Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие речи"
рабочая программа на тему

Кузнецова Екатерина Валерьевна

 

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

В процессе изучения курса «Развитие речи» создаются условия

  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их языковой подготовки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rech.docx81.24 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

пгт. ИЛЬСКИЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

УТВЕРЖДАЮ

Решение педсовета протокол № 1

От 31 августа 2017 года

Председатель совета

______________ Рыбина Н.Н.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Научное общество «Развитие речи»

Направление: языковедческое

Класс:  5-9

Количество часов – 34 в год (1 час в неделю)

Составитель программы: Кузнецова Екатерина Валерьевна

Рабочая программа составлена на основе государственной образовательной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ, ООП ООО МБОУ СОШ № 16. пгт. Ильского

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Развитие речи» основного общего образования составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
  • требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
  • авторской программы по русскому языку: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.) – М.: Просвещение, 2013.
  • основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы;
  • требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Развитие речи»  на уровне основного общего образования составлена с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 31 августа 2017 г. № 1).

Одной из важнейших задач преподавания русского языка и литературы в школе является  развитие связной речи учащихся.

 Обогащение активного и пассивного словарного запаса, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка, формирование и совершенствование умений и навыков грамотного  и свободного владения устной и письменной речью, формирование умений связно излагать мысли в устной и письменной форме, формирование навыков выразительного чтения и  пересказа текста – основные направления учителя-словесника при реализации данной задачи. Однако практика показывает, что работа по развитию речи учащихся (прежде всего письменной) часто оказывается недостаточной: при  создании  творческих письменных работ дети обнаруживают неспособность выражать свои мысли в письменной форме (не могут подобрать нужное слово, грамотно построить фразу, глубоко и полно раскрыть тему сочинения и т.п.). Поэтому существует необходимость в дополнительных уроках развития речи, что особенно актуально в наше время, когда дети мало читают или не читают вообще.

При этом Программа таких занятий должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей, способствовать  воспитанию в каждом ребёнке гармоничной, творческой, духовно богатой личности.

     Программа курса «Развитие речи», на мой взгляд, оптимально подходит для решения всех названных задач.

Цели реализации программы:

● усвоение содержания предмета «Развитие речи» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

  1. Образовательные:

-совершенствование устных речевых навыков учащихся и навыка выразительного, сознательного, вдумчивого чтения;

  1. Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся: воображения, образного   логическое мышления;

- развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков.

3.  Воспитывающие:

-воспитание  эстетического вкуса;

-воспитание      умения работать в коллективе и в малой группе;

-формирование нравственного стержня личности .

Главными задачами реализации Программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

Новизна рабочей программы учебного предмета «Развитие речи»

Содержание учебного предмета «Русский язык» с 5 по 9 класс представлено через следующие блоки:

  • Речь. Речевая деятельность.
  • Культура речи.

Перечень методов организации учебной деятельности

Предполагается использование следующих педагогических технологий и методов обучения:

  • электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • игровые технологии;
  • коллективные и групповые;
  • метод проектов;
  • лекции;
  • консультации и др.

Теоретический материал излагается в виде проблемных лекций, направляющих текстов и сопровождается электронными образовательными ресурсами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА курса внеурочной деятельности  «Развитие речи»  

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

В процессе изучения курса «Развитие речи» создаются условия

  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их языковой подготовки.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

в 5 классе - 34 часа,

в 6 классе – 34 часа,

в 7 классе – 34 часа,

в 8 классе -34 часа,

в 9 классе – 34 часа.

Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения курса «Развитие речи»

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия.

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов);

• заполнять и дополнять  тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
  • Предметные результаты освоения курса «Развитие речи»:

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

                 Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «Развитие речи»

5 класс (34ч.)

  1. Раздел 1. Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового).

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Развитие связной речи. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея (основная мысль текста). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Раздел 2. Культура речи

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

6 класс (204 ч.)

  1. Раздел 1. Речь. Речевая деятельность.

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Язык. Речь, общение. Ситуация общения. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Развитие связной речи. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение по картине. Сочинение-рассказ. Сочинение-описание. Изложение. Подробное изложение. Выборочное изложение. Сочинение-рассказ по началу.

Раздел 2. Культура речи

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.)

7 класс (34 ч.)

Раздел 1. Речь. Речевая деятельность.

  1. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
  2. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность,заявление, резюме).

Развитие связной речи.

