у своего ученика литературное дарование и старался развить его. Покровский вызывал Чехова к доске так: «Че-хон-те!» Странное прозвище так и осталось за Чеховым.

В гимназии Чехов увлекается литературой. Читал Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина…

 И ещё одно увлечение было у Антона. Это театр.    

Слайд 10.     (Театр в Таганроге.)

Слово учителя.

Чехову было тринадцать лет, когда он впервые попал в театр, смотрел спектакль «Прекрасная Елена».

С тех пор он  стал часто посещать таганрогский театр. Согласно правилам на посещение театра надо было спрашивать разрешение в гимназии. Однако Антоша и его товарищи частенько пренебрегали этими правилами, а для того, чтобы их не узнали, гримировались, надевали темные очки, привязывали себе бороды, надевали отцовские пиджаки. Приходили в театр рано, задолго до начала спектакля, чтобы, когда откроют вход, первыми ворваться в зал и занять лучшие места. Театр был для Чехова приобщением к культуре, творчеству, искусству.

Кроме городского театра, в жизни Чехова был другой театр – домашний. Антоша дома разыгрывает с братьями спектакли, сам пишет сценки, сказки в стихах.

2 пункт плана: Учёба в гимназии.  

Запись в тетрадь:

 Слайд 11.  

  (В восемь лет Антон поступил в гимназию. Там он увлекался     литературой, театром.)

Слово учителя.

В 16 лет Антон проходит первое испытание в своей жизни.
Отец Чехова, Павел Егорович так и не сумел стать  «настоящим» купцом. Он разорился и   вынужден был бежать в Москву. Вскоре туда же отправилась и вся семья, где их ждала полунищенская жизнь. В Таганроге остался один Антон; остался на целых три года - заканчивать гимназию. Эти трудные годы в жизни Чехова имели очень важное, если не решающее значение. Под гнетом нужды и потерь как-то незаметно прошла юность и настала пора взрослых решений. Для того чтобы выжить одному в Таганроге Чехов идет работать, зарабатывает себе на жизнь и  учёбу. А  ещё  высылает небольшие денежные переводы семье в Москву.

Окончил гимназию Антон Чехов со следующими оценками:

  три 5, три 4 и четыре 3. 

Слайд 12.     (А. П. Чехов после получения аттестата зрелости.)

Слово учителя.

После окончания гимназии в 1879 году Чехов приехал в Москву. Здесь он поступил в Московский университет на медицинский факультет.

Слайд 13.     (Учеба в Московском университете.)

Слово учителя.

Во время учебы в Московском  университете Антон Павлович Чехов  начинает писать  маленькие смешные рассказы, которые регулярно публикуются на страницах популярных тогда журналов «Осколки», «Будильник», «Стрекоза».

Слайд 14.     (Обложки  журналов.)

Слово учителя.

Деньги, которые он получал за своё творчество, были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее – жили в постоянной нужде.

В семье Чеховых жила легенда о том, как Антон напечатал свой первый рассказ, чтобы купить матери именинный пирог.

3 пункт плана:  Учеба в Московском университете.

Запись в тетрадь:

Слайд 15.    

 (В 1879 году Чехов поступил в Московский университет на медицинский факультет. Во время учебы начинает писать  маленькие смешные рассказы.)

Слово учителя.

В ноябре 1884 г. Чехов получил свидетельство, что он определением университетского совета от 15 сентября утверждён в звании лекаря. Студенческие годы позади. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с надписью «доктор А. П. Чехов».

Студент выучился на врача, но продолжал писать. Кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо. Свои произведения он публикует под псевдонимом «Антоша Чехонте».

     Почему же  А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем?
      Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.

Позже Чехов переезжает в город Воскресенск и начинает работать врачом. Затем он занимает должность заведующего больницей.

Чехов работал неимоверно много.

4 пункт плана: Работа врачом. 

Запись в тетрадь:

Слайд 16.    

(Чехов лечил людей и продолжал писать рассказы, повести. Свои произведения он публикует под псевдонимом «Антоша Чехонте».)

Слово учителя.

1890 год. Здоровье Чехова ухудшилось. Врачи находят у него болезнь легких – туберкулез.

Но Антон Павлович, больной,  через всю Россию, по  трудным дорогам,   отправляется в Сибирь на остров Сахалин.  В то время, это был остров царской каторги и ссылки. А затем рассказывает о мучительной жизни людей на этом острове в книге «Остров Сахалин».

Слайд 17.     (А. П. Чехов на острове Сахалин.)

5 пункт плана: Поездка на остров Сахалин.  

 Запись в тетрадь:

Слайд 18.    

(Через всю Россию, по  трудным дорогам,  Чехов  отправляется в Сибирь на остров Сахалин. О жизни людей на острове он напишет книгу «Остров Сахалин».)

