Море тропов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Материал для подготовки к экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon more_tropov.ppt286 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

литература Работа учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа №1795 Кузьмичевой Татьяны Павловны

Слайд 2

в море тропов Троп (от греч. «поворот») – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, сравнение, эпитет. Отдельно взятые слова самостоятельных частей речи имеют прямое лексическое значение. Многозначность слова проявляется в его связи с другими словами, поэтому обычно троп вычленяется из речи как сочетание слов , обозначающее один предмет (явление, действие), но через соотнесение этого предмета с другим , названным прямо или подразумеваемым.

Слайд 3

Сравнение- Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. В системе поэтических средств выразительности сравнение является начальной стадией, откуда в порядке градаций и разветвления вытекают почти все остальные тропы Сравнения, эпитеты, метафоры в мире слов русского языка Метафора - (от греческого «перенесение») – один из основных тропов художественной речи. Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким либо другим на основании общего для обоих предметов признака. Эпитет - (от греческого «приложение») – образная характеристика какого – либо лица, явления или предмета с помощью выразительного метафорического прилагательного. Эпитет дает дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения.

Слайд 4

Сравнения Простейшие формы сравнения Сравнение с помощью сравнительной степени прилагательных Сравнение в форме творительного падежа Сравнение в форме родительного падежа Неопределенное сравнение

Слайд 5

Простейшие формы сравнения – обычно выражаются с помощью вспомогательных слав – как, точно, будто, как будто, словно, подобно, как бы, похож на и т.д. Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной. (А. Пушкин) А сама – то величава, Выступает будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит (А. Пушкин) Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий) Форма сравнения при помощи творительного падежа очень распространена: И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой (И. Бунин) Стоят кресты после сражения Простыми знаками сложения. (С. Кирсанов) Желтыми мохнатыми шмелями Вылупились вербные цветы (В. Федоров) Форма сравнения при помощи родительного падежа фактически перерастает в метафору: Колокол луны скатился ниже (С. Есенин) Дед не прочь вдвоем до света Огороды городить: Мой табак, твоя газета: - Раздвигает зев кисета Предлагает закурить. (А. Недогонов)

Слайд 6

Сравнение с помощью сравнительной степени прилагательных используются довольно часто, так как эти слова являются естественным связующим звеном между членами сравнения: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. (А. Пушкин) … Руки белей бересты… (С. Есенин) Неопределенное сравнение выражает превосходную степень сравнения: А когда ночью светит месяц, Когда светит… черт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак. (С. Есенин) Бывают сравнения отрицательные, сравнения – образы, развернутые сравнения и т.д.

Слайд 7

Метафора. В отличие от сравнения, где оба слова (то, что сравнивается и то, с чем сравнивается) сохраняют свою самостоятельность, метафора создает единый образ, как бы размывает границы между предметами или понятиями. Сущность метафоры хорошо передают слова Б. Пастернака: Перегородок тонкоребрость Пройду насквозь, пройду, как свет. Пройду, как образ входит в образ И как предмет сечет предмет. («Волны») Слитность впечатления достигается даже в двучленной метафоре, близкой к сравнению: Ситец неба такой голубой (С. Есенин) Флейта водосточных труб (В. Маяковский) В одночленной метафоре тот или иной член сравнения опущен, и в переносном значении могут выступать слова разных частей речи. Метафоры-существительные: « перлы дождевые» (Ф. Тютчев) « песни ветровые» (А. Блок) Метафоры-глаголы: «солнце смотрит на поля» (Ф. Тютчев) « исколесишь сто лестниц» (В. Маяковский) В художественных произведениях, особенно поэтических, одиночные метафоры сравнительно редки. Обычно они выстраиваются в цепь, систему , так возникают развернутые метафоры. Например, в « Слове о полку Игореве» сражение русичей с половцами изображается с помощью такой системы метафор: Сражение сопоставляется с севом, со свадьбой, с молотьбой…

Слайд 8

Эпитет В роли эпитета могут выступать слова различных частей речи: прилагательное, существительное, причастие и д.р., а также словосочетания. Эпитеты-словосочетания называют развернутыми , например: На мысли, дышащие силой, Как жемчуг нижутся слова (М.Лермонтов) В предложении эпитет, выраженный прилагательным, причастием или существительным, обычно является определением или приложением при подлежащем, дополнении: Ночевала тучка золотая На груди утеса- великана (М.Лермонтов) Если же эпитет – наречие или деепричастие, то он, как правило, обстоятельство, примыкающее к сказуемому: Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев) Часто эпитет входит в состав обращения: Подруга думы праздной, Чернильница моя (А. Пушкин)

Слайд 9

В многообразии эпитетов выделяют некоторые виды, за которыми закрепились определенные термины. Постоянные эпитеты. Они характерны для фольклора: Девица- красная Молодец -добрый Детушки- малые Руки- белые Слезы- горючие Сол- дубовый Солнце- красное и т.д. При стилизации фольклорных жанров такие эпитеты используются и сегодня. Метафорические эпитеты. Они возникают при совмещении в одном словосочетании различных тропов. Оригинальность таких эпитетов – яркая черта авторского стиля: Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой (Ф.Тютчев) Ты – моё васильковое слово, Я навеки люблю тебя (С.Есенин) Развернутый эпитет. В его основе существительное, Он близок к перифразу, когда название предмета заменяется описанием его признаков: В Москву на ярманку невест (А.Пушкин) Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга, Вдохновенного труда! (А.Пушкин)

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....