«Лингвистическое путешествие»
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Коломоец Татьяна Алексеевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_russkiy_yazyk.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коломоец Татьяна Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №29 г. Георгиевска Ставропольского края

Класс: 6В

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Лингвистическое путешествие»

Цели:

- стимулировать интерес к изучению русского языка;

- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений.

Задачи:

- познакомить учащихся с разнообразными играми со словами;

- активизировать творческие силы учащихся, их способности;

- увеличить словарный запас учеников;

- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом   ситуации общения;

- развить умение учащихся работать в группах.

Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные маршрутные листы.

Оборудование:

- компьютер,

- мультимедийный проектор;

- презентация Microsoft Power Point.

       Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в страну Лингвинию. (Слайд 2).

Название этой страны произошло от названия науки лингвистики, изучающей язык (от латинского слова «лингва», что означает язык»). Заниматься языком очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстает перед  вами как арена веселых и неожиданных  приключений. Действуют в нем, правда, ни пираты и королевские мушкетеры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями  страны Лингвинии. (Слайд 3)

На пути следования нас ждут следующие станции: фонетическая, орфоэпическая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная.

Прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся (представление команд).

Вместе с нами путешествовать будет и наше справедливое жюри (представление членов жюри). (Слайд 4)

А теперь проведем лингвистическую разминку.

Лингвистическая разминка.

  1. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
  2. Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила?
  3. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
  4. Как большой дом  превратить в маленький?
  5. В каких словах по сто согласных?
  6. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
  7. Назовите пять дней подряд так, чтобы  ни разу не встретилась буква и?
  8. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

 (Слайд 5)

Итак, отправимся в путь, капитаны команд, получите ваши маршрутные листы.

          (Слайд 6)

1. Станция «Фонетическая»

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

1)из слова ЛЁН – цифру,

2) из слова ЛЕЙ – название дерева

3) из слова ЛОБ – название настила

4) из слова ЛЮК – большой мешок,

5) из слова ТОК – домашнее животное,

6) из слова ШЕЛ – неправду,

7) из слова ШЕЙ – просьбу,

8) из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,

9) из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,

10) из слова ЛЁД – материал для крыши.

          (Слайд 7)

2. Станция «Орфоэпическая»

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.

  1. Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.

 (Слайд 8)

3.  Станция «Орфографическая»

Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.

         (Слайд 9)

4.Станция «Словообразовательная»

Ребята, какую часть слова можно в земле найти? Правильно, корень. А вы попробуйте найти корень в следующих словах:

БЕСЕДКА, БЕСТОЛОЧЬ, БЕЗДЕЛКА, БЕЗДНА, БЕСЁНОК, БЕСКОЗЫРКА, БЕСТИЯ

        (Слайд 10)

5.Станция  «Лексическая»

Слово красный в древнерусском имело значение «красивый, нарядный, парадный, добрый, ласковый» Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях:

А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

      (Слайд 11)

6. Станция «Фразеологическая»

1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы и исправьте ошибки. Объясните, что означает фразеологизмы: а) делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел.

2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:

Куры денег не клюют

Язык чешется

Галопом по Европе

Делать из мухи слона

    (Слайд 12)

7.Станция «Морфологическая»

Вы читали сказку Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте  попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.

БАРМАГЛОТ

Варкалось. Хливкие шорьки            

Пырялись по наве.                                          

И  хрюкали зелюки,                                            

Как мюмзики в мове.    

О, войся Бармаглота,сын!

Он так свиреп   и дик,

А в глуще рымит исполин –

Злопастый Брандашмыг!

       (Слайд 13)

8.Станция «Синтаксическая»

Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву:

1 команда К

2 команда Л

Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

    (Слайд 14)

9. Станция «Пунктуационная»

О каких знаках препинания идет речь?

1.Когда слова гремели и блистали,

   Я в моде был, я был на пьедестале!

   Однако время новое настало –

   Оно меня и свергло с пьедестала.

                        (Восклицательный знак)

2.Что о себе сказать могу?

   Согнула жизнь меня в дугу.

   За свой характер я плачу –

   За то, что много знать хочу.

                          (Вопросительный знак)

3.Известно миру с давних пор,

   Что знак я немаловажный

   И не окончен разговор…

   И начинает думать каждый.

                               (Многоточие)

Стихи С.Пивоварова

   (Слайд 15)

2.Расставьте недостающие запятые.

Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как  крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!

 (Слайд 16)

Вот и подошло к концу наше путешествие. До новых встреч, друзья!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"

Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор")....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"

Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...

Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Интеллектуальный марафон  по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)...

Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса

Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...

Лингвистическое путешествие

Лингвистическое путешествие...