Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Цель: познакомить учащихся с правописанием одной и двух букв н в

наречиях на –о, -е.

Задачи:

1) рассмотреть алгоритм написания н, нн в наречиях на –о, -е;

2) формировать навык написания н, нн в наречиях на –о, -е;

закрепить умение различать написание н, нн в суффиксах разных

частей речи;

развивать устную и письменную монологическую речь учащихся;

3) прививать любовь к родному языку, учить бережному отношению к

русскому слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_i_nn_v_narechiyah.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.

Цель: познакомить учащихся с правописанием одной и двух букв н в

наречиях на –о, -е.

Задачи:

1) рассмотреть алгоритм написания н, нн в наречиях на –о, -е;

2) формировать навык написания н, нн в наречиях на –о, -е;

закрепить умение различать написание н, нн в суффиксах разных

частей речи;

развивать устную и письменную монологическую речь учащихся;

3) прививать любовь к родному языку, учить бережному отношению к

русскому слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1. Приветствие учителя.

2. Сообщение цели и задач урока (высвечивается на доске).

2. Проверка домашнего задания (упражнение 255) (по цепочке).

1. Спишите текст, раскрывая скобки. В случаях слитного написания не с наречиями укажите, если сможете, синоним без не или отметьте, что

наречие не употребляется без не.

Иван (не) складно взмахнул руками и (не) ожиданно сорвался вниз. Когда чувство страха прошло, он понял, что упал на песок, (не) глубоко и не ушибся. Ему небольно, но досадно и непонятно, как отсюда выбраться…Иван (не) весело размышляет о своем приключении, но уже карабкается вверх, слишком спешит, срывается и потому продвигается (не)быстро, а медленно. Наконец, он ухватился за ветку и (не) медленно оказался на прежнем месте.

2. Выпишите столбиком наречия без не в составе словосочетаний и

укажите их разряд.

3. Охарактеризуйте звуки [ы], [с]. Примеры приводите из текста, выбирая  слова с не.

4. Сделайте вывод о правописании не с наречмями.

3. Повторение изученного ранее материала.

1. Тестирование (ответы высвечиваются)

Вставьте одно или два н:

местность пусты…а отчеты собра…ы

песча…ый берег свящ…ый долг

оборудова…ый кабинет речь торжестве…а

жева….ый лист краш…ый забор

скоше….ая трава ране…ый под Киевом боец

Ответ:

местность пустынна отчеты собраны

песчаный берег священный долг

оборудованный кабинет речь торжественна

жеваный лист крашеный забор

скошенная трава раненный под Киевом боец

2. Работа с классом.

Выборочный диктант.

Выпишите из предлагаемых пословиц в два столбика прилагательные и причастия с –н- и –нн.

а) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

б) В ветре…ый день муку не продают.

в) Всегда имей свое сердце смолоду расположе…ым к добру, а дух   мужестве…ый.

г) Согласие крепче каме…ых стен.

д ) Оси…ое гнездо не трогай.

е) Только тот человек це…ый, кто работать привык.

н нн

Задумано (кр. причастие) Расположенный (причастие)

Сделано ( кр. причастие) Мужественный (прилагательное)

Ветреный (искл., прилагательное) Каменных (прилагательное)

Осиное гнездо (прилагательное) Ценный (прилагательное)

Работа по вопросам:

- В каком еще случае пишется одна и две буквы н в прилагательных?

( Одна буква н пишется в прилагательных, образованных от глаголов

несовершенного вида, не имеющих зависимых слов: печь- печеные

пирожки, варить- вареные овощи. Две буквы н пишутся в

прилагательных, образованных от глаголов, имеющих суффиксы –ова, - ева, -ирова: организовать – организованный).

- Всегда ли в причастиях пишется две буквы н? ( Нет, в кратких

причастиях пишется одна буква н: сожженные письма- письма сожжены).

- Назовите прилагательные – исключения, в которых пишется две буквы н.

(Священный, желанный, негаданный, нечаянный, нежданный, медленный).

- Как вы понимаете смысл выделенных пословиц?

Произведите морфологический разбор слова смолоду. Подберите к нему антоним.

4. Объяснение нового материала.

1) Запись на доске:

уверенный – уверенно,  искусный – искусно, обиженный – обиженно

искренний – искренне, стеклянный------

- Слова каких частей речи записаны в левом столбике? А в правом? ( В

левом столбике – прилагательные и причастия, в правом – наречия)

- Каким способом образованы наречия? ( Суффиксальным)

- От чего зависит написание н, нн в этих наречиях? (В наречиях на –о, -е

пишется столько н, сколько их в том слове, от которого они

образованы).

- От какого прилагательного вы не смогли образовать наречие и почему?

( От относительного прилагательного стеклянный невозможно

образовать наречие, так как наречия образуются только от

качественных прилагательных).

5. Закрепление материала.

1.Первичное закрепление. Учащиеся выполняют упражнение 260 (по

цепочке).

Спишите, в скобках указывая имена прилагательные, от которых

образованы наречия. Сколько букв н следует писать в каждом случае и почему?

Сочувстве(нн)о отнестись к беде, искре(нн)е помочь, торжестве(нн)о

поздравлять, искус(н)о рисовать, безнравстве(нн)о поступать, опас(н)о

ехать, вдохнове(нн)о читать стихи, раскова(нн)о себя вести, пута(н)о

рассказывать, воинстве(нн)о размахивать руками.

2. Самостоятельная работа.

Предупредительный диктант. (Один ученик у доски, остальные в тетради).

Ночной холодный ветер с моря внезапно залетает в бор;

Он беше..о кружась бросает В костер и..тлевший хвойный сор –

И пламя в..пыхивает жадно. (И.Бунин).

а) Спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки

препинания. Объясните правописание пропущенных орфограмм и

пунктограмм.

б) Подчеркните грамматические основы, определите структуру

предложения.

в) Какое средство выразительности использует автор, создавая образ

ветра? ( Автор использует олицетворение: вспыхивает жадно).

3. Творческая работа.

Напишите сочинение-миниатюру (4-6 предложений), раскрывающее смысл пословиц:

1 вариант Согласие крепче каменных стен.

2 вариант Всегда имей свое сердце расположенным к добру, а дух мужественный.

Смысл пословиц раскройте с опорой на литературные произведения,

изученные ранее.

6. Подведение итогов урока.

1. Каким был для вас данный урок: познавательным, интересным,

скучным?

2. Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

3. Какие задания были для вас сложными, а какие - интересными?

7. Выставление и комментирование оценок.

8 . Домашнее задание: