Интеллектуальная викторина "Своя игра"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Магомедова Раисат Амрулаевна

Интеллектуальная викторина разработана мной с целью повышения интереса у учащихся  к  предмету русский язык,привития любви к нему и получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интеллектуальная викторина24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина по русскому языку для учащихся 6 класса.

 «Своя игра».

Цели игры: 

повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;

развивать логическое мышление и устную речь учащихся;

 воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

1.Класс делится на 2 команды.

2.Каждая команда имеет свои эмблемы, девиз(5 баллов).

3.Из каждой команды по одному участнику выразительно зачитает свои произведения. 5 б. :

А) Команда «                    » «Во дни сомнений…» И.С.Тургенева.

Б) Команда «                    » «Мужество» А.А.Ахматовой.

Ход урока:

Оргмомент. 2-3 мин. 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! 
И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка. 
А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения: 

Я люблю свой родной язык: 
Он понятен для всех, 
Он певуч, 
Он, как русский народ, многолик, 
Как держава наша, могуч. 
(А. Яшин)

1)Вопросы для категории «Лексика + фразеология» 5 б.:

Что изучают лексика и фразеология?  (Вопросы к каждой команде)

Лексика (греч. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

2)Назовите антонимы в пословицах:

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Сытый голодного не разумеет.

Мир строит – война разрушает.

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

(Ученье – неученье , свет – тьма , сытый - голодный, мир - война, строит - разрушает, старый - новый, друг – недруг, спорит – поддакивает.)

3) Вспомните фразеологизмы, пословицы и поговорки  со словом голова.(2 мин)

(Человек с головой , горячая голова, быть на голову выше, выдать с головой, голова кругом идёт, повесить голову, из головы вон, как снег на голову, ломать голову, поднять голову, сложить голову, с ног до головы, потерять голову, разбить наголову, с больной головы на здоровую.)

4) Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.(1-2 мин.)

Жара – ... , ... (зной, холод).

Работа – ... , ... (дело, безделье).

Грусть – ... , ... (печаль, радость).

Аккуратный – ... , ... (опрятный, неряшливый).

Бранить – ... , ... (ругать, хвалить).

5)Вопросы для категории «Фонетика»: 

5 б. Что изучает фонетика?

Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой» , от phone – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

6)Загадки – шутки.1 б.

1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)

2. Что стоит посередине земли? (Буква М.)

7) Решите народную скороговорку-загадку.

   Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок? (Три палки и четыре галки.)

8) Как называется наука, изучающая нормы произношения? (Орфоэпия.)  5б.

9)Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими? (Башня – пашня, борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.) 1б.

10)Вопросы для категории «Морфемика + словообразование» 5 б.:

Что изучают морфемика и словообразование?

Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы.

Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.

11) Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным. 1 б.

  1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
  2. Водитель, вода, водить.
  3. Запах, пахать, пахарь.
  4. Море, измор, морской (берег).

(Рисовая, вода, запах, измор.)

12)Назовите основные способы образования слов в русском языке.1 б.

(Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение двух основ или слов, переход слов из одной части речи в другую.)

13)Составьте слово! 5 б.

  1. Приставка такая же, как в слове полёт.
  2. Корень такой же, как в слове дарить.
  3. Суффикс такой же, как в слове дружок.
  4. Окончание такое же, как в слове лес.

14)Вопросы для категории «Морфология»:5 б.

Что изучает морфология?

Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.

15)Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные. 1 б. (С. Маршак «Двенадцать месяцев» , А. Дюма «Три мушкетёра» , М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.)

16) К каким частям речи относятся слова : быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень?

(Быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.)

17)Конкурс скороговорок. За каждую скороговорку-  по 5 баллов.

18) Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

вол рак

приз овод

сено рис

кипа вал

сад окно

(Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.)

19)Назовите слова исключения, назовите орфограмму.

1. Ц . рк, ц . фра, панц . рь. 2. Ц . ган, ц . плёнок, ц . ц.

(Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках , цыкнуть.)

20)Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок.

Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).

(Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.)

21) 5 б.  «КОТ В МЕШКЕ». Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

(Ответ издателя: «!»)

22) Волшебная буква. 5 б.

   Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево.

Не выдержал тогда Буратино:

- Дай-ка и я попробую.

Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино.

А старик Хоттабыч говорит:

- Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом.

Назовите эту волшебную букву!

(Ответ : буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).

23)Вопрос и ответ.5 б.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? (Тень.).

24)Конкурс  капитанов. Назовите названия городов с буквой М и К. 1 б.

25)Зачитать пословицы о дружбе, мире и труде.

26)Подведение итогов игры. Объявление победителя. Награждение команд. Выставление оценок. 2-3 мин.

                 ************************************************


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"

Игра предназначена для  закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА ПО ИНФОМАТИКЕ "Своя игра"

Презентация "Своя игра", предназначена для проведения внеклассного мероприятия по информатике...

Час занимательной математики (интеллектуальная математическая игра в 8 классе, в формате игры "Брейн-ринг")

Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно опер...

Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"

Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....

интеллектуально-познавательная игра "Олимпийские игры"

разработка интеллектуальной игры для учащихся 6 класса...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....