Таблица "Перенос слов"
консультация по русскому языку на тему

Бородина Тамара Васильевна

Таблица "Перенос слов" имеет практичекую ценность, также может использоваться для подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perenos_slov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Перенос  слов

Разбивка  слова  для  переноса  требует  соблюдения  двух  основных  правил:

  • Перенос предполагает сохранение слогового членения слова;
  • Более предпочтительными (хотя и не  единственно возможными) являются такие переносы, при которых  не  разрываются  значащие части слова (морфемы).

Вспомним:

Нельзя

Можно

1.

Слова переносятся по слогам. Нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова (букву или несколько букв), если она  не образует слога.

с-тул

ст-рах

орке-стр

стул

страх

ор-кестр

2.

Нельзя отделять согласную

от последующей гласной.

вечер-ом

люб-овь

вече-ром

лю-бовь

3.

й, ы, ь, ъ   

от  предыдущей буквы

не отрываются, с них не может начинаться строка.

ко-йка

роз-ыгрыш

вес-ьма

об-ъявление

кой-ка

розыг-рыш

весь-ма

объ-явление

4.

Нельзя переносить на другую строку последнюю согласную букву односложной приставки, если за приставкой следует согласная корня.

по-дбежать

ра-збить

пер-еехал

под-бежать

раз-бить

пе-ре-ехал

5.

Нельзя оставлять на предшествующей строке вместе с приставкой одну или несколько согласных, начинающих корень.

прис-лать

прос-мотр

при-слать

про-смотр

6.

Нельзя переносить на другую строку часть первой основы сложного слова или оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если они не составляют слога

спе-цодежда  

трёхг-

рошовый

спец-одежда,

трёх-

грошовый

7.

Нельзя оставлять в конце строки или переносить на следующую строку две одинаковые согласные, стоящие между гласными исключая те случаи, когда двойные согласные, начинающие корень или вторую основу сложного слова, не разбиваются переносом в силу пятого и
шестого запретов

жу-жжать

конн-ый

жуж-жать

кон-ный

8.

Нельзя разрывать на части (даже не используя дефиса как графического знака переноса!) «инициальные» аббревиатуры (условные графические сокращения типа  и т.д., т.е.), а также сочетании сокращенных обозначений мер с цифрами,
называющими число измеряемых единиц.

………….…МИ

Д

……………20

04 г.

………………МИД ……….

…………………2004 г.………

9.

Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки: запятую, точку, двоеточие, точку с запятой,  вопросительный и  восклицательный знаки, закрывающие кавычки, закрывающую скобку и тире (исключая те случаи, когда тире стоит после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи).

, ………….….…

: ………….….…

; ………….….…

? ………….….…

! ………….….…

) ………….….…

...………….. 

..………….…,

..………….…:

.………….….;

.………….….?

.………….….!

.……….….…)

...………….. 

       Все перечисленные запреты, несмотря на свой достаточно жёсткий характер, тем не менее не исключают возможности варьирования  различных способов переноса.

Такое варьирование допускается обыкновенно:

  • на стыке приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, начинающегося с гласной

      (без-умный  и  бе-зумный),

  • в корне   (сест-ра, се-стра и сес-тра),
  • на стыке корня и суффикса (гигант-ский, гига-нтский, ги-ган-тский).

Учтите: Сейчас, когда всё более широкое распространение получает компьютерная подготовка текстов к печати, эти правила, как вы, вероятно, уже заметили, в самых разных изданиях зачастую нарушаются. Но такого рода нарушения, вызванные к жизни чисто техническими причинами, для нас с вами непозволительны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....