Стили литературного языка. Публицистический стиль. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Сочинение-описание действия. Сочинение по картине.

Сочинение-рассуждение.

Изложение текста с описанием действия. Подробное изложение. Выборочное изложение по художественному тексту.

Раздел 2. Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

8 класс (34 ч.)

Раздел 1. Речь. Речевая деятельность.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Подробное изложение. Изложение с элементами сочинения. Изложение с элементами сочинения-рассуждения.

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Рассуждение.

Сочинение-рассуждение на свободную тему. Публицистическое сочинение о памятнике культуры. Сочинение-описание картины.

Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста.

Составление делового письма.

Основные жанры публицистического стиля. Применение публицистического стиля на практике. Диспут.

Раздел 2. Культура речи

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

9 класс (102 ч.)

Раздел 1. Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Раздел 2. Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс (34 ч.)

  • на изучение раздела «Речь. Речевая деятельность» 20ч.

(из них 9 ч.- сочинение, 11ч.- изложение).

  • на изучение раздела «Культура речи» 14 часов.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

  1. Речь. Речевая деятельность

Развитие связной речи.

20

Находить различие между языком и речью, выявлять особенность речевого общения,

Определять различие форм речи

(монолог, диалог, полилог, основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового).

Выявлять роль языка в жизни человека. Определить отличие общения устного от письменного.

Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться словарями.

Определять текст как продукт речевой деятельности, формально-смысловое единство и его коммуникативную направленность : тему, проблему, идею (основная мысль текста).

Создавать устные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Создавать изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Тренироваться в написании сочинений, писем, текстов иных жанров.

2

Культура речи

14

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Выявлять виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Итого

34

6 класс (34 ч.)

  • на изучение раздела «Речь. Речевая деятельность» 28 часа.
  • на изучение раздела «Культура речи»  6 часов.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

  1. Речь. Речевая деятельность

28

Воспринимать текст как продукт речевой деятельности.

Выявлять формально-смысловое единство текста и его коммуникативную направленность: тему, проблему, идею; главную, второстепенную и избыточную информацию.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении выбранных материалов исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа основные нормы русского литературного языка и правила правописаний.

2

Культура речи

6

Изучается в контексте всех разделов

языкового образования 6 класса.

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Выявлять виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Итого

34

7 класс (34 ч.)

  • на изучение раздела «Речь. Речевая деятельность» 30 часов.
  • на изучение раздела «Культура речи» 4 часа.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Речь.

Речевая деятельность.

  1. Развитие связной речи.

30

Различать формы речи, основные особенности разговорной речи, функциональных стилей.

  1. Определять основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля. Оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; создавать письменный текст.

Создавать сочинение-рассказ по данному сюжету; сочинение-описание действия; сочинение по картине; сочинение-рассуждение.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении выбранных материалов исходного текста.

Создавать на основе прослушанного текста изложение текста с описанием действия; подробное изложение; выборочное изложение по художественному тексту.

2

Культура речи

4

Изучается в контексте всех разделов языкового образования 7 класса.

Выделять аспекты культуры речи.

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные, словообразовательные).

Выявлять виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Итого

34ч.

                                         8 класс (34 ч.)

На освоение раздела «Речь. Речевая деятельность» - 34 ч.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Речь.

Речевая деятельность

34

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка.

Различать основные жанры публицистического стиля.

Создавать сочинения различных жанров.

Воспроизводить прослушанный текст как изложение (подробное, с элементами сочинения и .т.д.)

Итого

34

                                               9 класс (34ч.)

На освоение раздела «Речь. Речевая деятельность» - 34ч.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Речь.

Речевая деятельность

34

Соблюдать в практике письменного общения изученные пунктуационные правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в полном виде в письменной форме; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Готовиться к творческому заданию ОГЭ.

