Открытый урок "Вид глагола"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Киреева Ольга Юрьевна

Презентация и конспект открытого урока "Вид глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vid_glagola.pptx654.78 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vid_glagola.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царство Глагола

Слайд 2

Шес т надцатое апреля Кла сс ная работа Вид глагола

Слайд 3

ТСЯ ИЛИ ТЬСЯ? Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Друзья познают(?) ся в беде. Трус своей тени боит (?) ся . Всякий человек в деле познает(?) ся . С умным человеком разговаривать, что мёду напит(?) ся . Не стыдно не знать, стыдно не учит(?) ся . За все брат(?) ся - ничего не сделать.

Слайд 4

Как подписать картинки? Бабушка вязала шарф . Бабушка связала шарф.

Слайд 5

Глагол имеет два вида Вязала – глагол несовершенного вида Обозначают незаконченность действия что делать? что делал? что будут делать? Связала – глагол совершенного вида Обозначают законченность действия что сделать? что сделал? что сделают?

Слайд 6

Время Невов. вид Соверш. вид Прошедшее Посещал занятия Посетил занятия Настоящее Посещаю занятия - Будущее Буду посещать Посещу занятия

Слайд 7

Как определить вид глагола? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? Летать, рисует, выбирали Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? Вернуться, напишет, пришли

Слайд 8

Можно ли падать, но не упасть?

Слайд 9

Распределить глаголы в 2 столбика: глаголы совершенного вида и глаголы несовершенного вида Приплыть, спасать, завлечь, наступить, прибегать, пробежать, заплатить, предлагать, запеть, предложить, запевать, выполнять, выполнить, дружить, сражаться, принести, подружиться, сберечь, сберегать .

Слайд 10

Предлагать прибегать спасать запевать выполнять дружить сражаться сберегать Приплыть завлечь наступить пробежать заплатить предложить запеть выполнить принести подружиться сберечь

Слайд 11

Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне . Е.А.Барантынский

Слайд 12

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и отправлялись . Пошли они, пошли , как вдруг замечали , как заблудились. Сначала они пугались , но потом успокаивались . «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. После еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Слайд 13

Составьте предложения по картинкам, определите вид глаголов. Несовершенный вид Совершенный вид

Слайд 14

Составьте предложения по картинкам, определите вид глаголов. Несовершенный вид Совершенный вид



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5Б классе

Тема урока: «Виды глаголов».

Цели урока:

  1. Знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
  2. Учиться владеть способом по распознаванию видов глагола, продолжать работу по развитию речи.
  3. Прививать любовь к родному языку, воспитывать чувство бережного отношения к русскому слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация урока.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Выводы. Итоги.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

        Здравствуйте, ребята! Настройтесь на плодотворную работу работу, проверьте, все ли готово к уроку, садитесь.

        Мы продолжаем изучение темы «Глагол». Сегодня нам предстоит выполнить очень важное поручение царя Глагола. Мы поможем Вовке из Тридевятого государства не заблудиться между глаголами совершенного и несовершенного вида, выполняя поручения царя. Как вы считаете, какова будет тема нашего урока? (Вид глагола) Правильно. Тема нашего урока «Вид глагола». Запишите число, «Классная работа» и тему урока в тетрадь.

II. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.

        1. У ворот царства Вовка получает первое задание от Глагола. Разгадать загадки.

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)


Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)


Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...
(Глагол.)

        2. Ребята, давайте напомним Вовке о том, что нам известно о глаголе. На прошлом уроке мы говорили о правописании ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Как звучит правило? (Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? Что делают? что сделают?, то этот глагол стоит в 3 л. и в нем перед -ся буква Ь не пишется. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед -ся буква -Ь пишется).

        3. Работа с заданием на слайде.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

С умным человеком разговаривать, что мёду напит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся - ничего не сделать.

III. Изучение нового материала.

        1. Продолжил свое путешествие Вовка. Гуляя по царству, он встретил Василис Премудрых. Они дали мальчику задание подписать картинки.

Бабушка вязала шарф.                                Бабушка связала шарф.

Ребята, что обозначают эти глаголы? Есть ли разница в их значении? (Из предложения Бабушка связала шарф мы узнаём, что шарф готов. Предложение Бабушка вязала шарф не сообщает нам, закончила бабушка свою работу или нет. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела: связала. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении: вязала.)

        2. Ребята, посмотрите на схему, которую составили Василисы для Вовки. Чтобы не забыть, Вовка просит вас записать ее в свои опорные конспекты.

        3. Ребята, очень внимательно рассмотрите таблицу, чтобы понять, в каком времени могут употребляться глаголы совершенного и несовершенного вида. У глаголов какого вида есть только два времени - прошедшее и будущее? Почему?

Время

Невов. вид

Соверш. вид

Прошедшее

Посещал занятия

Посетил занятия

Настоящее

Посещаю занятия

-

Будущее

Буду посещать

Посещу занятия

        Итак, глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени, они не имеют формы настоящего времени. Это связано с тем, что глаголы совершенного вида обозначают такое действие, которое уже свершилось, достигло результата (нарисовал, пришёл), или обязательно свершится, т.е. будет иметь результат, в будущем (нарисует, придёт). Поставить такие глаголы в форму настоящего времени невозможно, потому что в настоящем времени глаголы обозначают действие, происходящее в данный момент, которое ещё не достигло результата (рисую, иду — несов. вид).

