Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка. Её назначение в слове"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Рузанова Марина Дмитриевна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка. Её назначение в слове"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruzanova_m.d_urok_po_teme_pristavka_ee_znachenie_v_slove.docx29.36 КБ
Файл k_uroku.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка, её назначение в слове»

Учитель: Рузанова М.Д

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

Содержательная: формирование знаний о приставке как значимой части слова

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание кластера, исследовательская работа

Планируемые  результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи  ; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять кластер); обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

Предметные: обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение ,выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками, группировать слова по значению приставок; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная и групповая работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Демонстрационный материал: презентация, эталоны для самопроверки

Сценарий урока:

1.Орг.момент Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Сегодня ночью розы мне приснились,

Я между ними гуляла не спеша.

Какое это счастье вдруг увидеть

Живые розы, словно гроздья хрусталя.

Ребята, от встречи с вами у меня так приятно на душе, я говорю вам доброе : «Здравствуйте!», и очень хочется услышать от вас в ответ теплое….

Ребята, сегодня вы работаете в группе, а это значит работаете дружно, я предлагаю вам взяться за руки в знак солидарности и единства и ,если вы готовы друг другу помогать, пожмите друг другу руки.  Молодцы, отлично. Садитесь.

Давайте сразу определимся с оцениванием сегодня на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. (приложение 1)Заданий будет не так много. После выполнения оцениваете результат работы всей группы. 1 ошибка-это тоже 5, вы имеете право на ошибку, 2-3 ошибки-4, 4 -5 ошибок -3

Я думаю, что в группе вы работаете часто и правила хорошо знаете. Давайте вспомним только жесты. Взялись за руки и подняли вверх- готовы отвечать, показываем большой палец-согласны с другой группой, скрестили руки- не согласны. Репетируем. Вы шестой класс, вы пятый класс…

Учитель: Вы готовы начать урок?

Ученик: да

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель: Ребята, встречу с вами  я сравнила с встречей с какими цветами?

Ученик: с розами

 беру цветок

Учитель: А какие цветы вы любите? (ответы детей)

 беру другие цветы

Учитель: Что получилось?

Ученик: букет

Учитель: А что такое букет?

Ученик: срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу

 Учитель: Совсем недавно вы изучали «Лексику» и говорили о лексическом значении слов, а я помогла вам сейчас лексическое значение слова букет увидеть. А с точки зрения грамматики, языка букет-это что?

Ученик: слово

Учитель:  Ребята, вот я о чем подумала. А почему бы нам любое слово не представлять в виде букета и тогда нам легко будет разбирать его на части-цветочки. А о каких таких частях слова я говорю?

Ученик: морфемы

Учитель: А какой раздел языка мы изучаем?

Ученик: морфемика

-Учитель: Чтобы приступить к изучению нового мы должны посмотреть, а какие знания у нас уже имеются. Настало время поработать с понятиями.

Я предлагаю вам поработать над созданием кластера. В центре букет (слово), разбираем его в стороны на отдельные цветы морфемы, названия их клеем на розовых листочках и соединяем с определением на голубых листочках.( морфема, корень, окончание, суффикс, основа, приставка,  морфемика)

-Проверим, насколько вы справились с заданием. Если что-то неверно, можете вносить корректировку. Оцениваем. (Эталон на экране)

3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель: А к какой морфеме не было определения.

Ученик: Приставка

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что мы еще ее не изучали

4.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Какова цель нашей дальнейшей работы?

Ученик: дать определение приставке

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик: Приставка

 (учитель корректирует и ее значение в слове)

Учитель: Записываем число, классная работа и тему урока. К кластеру еще вернемся.

В течение нескольких секунд сформулируйте вопросы по теме, на которые хотите ответить, мне бы хотелось услышать ваши ожидания от урока.(знать, различать, применять)

Ответы детей

Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод вы использовали в случаях, когда не могли что-либо объяснить?

Ученик: Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником

5.Реализация построения проекта

Учитель: Ответить на вопросы по теме «Приставка» я предлагаю вам самим.