Итого

34

             ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Курса «Развитие речи»

Обучающийся научится:

  • дифференцировать понятия "язык" и "речь";
  • определять коммуникативную функцию языка;
  • различать виды речи и определять в зависимости от цели высказывания стили речи;
  • отличать текст от группы предложений, использовать алгоритм для выявления языковых и композиционных особенностей текста;
  • определять и формулировать тему и главную мысль текста, отражать их в заголовке, составлять и оформлять простой план текста
  • писать и оформлять письма;
  • собирать материал для сочинения, оформлять план сочинения;
  • создавать текст-описание, редактировать написанное
  • пересказывать текст с сохранением авторского стиля
  • различать грамматическую форму слова от однокоренного слова, подбирать к слову
  • подбирать материал для написания сочинения-описания по картине, составлять план сочинения

Обучающийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. -- М.: Просвещение, 2012.
  2. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 5 класс". ФГОС.[Е.А. Ефремова] -- М.: Просвещение, 2014. - 80 с.
  3. Тесты по русскому языку к учебнику Ладыженской Т.А. " Русский язык. 5 класс". ФГОС. [Е.П. Черногрудова] -- М.: Просвещение, 2013
  4. Потапова Г.Н. Диктанты по русскому языку. 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс. В 2 ч." – М.: Экзамен, 2015.
  5. Потапова Г.Н.Зачётные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс. В 2 ч." – М.: Экзамен, 2015.
  6. Макарова Б.А. Проверочные работы: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс. В 2 ч." – М.: Экзамен, 2015.
  7. Цветкова Г.В. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. В 2 ч. – Волгоград: Учитель, 2015.
  8. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. ФГОС. [Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич] -- М.: Просвещение, 2013
  9. Т.А. Ладыженская. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
  10. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. К УМК Т.А.Ладыженской. ФГОС. [Трунцева Т.Н.]
  11. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015
  12. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс. [Н.В.Егорова] – М.: ВАКО, 2010.
    Нелькин А. Г., Висленко Л.П., Зайко Т.В.
  13. Рабочие тетради по литературе и развитию речи. 5 класс. Спб: СМИО Пресс, 2005.
  14. Топольницкая Л.С. Литературное творчество, или 20 уроков «Жирафы». Тихвин, 2000. 

Образцы заданий ( к урокам)

Сказки осеннего леса…

 

1.       Продолжи фразу:

Осень – золотая пора, когда…________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Закрой глаза. Представь, что ты находишься в осеннем лесу. Что ты видишь? Какое небо? Какие деревья и кусты? Травы? Листья? Видишь ли ты птиц? Животных? Что они делают?

Прислушайся к звукам осени. Послушай шорох листьев, пение птиц, журчание ручейка, шум ветра в кронах деревьев, плеск волны в озере… А, может, ты слышишь что – то ещё? Послушай, о чём говорят в осеннем лесу. Может, кленовый лист расскажет тебе свою историю? А, может, зайчик? Или лиса?  Куст шиповника? Красавец-гриб? О чём они, по- твоему, думают?

Поблагодари твоего собеседника, поблагодари осенний лес за чудесную прогулку и возвращайся сюда, к нам  в класс. О чём ты можешь рассказать? Что видел? Что слышал? Расскажи.

3. Послушайте, что рассказывают об этом другие ребята.

Чтение рассказов из  книги  Л.Н Топольницкой ( см Программу)..

 

1.      Подумай, от лица кого ты хотел бы рассказать нам об осени. Опиши его (лист, дерево, капельку, гриб, ёжика, белку…). А, может, это будет диалог? Опиши его участников.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Где он (она, оно, они) находится?  Что чувствует? О чем рассказывает? Если их несколько, постарайся услышать их разговор.

Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Придумай начало своей сказки.

Варианты начала: «Я- …  У меня…Я живу в лесу. Сейчас осень…»

                                   «Встретились в осеннем лесу…»

                                   «Осень – это золотая пора, когда…»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Озаглавь свой рассказ. Запиши его целиком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Познакомь с ним других.

 

9. Рефлексия.

 

- Какие сказки рассказывает осенний лес?  

 

Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова. Урок развития речи.

 Подготовка к сочинению.

I.Индуктор.

1.        Почему нам снятся сны? Задумывались ли вы об этом?

2.Как вы думаете, что может сниться человеку, попавшему на необитаемый остров?

II. Афиширование.

III. Обращение к новой информации.

  1. Север - холодный, заснеженный, завораживающий, дикий, белый.
  2. Пустыня – сухая, жаркая, жгучая, золотая, жёлтая, одинокая, песчаная.

Подчеркните тот эпитет ( 1-2), который(-ые) Вам больше всего нравятся.

3. Попробуйте написать небольшой рассказ об одинокой сосне, растущей на Севере.

 

  1. Прочитайте мини – сочинения Ваших одноклассников о  сосне, растущей на Севере, которой приснился сон о пальме, растущей в знойной пустыне.

Как вы думаете, в каком из сочинений лучше передано состояние одиночества, грусть сосны и её мечта о воссоединении с пальмой? Какое сочинение Вам больше нравится? Свой ответ аргументируйте.

