Открытый урок русского языка во втором классе "Наблюдение над словами-признаками"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Гамазина Светлана Михайловна

Урок русского языка во втором классе, создающий условия для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_slovami.docx540.42 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: «Наблюдение над словами - признаками. Развитие умений ставить к ним вопросы»

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

  • Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формирование умений определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствование умений анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулирование интереса к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
  • Развитие самоконтроля, мышления, речи;
  • Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Тип урока:  Изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки.


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Целеполагание

Проверка готовности рабочих мест

Создание положительного настроя учащихся на урок

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесёт

Всем радость общения друг с другом.

Приготовление к занятию.

Приветствие учителя и

Личностные: побуждение познавательного интереса к теме занятия

Регулятивные: самоорганизация

2. Минутка чистописания

2.1 На экране Слайд 2

  • Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?
  • Какую букву вы будете писать сегодня?

2.2 - Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Заглавная и строчная буквы Ц чередуются с орфограммами в словах.)

Дети читают слова и отвечают на вопросы

Дети высказывают разные варианты порядка, записывают цепочку букв

Личностные: смыслообразование – мотивация учебной деятельности, интерес к новому

Познавательные: умение структурировать знания; анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение и позицию

3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Наблюдение над ролью слов, обозначающих признаки в речи.

Слайд 3 

3.1 Посмотрите на экран. Прочитайте предложение.

  • Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении? Это сделать трудно?
  • Ребята, обратили внимание, что мнения наши разошлись?
  • А как вы думаете почему?
  • Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

  • Хорошо ребята!

3.2 Теперь поставьте к словам помощникам вопросы  

                                                 Слайд 4

  • Что обозначают слова, которые помогли описать животное?
  • Какой частью речи они являются?
  • Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?    Слайд 5

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Дети читают предложение (картинка белочки появится позже) и высказывают предположения, о каком животном идет речь. Мнения детей разошлись.

Ответ: Нет признаков

Признак предмета

Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета

Личностные: интерес к новому

Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связи

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение и позицию

4.Создание проблемной ситуации.

  • Как вы думаете, какая тема нашего урока?         Слайд 6
  • Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
  • Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить, какую роль  играют в речи имена прилагательные?       Слайд 7

Дети с подсказкой учителя формулируют тему «Наблюдение над словами – признаками», т.е. «Имя прилагательное»

Физкультурная минутка

Эмпатия. Представим себя в роли птичек, прилетевших из тёплых стран в родные края. Кто это может быть? (Скворец, грач, ласточка, лебедь, соловей, жаворонок и другие). Выполняются движения под стихотворение:

Радостные птички, птички-невелички,

Крылышками машут, на полянке пляшут.

Крылья вверх подняли, на небо указали.

Крылья опустили, чуть-чуть пошевелили.

По сторонам посмотрели.

Подпрыгнули и улетели.

5.Исследование данной проблемы. Работа по теме

5.1 Посмотрите на экран, перед вами текст   Слайд 8

  • Прочитайте его.
  • О чём этот текст?

5.2 Прочитайте  ещё один текст.

  • О чём этот текст?
  • Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

5.3 Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете? Какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?    Слайд 9

  • Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

5.4 Теперь обратите внимание на второе предложение.       Слайд 10

  • Назовите прилагательное, которое  в нём  используется?
  • Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
  • Как вы думаете, можно ли было бы взять, например, слово пушистый, серебристый, искристый?
  • Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение, например, прилагательное серебристый.
  • Посмотрите на эти предложения и скажите,
  • в каком из них более точно описывается весенний снег?    Слайд 11
  • Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
  • Сделайте вывод, для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
  • Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Слайд 12

Тексты появляются последовательно.

Вслух хором читают текст, считают, что речь о весне.

Ответ: о весне.

Ответ: нет.

Наличие прилагательных

Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Читают текст по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Заменяют выделенное слово на предложенные и обсуждают, что получается.

Читают вслух предложения.

Многие считают, что это первое предложение.

Ответ:

Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные: прогнозирование и контроль

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения признаков, выбор критериев и оснований для сравнения, классификации

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,  владение монологической и диалогической речью

Физкультминутка.

  • «Стрельба глазами» (служит для профилактики нарушений зрения):двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

6. Игра- закрепление

6.1 Отгадай, кто или что  это?         Слайд 13-14

   

6.2 Попробуйте самостоятельно подобрать существительное, зная только его признаки.

  • Работа по карточке.

  • Давайте проверим, что же у вас получилось?
  • Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

По прилагательным (картинки появляются после первой догадки) дети пытаются отгадать, какой предмет описывают эти слова.

Самостоятельно работают в карточках-раздатках.

Имена существительные.

Личностные: интерес к новому.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, управление поведения партнера, оценка его действий

7. Итог урока.      Слайд 15

  • Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
  • Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
  • Понравился ли вам наш урок? Чем?
  • Как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
  • В заключение урока, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение. Послушайте его и скажите, о чём идёт речь?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание.

Регулятивные: способность к самооценке

8. Рефлексия: оценка деятельности ученика учителем и самооценка

Дети самостоятельно выбирают цвет, оценивая свою работу на уроке.

Страница  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...