Действительные и страдательные причастия.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бурнашева Лена Юриевна

Цель: дать представление об отличии действительных и страдательных причастий; отработать практическое умение отличать действительные от страдательных причастий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

6 «а» класс. Русский язык.

Тема: Действительные и страдательные причастия.

Цель: дать представление об отличии действительных и страдательных причастий; отработать практическое умение отличать действительные от страдательных причастий.

Оборудование: использование графопроектора, карточки, тест.

Ход урока:

  1. Терминологический диктант: причастие, причастный оборот, грамматическое значение, постоянный признак, морфологический признак, суффиксы причастий, определяемое слово, зависимое слово, распространенное определение. ( Работа у доски 1 ученика, взаимопроверка).

  1. Повторение пройденного материала. Тест. ( Взаимопроверка, оценка)

  1. Переход к новой теме.

По значению причастия делятся на 2 разряда: Действительные и страдательные. Какова наша задача на этом уроке?

Сравним причастия 1 и 2 столбика.

Открывающий книгу мальчик        Открытая мальчиком книга

Решающий задачу ученик        Решенная учеником задача

Умывающийся малыш        Умываемый мамой малыш

Задание:

1) Причастия какого столбика обозначают признак того, кто действует сам?

  1. А признак того, что сделано кем-то другим и это действие испытывает на себе предмет со стороны кого-то?
  2. Какие причастия ты назвал бы действительными, а какие страдательными?

Делаем вывод. Записываем в тетрадях определения действительных и страдательных причастий:

Действительные причастия обозначают признак по действию, которое совершает сам предмет.

Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета.

  1. Закрепление материала. Работа по учебнику стр. 304 Упр. 556. Обозначаем суффиксы, определяем разряд. ( Проверка)

  1. Работа по карточкам. В данные словосочетания вставить слова, обозначающие того, кто производит действие. Какие это причастия?

Решенная задача, разбитое стекло, сыгранная роль, выполненное задание, выстиранное белье, отнятая игрушка, спрятанная вещь.

Распределительный диктант.

Выписываете только причастия в 2 колонки, обозначаем суффиксы.

Девочка, одевающая куклу; фонарь, разбитый детьми; гудящий пароход; заброшенная ребенком игрушка; учитель, объясняющий задачу; пример, решаемый учеником; думающий школьник, вырубленные человеком леса, задание, выполненное ребенком.

  1. Работа с текстом.
  1. Прочитать текст. Определить тему, идею.
  2. Найдите причастные обороты ( алгоритм нахождения)
  3. Синтаксический разбор предложений: 1 в. 1 пр. 2 абзаца; 2 в. последнее предложение.
  4. Объясните знаки препинания в указанных предложениях, указать разряд причастий.

  1. Вывод:

1) Что мы узнали на этом уроке?

2) Какой признак по действию обозначает действительное, страдательное причастие?

Ключевые слова темы: Разряды причастий, Действительные и Страдательные причастия.

  1. Выставление оценок. Домашнее задание: Упр. 558, 560. Определение выучить наизусть.

(Инсценировка грамматической сказки).


Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Соловьи прилетают на родину в то время, когда деревья и кустарники начинают одеваться листьями.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Когда впереди огромная лиловая туча медленно поднялась из-за леса, душный жар внезапно сменился влажным холодом.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Майское небо станет уютным, когда оживут леса.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Пока варился чай, я успел сделать несколько снимков.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Мы успели вбежать в вагон, прежде чем двери захлопнулись.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Пока мы раздумывали, поезд ушел.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Когда всё стихло, на холме снова уселись белые птицы.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Когда осторожно она выглянула в коридор, тишина сразу успокоила её.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце.

Расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Когда я выбрался из зарослей на дорогу, то увидел впереди трех девочек.

Прочитай текст. Определи тему, основную мысль. Найдите СПП, расставить запятые, указать главное и придаточное предложение, союз, поставить вопрос к придаточному предложению, сделать схему.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго ,прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.


Я обращаюсь непосредственно к тебе, благосклонный читатель или слушатель, - Фриц, Теодор, Эрнст, все равно, как бы тебя не звали, - и прошу как можно живее вообразить себе рождественский стол, весь заставленный чудными, пестрыми подарками, которые ты получил в нынешнее Рождество, - тогда тебе нетрудно будет понять, что дети, обомлев от восторга, замерли на месте и смотрели на все сияющими глазами. Только минуту спустя Мари глубоко вздохнула и воскликнула:

  • Ах, как чудно, ах, как чудно!

Большая елка посреди комнаты была увешена золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало её шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон; она и любовалась им всласть, то и дело повторяя:

  • Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице! И мне позволят, наверное позволят, в самом деле позволят его надеть!

Фриц тем временем уже три или четыре раза галопом и рысью проскакал вокруг стола на новом гнедом коне, который, как он и предполагал, стоял на привязи у стола с подарками. Потом он произвел смотр новому эскадрону гусар: они были одеты в великолепные красные мундиры, шитые золотом, размахивали серебряными саблями и сидели на таких белоснежных конях, что можно было подумать, будто и кони тоже из чистого серебра.

Только что дети, немного угомонившись, хотели взяться за книжки с картинками, лежавшие раскрытыми на столе чтобы можно было любоваться разными замечательными цветами, пестро раскрашенными людьми и хорошенькими играющими детками, так натурально изображенными, будто они и впрямь живые и вот-вот заговорят, - так вот, только что дети хотели взяться за чудесные книжки, как опять прозвенел колокольчик. Дети знали, что теперь черед подаркам крестного Дроссельмейера, и подбежали к столу, стоявшему у стены. Ширмы, за которыми до тех пор был скрыт стол, быстро убрали. Ах, что увидели дети! На зеленой, усеянной цветами лужайке стоял замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен.

Заиграла музыка, двери и окна распахнулись и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные, но очень изящно сделанные кавалеры и дамы в шляпах с перьями и в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале, который весь так и сиял, под музыку плясали дети в коротких камзольчиках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....