План исследования общий, на экране. Вы получаете вопросы, на которые отвечаете, исследуя информацию на карточках.  Номер карточки соответствует номеру вопроса. Выводите определение. Затем проверяем.

План-исследования (приложение 2)

1.Ответить на вопросы.

2.Использовать примеры.

3.Вывести определение.

Вопросы:

1.Бывают ли слова без приставок?

2.Приставка - значимая часть слова?

3.Для чего служит приставка?

4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой?

5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова.

6.Может ли в слове быть несколько приставок?

Слова для анализа (Приложение 3)

1.Букет, дом, кошка, собака, класс

3.Съезд, переезд, выезд, наезд

4.Пришел, ушел, перешел, зашел

5. Прибежать, убежать

6. Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить

Учитель: Правильно ли вы сделали вывод о приставке, проверьте по учебнику

Ученик: Да правильно, вывод совпадает с определением в учебнике

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра «Снежный ком»

Учитель: Какой следующий этап нашей познавательной деятельности

Ученик: Необходимо закрепить знания, правила и умения

Учитель: Тогда поработаем устно. Работаем фронтально. Тренируемся в образовании новых слов. Поиграем в «Снежный ком»

Вспомним, наш букет. Чтобы родились в нашем саду красивые цветы, сначала нужно посадить рассаду, а потом еще много чего нужно с ней делать.

А что скажите сами. Первый ученик говорит  первое слово посадить, а потом, используя возможные приставки, другие ученики по цепочке образуют  новые слова.

Ученик: Посадить, высадить, рассадить, пересадить, досадить и др.

Физминутка

С при приставкою присесть,

С по приставкою подняться

С под подпрыгнуть, подмигнуть

С вы вытягиваем руки,

С о опустим их опять

Вот и все настало время

С за зарядку завершать.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: Отгадайте загадку:

Удивительный букет:

Ветки есть, а листьев нет.

Не привык к парадной вазе,

Очищает дом от грязи (веник)

Предлагаю прочитать притчу Л.Толстого про веник. В притче Л.Толстого найдите однокоренные слова, выпишите, выделите, где это возможно приставку и объясните , чем отличается значение слов

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии: они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

Учитель: Чему учит притча?

Учитель: Я желаю вам быть всегда вместе как прутики веника, как морфемы в словах.

Проведем самопроверку по эталону (на экране)

Учитель: Поднимите руки, кто выполнил задания без ошибок? Какие затруднения вы испытывали? Кто допустил ошибки? Как поступить?

Ученик: Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель: Молодцы. Не забываем оценивать работу в листах самооценки.

8.Включение нового знания в систему знаний.

Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик: Можем дать определение приставки, выделить ее в слове, объяснить ее значение, образовать новые слова при помощи приставок.

Учитель: Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик: Нет

Учитель: Почему?

Ученик: Мал объем практического применения нового знания.

Учитель: Тогда работаем над следующим заданием. Работаем в группах.

Лингвистическая игра.

-Отгадайте . Работайте с кластером. Пишите под морфемами, а под букетом напишите слово, которое получится.

Взять приставку у слова подморозило

Корень у слова снежок

Суффикс у слова лесник

Окончание у слова снеговики (Подснежники)

-Подснежники скоро появятся.

-Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречают,

Вся же в дневнике или журнале. (Оценка)

Учитель: Проверьте по эталону на экране

9.Рефлексия. Оценивание.

Учитель: Мне понравилось с вами работать, и мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Помогла ли я вам ответить на вопросы, которые возникли у вас по теме «Приставка, ее значение в слове»

Возьмите листочки с ромашкой и напишите на каждом лепестке: Мне удалось…Меня удивило… Мне понравилось…Я могу похвалить себя за…

Мне было трудно…

Заполненные листы оценивания сдайте мне.

Домашнее задание:

 1) Выучить правило, стр 21 всем

2) Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните  упр 416.

3) Кто научился находить в слове приставку, определять ее значение, образовывать новые слова при помощи приставок и может объяснить тему товарищу, скажите себе « Молодец!» и напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый цветок»

-До свидания!