Слово учителя.

В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово, недалеко от Москвы.

Слайд 19.     (Дом в Мелихово.)

Слово учителя.

 В имении он помогает местным крестьянам: обслуживает 25 деревень как врач, строит 3 школы на свои деньги, открывает медпункт, где принимает больных и снабжает их лекарствами.

Слайд 20.     (Школа, построенная Чеховым в Мелихово.) 

Слово учителя.

Антон Павлович Чехов снова начинает писать. В своих произведениях он затрагивает темы тяжелого детства, медицины, жизни людей, природы. Пишет юмористические рассказы, в которых высмеиваются пороки людей.

Вопрос:

Вспомните, какие произведения А. П. Чехова вы изучали?

Ванька», «Хамелеон»)

 6 пункт плана: Жизнь в Мелихово.

Запись в тетрадь:

Слайд 21.  

  (Чехов покупает имение Мелихово. Там он помогает крестьянам: бесплатно лечит их, на свои деньги строит школы.)

Слово учителя.

В 1897 году резко ухудшается его здоровье, и врачи советуют ему переехать на юг. Чехов переезжает  в Ялту.

Слайд 22.     (Дом в Ялте.)

Слово учителя.

Несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать и помогать людям.

 С медициной он никогда не порывал. На письменном столе у Чехова с чернильницей всегда лежал докторский молоточек.

 Весной 1897 года у А. П. Чехова началось резкое обострение болезни.

В мае 1904 года врачи предписывают курорт в Германии, и Чехов отправляется за границу на лечение. Здоровье ухудшалось.

15 июля  1904 года Антон Павлович  скончался в Германии в курортном городке, где проходил лечение.

    А.П. Чехову суждено было прожить на земле не так уж много времени. Но за короткую жизнь им было написано много замечательных произведений. Его называют не только русским писателем, но и писателем с мировым именем, творчество которого известно повсюду.

Вопрос:

- Ребята,  чем же занимался Чехов в своей жизни?

(А. П. Чехов писал рассказы, повести, пьесы. Он также был врачом, лечил людей.)

7 пункт плана:  Последние годы жизни. 

Запись в тетрадь:

Слайд 23.

   

 (Чехов – врач. Чехов – писатель. Он всю жизнь служил людям, спешил делать добро. Он любил то, чем занимался,  был мастером своего дела.)

Слово учителя.

Россия, весь мир помнят, читают, любят Чехова.

Во многих городах стоят  памятники А.П. Чехову.

Слайд 24.     (Памятники А. П. Чехову.)

4. Закрепление материала.

А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили материал сегодняшнего урока.

Слайд 25.  

  Тест №1.  

А.П. Чехов родился:
1. в Москве
2. в Петербурге
3. в Таганроге

Слайд 26.    

Тест №2.  
Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает
1. в Петербург
2. в Москву
3. в Киев

Слайд 27.    

Тест №3.  
Антон Чехов
1. едет с семьей
2. остается в Таганроге
3. отправляется учиться заграницу

Слайд 28.    

Тест №4.  
Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает
1. в Медицинский институт
2. в Литературный институт
3. в Московский университет на медицинский факультет

Слайд 29.    

Тест №5.  
Антон Павлович подписывается
1. своим именем
2. именем своего брата
3. Псевдонимом

Слайд 30.    

Тест №6.  
В последние годы своей жизни
1. Чехов был совсем неизвестен как писатель
2. Чехов работал только врачом
3. Чехов был известен всей читающей России

5. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

Пересказ биографии А. П. Чехова по плану в тетради.

Слайд 31.     (Спасибо  за внимание!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий и жизненный путь А.С. Пушкина

Данный материал дополнит лекцию учителя о творческом пути А.С. Пушкина, проиллюстрирует ход урока...

Жизненный путь Николая Клюева

В презентации представлен материал о жизни Николая Клюева. Перед показом нужно соединить все три части,...

Педагогическая мастерская по теме: «Абу Али ибн Сина (Авиценна), его жизненный путь и достижения».

Данная мастерская, включает в себя два спаренных урока и проводится в 8 классе.Цель данной мастерской: познакомить учащихся с великим учёным, врачом, умнейшим человеком, поэтом –  Абу – Али – Ибн...

Классный час на тему: "Мой жизненный путь"

Данный классный час направлен на определение и построение приоритетных жизненный ценностей у старшеклассников путем выстраивания лесницы успеха счастливого человека...

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.

Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...

Антон Павлович Чехов (1860-1904) Возможные вопросы для викторин и конкурсов

Антон Павлович Чехов(1860-1904)Возможные вопросы для викторин и конкурсов...