Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Литвишкина Галина Ивановна

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh_epohi.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского

Буденновского района»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/ Г.И.Литвишкина/                                          

Протокол № ___

от «__»__________2016г.

«Согласовано»

Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского»

_____________/Л.Г.Валантырь/

«__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №15 с. Преображенского»

_____________/_С.И.Красницкий__/

Приказ № ___

от «__»__________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,

по русскому языку (элективный курс «Дух эпохи»), 9  класс

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2016 г.

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Дух эпохи» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 35  часов (1 час в неделю).

Цель курса:

- формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

- развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие    исследовательских    навыков и творческих способностей.

- воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

  • формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации  поэтических текстов;
  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
  • развитие умения постигать содержание  художественного  произведения  на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
  • формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
  • развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
  • развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Элективный курс посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.Способствует обучению школьников максимально полной интерпретации художественного текста  и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным  в вузы гуманитарного направления.

Курс ориентирован на подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в общеобразовательном, так и в предпрофильном (гуманитарном) классе.

Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

Учебно-тематический план курса

Класс  9

Учитель:       Литвишкина Галина Ивановна

Всего 35  часов; в неделю 1 час

Плановых   уроков  развития речи 3 ч, зачетов-2 ч., проектов-1ч.

 Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений  Элективные курсы; М.: Просвещение, 2013

Дополнительная литература: Альбеткова Р.И. От слова – к словесности, М.: Просвещение, 2008; Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 класса. -  М.: Просвещение, 2013

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Дата по плану

Дата коррект.

Кол-во часов

Приложения

Раздел 1. Введение.

2

1

Художественное произведение -  особый, законченный в себе мир.

1

2

Художественное произведение -  особый, законченный в себе мир.

1

Раздел 2. Золотой век русской литературы.

33

3

Золотой век русской литературы.

1

4

Ключевые образы в стихотворениях Золотого века.

1

5

Ключевые образы в стихотворениях Золотого века.

1

6

Новаторство Грибоедова в области драматургии

1

7

Р.К.«Он весь дитя добра и света…» по лирике А.С. Пушкина.

1

8

Необычные образы лирики А.С.Пушкина

1

9

« А счастье было близко…» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

10

«Энциклопедия русской жизни ...»

1

11

Р.К. Тема творческой личности в лирике М.Ю. Лермонтова

1

12

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

1

13

«Душа Печорина –не каменистая почва» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

14

Семинар-практикум по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

15

Семинар-практикум по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

16

Зачёт по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

17

«Видимый миру смех сквозь незримые ему слёзы»  в творчестве Н.В. Гоголя.

1

18

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя.

1

19

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя.

1

20

Р.Р.Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент в лирике  поэтов «чистого искусства».

1

21

Р.Р.Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент в лирике  поэтов «чистого искусства».

1

22

Нравственный выбор в творчестве Н.А. Некрасова

1

23

Интонации лирики Н.А.Некрасова

1

24

 Психологизм драм А.Н.Островского

1

25

Психологизм драм А.Н.Островского

26

Особенности художественного мира И.С. Тургенева.

1

27

Диалог с текстом ( по рассказам И.С.Тургенева)

1

28

Стихотворения в прозе

1

29

Душевность без духовности в рассказах А.П. Чехова

1

30

Душевность без духовности в рассказах А.П. Чехова

1

31

Р.Р.Творческая мастерская.

1

32

Эмоциональное богатство русской поэзии.

1

33

Зачет.

1

34

Защита мини-проекта

1

35

Защита мини-проекта

1

Содержание тем учебного курса

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

    Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Требования к уровню подготовки уч-ся

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.
  2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.
  3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств  и  снова возвращаться к высказанной гипотезе.
  4. При анализе произведения  на  различных  языковых  уровнях  (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.
  5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.
  6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств,  средства  художественной  изобразительности.
  7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.
  8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
  9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.
  10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. -  2002.- №2; 2003.- №1-4.

2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 44-52.

3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под  ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.

4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43

Список используемой литературы

1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. -  М.: Просвещение, 1995.

2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.:  «Образование от А до Я», 1999.

3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 класса. -  М.: Просвещение, 1996.

4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. -  М.: Просвещение, 1997.

5.  Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. -  М.: Просвещение, 1990.

6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. -  М.:  «Первое сентября», 2002.

7. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. -  М.: «Школьная пресса», 2002.

Приложения

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

  1. Дата написания стихотворения.
  2. Реально-биографический и фактический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие.
  4. Идейное содержание.
  5. Ведущая тема.
  6. Основная мысль.
  7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.
  8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.
  9. Преобладание личных и общественных интонаций.
  10. Построение стихотворения.

• Сопоставление и развитие словесных образов:

  1. по сходству;
  2. по контрасту;
  3. по смежности;
  4. по ассоциации;
  5. по умозаключению.

• Основные изобразительные средства: эпитет, иносказание, метафора, метонимия,   сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

• Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

• Основные особенности ритмики:

  1. тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;
  2. стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

• Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

• Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

• Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

• Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по экологии 8 класс (элективный курс)

Данный материал включает в себя полностью разработанную рабочую программу по экологии человека....

Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)

Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)...

Рабочая программа по физике 11 класс (элективный курс)

физика (элективный курс) 11 класс 1 час в неделю...