     

 Приложение1                

                              ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

  1. ошибка  «5»

2-3 ошибки    «4»

4-5  ошибок  «3»

Более 5 ошибок «2»

Этапы урока

Оценка

1.Актуализация. Создание кластера

2. Исследовательская работа

3. Игра «Снежный ком»

4. Работа с текстом

5. Лингвистическая игра

                        Средняя оценка:

Приложение 2

                 Исследовательская работа по теме

                   «Приставка, её значение в слове»

Вопросы

Ответы

1.Бывают ли слова без приставок?

2.Приставка - значимая часть слова?

3.Для чего служит приставка?

4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой?

5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова?

6.Может ли в слове быть несколько приставок?

Вывод:

Приставка-

Приложение 3

Карточка 1

Букет, дом,  кошка, собака, класс

Карточка 3

Съезд, переезд, выезд, наезд

Карточка 4

Пришёл, ушёл, перешёл, зашёл

Карточка 5

Прибежать, убежать

Карточка 6

Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рузанова Марина Дмитриевна учитель русского языка и литературы МБОУ Левашовская СОШ Педагогический стаж – 20 лет

Слайд 4

Кластер на тему «Морфемы» Корень Приставка Суффикс Окончание

Слайд 5

Тема урока « Приставка, её значение в слове»

Слайд 6

Хочу узнать…. Буду уметь….

Слайд 7

План исследования по теме «Приставка, её значение в слове» 1. Ответить на вопросы, используя информацию на карточках 2.Вывести определение

Слайд 8

Игра «Снежный ком» Посадить, ….

Слайд 9

Игра «Снежный ком» Посадить, пересадить, подсадить, высадить, рассадить…

Слайд 10

Задание: Найдите однокоренные слова, выпишите их, выделите, где это возможно , приставку и объясните, чем отличается значение слов. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии: они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

Слайд 11

Сломайте, сломать, ломать, переломили.

Слайд 12

Лингвистическая игра Приставка - ПОДМОРОЗИЛО Корень – СНЕЖОК Суффикс – ЛЕСНИК Окончание - СНЕГОВИКИ

Слайд 13

ПОДСНЕЖНИКИ

Слайд 14

Мне удалось.. Меня удивило… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… Мне было трудно…

Слайд 15

Домашнее задание: Стр 21 выучить правило; Задание на выбор: 1. Упр 416. 2. Написать мини-сочинение « Мои любимые цветы»

Слайд 16

Спасибо за внимание

Слайд 17

ИСТОЧНИКИ Руденко Г. Л., педагог Центра дополнительного образования детей Г . Удачного Республики Саха (Якутия), руководитель студии « Довузовская подготовка. Русский язык» https :// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3eea4fbbdb8e07109d4c76cabd11f680&n=33&h=215&w=237 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=0dcb0b44c855cb2676bcfe73d314ca7e&n=33&h=215&w=215 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ff98939fca7ec6f4f5d52da2c73fd7d2&n=33&h=215&w=186 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e52b375cc14cac704da421ca80236316&n=33&h=215&w=215 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=486f5c49b2caa27eff7783176734b441&n=33&h=215&w=344 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4a92e53a6c7f385c08d03ad28199b4db&n=33&h=215&w=215 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=78f95f0435c8a4e491b2b1e24327a69f&n=33&h=215&w=215 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=09edb0ab1e6e7d0b1135a0e855260926&n=33&h=215&w=258 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=08d45e75da0b370a316e7c5b5c37b1db&n=33&h=215&w=215 https:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=02873890fcbaa56af3b5f9341fc1405d&n=33&h=215&w=215 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a724327cb0546336148a9e34ad89b14d&n=33&h=215&w=287 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=910479292ebf6d3a0c2538cbb93d55b5&n=33&h=215&w=382 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=64f53272d7d392cc48b0a0931b44f1a4&n=33&h=215&w=321 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3bda0985626aa5845bef8fbcc41198a5&n=33&h=215&w=326 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=c3bbf7472bb6d62b058d31627d6a5f7d&n=33&h=215&w=269 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=774faf4dee12327779b58a5afec31a98&n=33&h=215&w=344


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...