        4. Василисы рассказали Вовке о  способе определения вида глаголов.

        Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.  Летать, рисует, выбирали

        Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Вернуться, напишет, пришли

IV. Закрепление изученного материала.

        Вот Вовка и узнал все о видах глагола и способах его определения. Царь Глагол решил проверить, все ли понял мальчик, и прислал ему несколько заданий, которые мы сейчас выполним.

        1. Записать глаголы, определить вид (под диктовку)

        Усиливается, раздували, расскажет, посыпали, соединяет, взмахивает, прислонился, капают.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

        Можно ли падать, но не упасть?

        Глагол падать несовершенного вида, обозначает «лететь сверху вниз под действием собственной тяжести». Парным ему будет глагол упасть, то есть «оказаться внизу». Глагол падать обозначает действие, которое должно со временем прекратиться: то, что падает, должно со временем упасть.

        Оказывается, так бывает не всегда. Есть в Италии, в городе Пизе, сооружение, которое «падает» уже более семисот лет. Многим из вас известно его название — Пизанская башня. Дело в том, что ещё в 1173 году, когда началось строительство, фундамент башни положили неровно. И с тех пор башня «падает», наклонившись к югу

        2. Распределить глаголы в 2 столбика: глаголы совершенного вида и глаголы несовершенного вида (работа у доски со слайдом).

        Индивидуальная работа по карточкам.

        Приплыть, спасать, завлечь, наступить, прибегать, пробежать, заплатить, предлагать, предложить, запеть, запевать, выполнять, выполнить, дружить, сражаться, принести, подружиться, сберечь, сберегать.

ПРОВЕРИМ

Приплыть                        спасать

завлечь                        прибегать

наступить                        предлагать

пробежать                        запевать

заплатить                        выполнять

предложить                дружить

запеть                        сражаться

выполнить                        сберегать

принести

подружиться

сберечь

КАРТОЧКА №1

Выразительно прочитайте стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского, выпишите все глаголы, определите их вид:

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.

КАРТОЧКА №2

Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов.

        Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. После еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

        3. Работа со слайдом. Составьте предложения по картинкам, определите вид глагола (самостоятельно).

Мальчик красит забор.

Мальчик покрасил забор.

Девочка пишет письмо.

Девочка написала письмо.
        
V. Выводы. Итоги.

        Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Как же Вовке не заблудиться между глаголами совершенного и несовершенного вида?

        Выходя за ворота царства Глагола, Вовка увидел двух людей, которые о чем то спорили.

        Квартирант - домовладельцу:
- Я требую мне возместить неустойку!
Окно моей спальни выходит на стройку.
ГРОХОЧУТ с утра во дворе молотками -
Я уши весь день ЗАЖИМАЮ руками!
ПРИВОЗЯТ песок для бетономешалки,
ЛЕЖАТ на газоне железные балки!
Вы мне ОБЕЩАЛИ сады и фонтаны,
А вместо фонтанов рабочие краны.
Какая-то дрянь постоянно ДЫМИТ...
НЕСОВЕРШЕННЫЙ из комнаты ВИД!
ДОВОДИТ меня этот вид до предела!
Я крайне сердит. Отвечайте: ЧТО ДЕЛАТЬ??

Домовладелец - квартиранту:
- Ну что же, пока недоделанный вид...
Но стройка ЗАКОНЧИТСЯ, дым ОТДЫМИТ,
Бетономешалки УЕДУТ и краны.
Цветы ЗАЦВЕТУТ, ЗАИСКРЯТСЯ фонтаны!
Скамейки ПОКРАСЯТ в веселый цветочек,
В песочницы чистый НАСЫПЛЮТ песочек,
ПРОЛОЖАТ дорожки, ПОСТАВЯТ оградки,
И будет ваш двор в идеальном порядке!
И скажете Вы, квартирант драгоценный,
Что ВИД из окошка у Вас СОВЕРШЕННЫЙ!
И Вашему счастью не будет предела,
Лишь дайте работу строителям СДЕЛАТЬ.

        Какие же глаголы мы отнесем к глаголам совершенного вида, а какие к глаголам несовершенного вида?

        Оценки за урок.

         VI. Домашнее задание.

        Параграф 111, упражнение 641.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме: "Модальные глаголы и их эквиваленты "

Данный урок способствует доступному и быстрому усвоению материала о модальных глаголах и их эквивалентах....

Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему "Общие вопросы с глаголом have got "

Конспект открытого урока во 2 классеТема урока: Общие вопросы с глаголом have got.  Данный урок посвящается закреплению пройденного материала,формированию навыков диалогической и монологической р...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"

Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...

Открытый урок Глагол. Повторение и обобщение по теме.

Урок повторение темы Глагол совмещён с повторением правил дорожного движения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE» ...

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола».

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО  по теме : "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" (технологическая карта)....