 

4. А теперь прочитайте текст стихотворения. Некоторые слова в этом тексте пропущены. Попробуйте догадаться, какие эпитеты и сравнения должны стоять на месте пропусков.

 

На севере __________ стоит _____________

            На ____________ вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

            Одета, как ________, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне ________________

-         В том крае, где солнца восход,

Одна и ___________, на утёсе _______________

            ________________ пальма растёт.

 

5. Почему вы выбрали именно эти слова? Аргументируйте.

 

6.      А теперь прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…».

 

7.      Какое слово Вам непонятно? Почему автор выбрал именно такое сравнение? Какие эпитеты Лермонтова помогают передать его отношение к описываемому?

8.      Сопоставьте это стихотворение с другим стихотворением М.Ю. Лермонтова: «Утёс». Чем они похожи? Чем различаются? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Попробуйте написать, о чём эти два стихотворения? Только ли о сосне, пальме, утёсе, тучке? О чём должен задуматься читатель, читая такие стихотворения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Д/З. I. Напишите сочинение по одной из выбранных Вами тем:

1.      Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс» («На севере диком…).

2.      Сопоставляя стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»  и «На севере диком….

3.       Плач утёса о потерянном счаcтье ( от лица Утёса).

План  к темам №1, 2.

I. Вступление.

 Одиночество - один из главных, основных мотивов творчества М. Ю. Лермонтова. Одинок его Парус, «ищущий бури» ( Стихотворение «Парус»), одинок и  Дубовый листок, оторвавшийся от дерева и не нашедший приюта (Стихотворение «Листок», одиноки Утёс («Утёс») и  Сосна («На севере диком…»).

Перечитаем _______________________________( одно из этих стихотворений, последние два стиховорения, стихотворение «Листок» - выберете необходимое).

II. Основная часть.

1.      Текст стихотворения.

2.      Какая картина предстаёт нашему воображению?

Читая это стиховорение, мы живо представляем себе… (что именно? Опишите).

3.Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства вызывает?

Отвечая на вопросы 2 и 3, укажите, какие средства выразительности помогают передать то или иное состояние, то или иное чувство, тот или оной образ.

Для справок: М. Ю. Лермонтов использует приём олицетворения;

Эпитеты … помогают создать образ;

Помимо олицетворений, сравнения, эпитетов М. Ю. Лермонтов в этих двух стихотворениях использует особый приём – антитезу (противопоставление). Как вы думаете, что противопоставляется в них и зачем?

4. Вопросы к стихотворению «Листок» – см. стр. 164 учебника.

5.  О чём заставляет задуматься стихотворение (-я)? Как бы Вы сформулировали его  основную мысль.

Стихотворение заставляет задуматься…

Я думаю, основная мысль стихотворения -….

III.

Заключение.

Ваше отношение к стихотворению.

II. Оформите Ваше сочинение на альбомном листе, нарисуйте иллюстрацию к Выбранному стихотворению. Иллюстрация должна передавать настроение стихотворения!

 

 

  1.Составьте статью для энциклопедического словаря о телефоне в научном стиле.  

 

Телефон  -

 

1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для справок: 1) телефон ( от теле- и греч phone – звук.

прибор электроакустический; преобразование электрических колебаний; звуковые колебания; в, для.

Телефоны электромагнитные, электродинамические, пьезоэлектрические;  различать .

 Наибольшее применение; в устройствах телефонной и радиотелефонной связи; находить.

2) ______________название ____________ связи и _______________  аппарата. (Общепринятое сокращенное), телефонный – в Р. п., телефонная – в Р. п.

2. Прочитайте статью о мобильном телефоне.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН - конечное устройство сети мобильной связи. Как и любой другой телефон, оснащен микрофоном, динамиком и клавиатурой. Имеет сравнительно небольшие размеры, обычно помещается на ладони. Связывается с сетью мобильной связи с помощью радиосигнала. Мобильный телефон — гибрид рации и миниатюрной ЭВМ. По мере развития техники на ЭВМ мобильного телефона были возложены другие функции — управление телефоном, записной книжкой, передача SMS  и  MMS; в  мобильные телефоны были встроены калькулятор, а позднее и камера со вспышкой и оптикой.

 

 

Напишите небольшой рассказ о Вашем мобильном телефоне в художественном стиле (можно от лица телефона).

