Технологическая карта урока на тему: "Описание предмета".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Никифорова Ольга Валерьевна

Урок представлен в форме технологической карты по ФГОС. Урок на тему: "Описание предмета" в 5 классе. В конспекте представлена подготовительная работа к сочинению по обучению детей описанию предмета, в данном случае игрушки. Они выслушают примерное сочинение, составят план работы и приступят к написанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_predmeta.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

5 класс

Тема: Описание предмета.

Тип урока. Урок развития речи.

Цели :

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.  Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.

- Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть и такие, которые  с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.

-  О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

ТОУУ

III. Этап актуализации и осуществление пробного действия.

 - В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.

- На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки.

3. Беседа:

- Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры).

- Какие типы речи вы знаете? (описание)

- Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).

- Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?)

- Какой тип речи и стиль мы будем использовать?

- Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная.

- Соответствует ли это описание нашей теме? (Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой).

Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?

А если мы скажем так… (на партах образцы описания данной игрушки)

Учащиеся читают:

     Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета.

 Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно желтые.

    Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.

    Щенок просто как живой!  Мне он очень нравится. А вам?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

IV. Фиксирование локальных затруднений.

Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди …

Певец поет, а строитель…

Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки.

Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей.

Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

V. Создание плана по решению проблемы.

 На доске записан план описания и опорные слова.

План.

1. Название игрушки.

2. Материал, из которого сделана игрушка.

3. Внешний вид игрушки.

4. Отношение к игрушке.

5. Роль игрушки в вашей жизни.

Опорные слова:

Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.

 Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Реализация на практике выбранного плана.

Письменная работа в черновиках.

  Минутка отдыха. Загадки, стихи об игрушках (Стихи Агнии Барто дети читают наизусть).

- А может ли игрушка рассказать о хозяине?

- А может ли игрушка рассказать о целом народе?

- Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа -  свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька.

Матрешка – русский сувенир. Но не все знают, что пришла она к нам из Японии. «Кукла в кукле», «девочка в платочке».

- У Ваньки у Встаньки – несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять.

Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

Написание откорректированных и проверенных текстов ученических сочинений в тетради.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Работа над черновиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету технология

в какой последовательности оформляется урок по технологии  по ФГОС...

Технологическая карта урока "Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере" 7 класс

Данный материал является технологической картой урока в 7 классе по разделу "Интерьер жилого дома"....

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 "Пожарная безопасность".

Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре....

Технологическая карта урока по теме "Описание животного" для 3-го класса.

Данная технологическая карта подходит для организации обычного урока, а также для внеурочного занятия. К карте имеется видео-инструкция, которую могу отправить всем заинтересованным лицам по запросу....

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету литература 5 класс

Штенская Наталья Сергеевна5 –А классЖилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.Комбинированный- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе проч...