Напишите, как его зовут, какие у него есть функции и т. п. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕЛЕФОН (от теле... и греч. phone — звук), 

 

 

 

1) электроакустический прибор для преобразования электрических колебаний в звуковые. По принципу преобразования различают телефоны электромагнитные, электродинамические, пьезоэлектрические Наибольшее применение находит в устройствах телефонной и радиотелефонной связи.

2) Общепринятое сокращенное название телефонной связи и телефонного аппарата.

  2.

-Здравствуйте! Это говорит одноклассник Светы - Кирилл Иванов.

-Здравствуй, Кирюша!

-Будьте добры, позовите Свету!

-Одну минуточку!

-Я слушаю. Привет, Кирилл!

-Света! Здравствуй! У тебя есть книга Толкиена «Властелин колец»?

-Есть.

-Ты не можешь дать её на недельку? Очень хочется прочитать, а в библиотеке нет.

-         Дам, конечно!

-         Может, захватишь завтра в школу?

-         Хорошо, захвачу. Чтобы не забыть, я прямо сейчас положу её в портфель.

-         Спасибо! До свидания.

-         До свидания!

 

3.

Один раз мы с Мишкой были в игрушечн… магазине и увид…ли замечательную игрушку – телефон. В большой деревянной коробке л…жали два телефонных аппарата. Две тру..ки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки. Продавщица об…яснила нам, что если один телефон поставить в одной квартире, а другой  -    у соседей и соед…нить оба аппарата проволокой, то можно переговариват(?)ся…

… Примчались из магазина с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой – у Мишки и от моего телефона протянули проволоку через форточку вниз, прямо к Мишкиному телефону.

-         Ну. – говорит Мишка. – попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай.

Я помчался к себе, взял трубку и слушаю. А трубка уже кричит Мишкиным голосом:

-Алло! Алло!

Я тоже как закричу:

-Алло!

-Слышно что-нибудь?

-Слышно. А тебе слышно?

-Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

-Хорошо. А тебе?

-И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?

-Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?

Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду.

Мишка приб…жал ко мне, и мы принялись обнимат(?)ся от радости:

-Хорошо, что купили телефон! Правда?

            -Конечно, - говорю, - хорошо.

      -Слушай, сейчас я пойду обратно и позвоню тебе.

Он уб…жал и позвонил снова.

Я взял трубку:

-Алло!

-Алло!

-Слышно?

-Слышно.

-Хорошо?

-Хорошо.

-И у меня хорошо. Давай разговаривать.

-Давай, - говорю. – А о чём разговаривать?

-Ну, о чём… О чём-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?

-Правда.

-Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

-Правда.

-Ну?

-Что «ну»?

-Чего же ты не разговариваеш?

А ты почему не разговариваешь?

-         Да я не знаю, о чём разговаривать, - говорит Мишка. - Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь…

 

Задания.

1.      Определи стиль речи каждого текста.

2.      Ответь на вопрос: как нужно вести беседу по телефону?

3.      Разбери по составу слово телефон.

Текст №3

4.      Найди слово, соответствующее схеме:

5.      Найди сложносочиненное предложение.

6.      Найди простое предложения с однородными сказуемыми.

7.      Найди слово с ошибкой и объясни  орфограмму, приведи пример на то же правило.

 

Повествование.

Повествует о каких-то событиях в прошлом, настоящем или будущем. Здесь говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях, и поэтому в повествовательном тексте много глаголов.

Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально.

Рассказ - небольшой повествовательный жанр, посвященный какому-то событию, случаю.

I.     Вступление.

II. Основная часть.

1.      Завязка.

2.      Развитие действия.

3.      Кульминация.

4.      Развязка

III.Заключение.

 Как-то раз… Однажды… Это случилось, когда… Эта история произошла…

Так или примерно так начинаются рассказы о каких-то случаях из жизни.

Рассмотрите рисунки в учебнике ( с 248). Ответьте на вопросы учебника (устно). Представьте, что история, изображённая на рисунках, произошла в вашей или знакомой вам семье. Расскажите её. Придумайте заголовок вашему рассказу. Подумайте, как вы его начнёте. Может быть, так:

«Однажды папа (мой  дядя, дедушка, сосед…) принёс откуда-то свой портрет – большой, красивый, в деревянной рамке…»

Что произошло далее? Как развивались события? Чем всё закончилось?

Придумайте и запишите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Рабочая программа по письму, чтению и развитию речи 5-9 классы

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жи...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....